Исследование гражданско-правового статуса ужреждений как субъекта гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с деятельностью учреждений, созданных собственниками, определение возможных путей их решения, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства. Для достижения указанной цели в ходе исследования предстоит решить следующие задачи: исследование правового положения учреждений, созданных собственниками, как некоммерческих юридических лиц: функции учреждений; порядок их образования и учредительные документы; органы управления, пределы осуществления предпринимательской деятельности; правовой режим имущества; гражданско-правовая ответственность по обязательствам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус учреждения как субъекта гражданского права…5
1.1. Понятие учреждения…………………………………………………………5
1.2. Виды учреждений…………………………………………………………...12
Глава 2. Правовой режим имущества учреждения………………………...17
2.1. Право оперативного управления…………………………………………...17
2.2. Распоряжение имуществом, приобретенным учреждением за счет предпринимательской деятельности…………………………………………...24
Глава 3.Гражданско-правовая ответственность учреждения по своим обязательствам…………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….33
Источники и литература……………………………………………....35

Файлы: 1 файл

курсовая учреждения.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

Изъятие имущества у учреждения возможно лишь в этих предусмотренных  законом случаях по усмотрению собственника. Указанное право собственника распространяется на все имущество, за исключением  денежных средств. В случае нарушения  его имущественных прав, учреждение вправе предъявить к собственнику иск  о защите своего права (ст. 301, 305 ГК РФ). Однако, как представляется, практически  это выполнимо далеко не всегда по той причине, что любому исполнительному  органу, даже несмотря на свой авторитет  сложно пойти против собственника имущества, поскольку неизбежным последствием, в конечном итоге, будет увольнение такого директора (хотя это и незаконно).

Таким образом, ст. 296 ГК РФ устанавливает  единый правовой режим оперативного управления на имущество для казенных предприятий и учреждений. Различия предусмотрены в распоряжении этим имуществом. Согласно ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или  иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п.2 ст. 19 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Учреждение, в силу п.1 ст. 298 ГК РФ, вообще лишено права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. У казенных предприятий и учреждений правомочия по владению, пользованию и распоряжению, закрепленным за ними имуществом ограничены в большей степени по сравнению с унитарными предприятиями, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Это обусловлено разными подходами к указанным юридическим лицам. Помимо ограничений в распоряжении закрепленным за казенным предприятием и учреждением имуществом, его собственник несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества (п.5 ст. 115 ГК РФ, п.2 ст. 120 ГК РФ), что дает достаточные гарантии для кредиторов таких лиц. В свою очередь, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество передано в хозяйственное ведение, являясь самостоятельной коммерческой организацией, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. По общему правилу, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия (ст.7 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Возможность изъятия имущества собственником законом не предусмотрена. Это вполне объяснимо, поскольку, занимаясь профессиональной предпринимательской деятельностью, унитарное предприятие участвует в гражданском обороте, что требует для кредиторов таких лиц серьезные гарантии обеспечения исполнения обязательств перед ними. Таким образом, право хозяйственного ведения на имущество унитарного предприятия шире по объему, чем право оперативного управления; оно предоставляет большие полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом. Такие правомочия по управлению имуществом необходимы унитарному предприятию для максимально эффективного его использования, получения прибыли, реализации общезначимых проектов. Вместе с тем, собственник не теряет при этом функций по контролю за использованием имущества и свободы выбора руководителя организации.

Право оперативного управления на имущество собственника возникает  у учреждения с момента фактической  передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими  правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Таким моментом можно  считать дату утверждения баланса  или поступления имущества по смете. Значение этого момента определяется тем, что, начиная с этого времени  на учреждение переходят обязанности  по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед  своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник, по общему правилу, уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Вещный характер права  оперативного управления проявляется  в сохранении его действия в случае смены собственника. Согласно п.2 ст. 300 ГК РФ, при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Право оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Как указывалось ранее, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, которые выделены ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Учреждение полностью лишено ограниченного права распоряжения в отношении, принадлежащего ему имущества, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. Правами владения и пользования имуществом оно наделено собственником согласно уставу в пределах п.1 ст. 296 ГК РФ, а право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, учреждение распоряжаться не может. В юридической литературе высказывается мнение, что при возникновении такой необходимости, оно вправе просить собственника о том, чтобы он от своего имени произвел отчуждение принадлежащего ему имущества28. Однако изложенное правило не соответствует сложившимся отношениям, возникающим при участии организации в гражданском обороте. Так, согласно п. 3 ст. 35 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные учреждения в отношении имущества, переданного им в оперативное управление, осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями. Школы, техникумы, вузы (п. 11 ст. 39 Закона об образовании), лечебные учреждения почти все сдают в аренду переданные им в оперативное управление здания, сооружения, т.е. распоряжаются этим имуществом; все учреждения распоряжаются денежными оборотными средствами в соответствии со сметой, утвержденной собственником. Любая научная организация, обладающая -правами на созданный ее работниками результат интеллектуальной деятельности, обладает имущественными правами на него, в том числе и правом распоряжения (ст. 138 ГК РФ).  В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об образовании, образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или передавать во временное пользование находящееся в его оперативном управлении имущество; в п.4 ст.29 Закона о музеях установлено право музея сдавать в аренду недвижимое имущество. Нормы о праве учреждения выступать в качестве арендодателя и передавать свое имущество во временное безвозмездное пользование имеются и в большинстве уставов, в типовых, примерных положениях, утвержденных Правительством.

 

 

 

 

   2.2. Распоряжение имуществом, приобретенным учреждением за счет предпринимательской деятельности

Согласно п.1 ст.50 ГК РФ основным отличительным признаком некоммерческих юридических лиц от  коммерческих является то, что они не имеют  извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абз. 2 п.3 ст.50 КГ РФ).

В соответствии со ст.298 ГК РФ учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенные за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

К сожалению, в ГК РФ не учтена имевшаяся в Основах гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик 1991 г. регламентация  правового режима доходов и приобретенного за счет этих доходов имущества. А  фраза "поступают в самостоятельное  распоряжение учреждения" привела  к различному ее толкованию.

Результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая  имущество, приобретенное учреждением  по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в оперативное  управление учреждения (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Из этого следует, что указанные  результаты становятся объектом права  собственности учредителей учреждений, а не самих этих юридических лиц, поскольку имущественной базой  для их появления стало имущество  собственника-учредителя, находящееся  у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве.

Однако, согласно п.2 ст.35 ФЗ «Об общественных объединениях»  предусматривает, что общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества. В п.5 ст. 39 Закона об образовании предоставлена возможность негосударственному образовательному учреждению быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматриваемые положения  специального Закона не соответствуют  п.З. ст. 213 ГК РФ29, устанавливающему, что учреждение не является собственником в отношении любого принадлежащего ему имущества, а также п. 2 ст. 299 ГК РФ30, однако отражают объективную необходимость закрепления за учреждениями права собственности на имущество. Поэтому, как нам представляется, следует внести изменения в Гражданский Кодекс РФ, которые бы устранили указанное несоответствие в регулировании правового положения имущества учреждений.

Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное  на эти доходы, учитывается на отдельном  балансе учреждения (п.2 ст.298 ГК РФ). Их следует отличать от плодов, продукции  и доходов, полученных в результате правомерного использования учреждением  имущества, которые разделяются  на:

-естественные плоды, создаваемые  самой вещью;

-доходы, которые вещь  приносит, если находится в гражданском  обороте - наемная плата, проценты, получаемые в кредит31.

Соответственно, п.З. ст.299 ГК РФ в этом случае не распространяется на указанное имущество и оно уже не может быть изъято у учреждения решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов (а также любым другим собственником), в том числе, когда используется не по назначению.

Гражданский кодекс РФ выделяет два правовых режима, на основании  которых объекты гражданских  прав могут принадлежать юридическим  лицам, созданным в организационно-правовой форме учреждений. Первый режим -право  оперативного управления учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а второй - право самостоятельного распоряжения имуществом и доходами, приобретенными учреждением от приносящей доходы деятельности, которая разрешена  учредительными документами (законом, собственником)32. Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника по смете, находится у него на праве оперативного управления. Другая часть, «заработанная» самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, находится в режиме вещного права, прямо не названного законодателем. Однако перечень вещных прав, в отличие от прав обязательственных, не исчерпывающий, но в тоже время не может включать права, прямо не предусмотренные законом. Как нам представляется, нельзя согласиться с мнением Г.А. Гаджиева, что Гражданский Кодекс устанавливает исчерпывающий перечень вещных прав33. В соответствии с п.1 ст.216 ГК РФ гласит: «Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитуты (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296). Оговорка «в частности» как раз и позволяет сделать вывод, что законом могут быть предусмотрены и иные вещные права. Некоторые авторы занимают позицию, что анализируемое особое вещное право является ни чем иным, как правом хозяйственного ведения. Соответственно, к праву учреждения на полученное имущество применимы правила ст. 295 ГК РФ.

Другие авторы полагают, что если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие  доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность  учреждения, то речь в этих случаях  должна идти об особом вещном праве, которое  не укладывается ни в рамки права  оперативного управления, ни в рамки  права хозяйственного ведения34. Более того, по своему объему право самостоятельного распоряжения учреждения имуществом шире, чем право хозяйственного ведения предприятий35.

На наш взгляд, на правовой режим такого имущества не распространяются правила п.2 ст. 299 ГК РФ. Представляется, что данная норма применима только в случаях использования имущества при осуществлении основной деятельности учреждения, не относящейся к предпринимательской. Хотя в науке имеется точка зрения, что учреждения обладают лишь правом оперативного управления в отношении имущества, закрепленного за ними собственниками, равно как и в отношении имущества, приобретаемого за счет разрешенной предпринимательской деятельности, не подтверждающаяся, однако, как уже показывалось выше, ни законом, ни практикой его применения.

«Не вызывает сомнения, что  соотношения прав учредителя и учреждения в отношении закрепленного за ним имущества должны обеспечивать оптимальные условия для решения  уставных целей. Не секрет, что страны с развитым правом имеют исчерпывающий  перечень вещных прав. В развитых зарубежных странах, где гражданское право  построено на традициях римского права, вещные права предусматриваются  только законом. Оговорка, содержащаяся в п.1 ст.216 ГК РФ позволяет предусматривать  новые вещные права в отдельных  законах. Установление новых вещных прав необходимо и оправдано, если существующие вещные права не могут обеспечить правовой режим имущества, отвечающий интересам субъектов гражданского оборота»36.

Изложенные позиции, по нашему мнению, являются наиболее логичными. Некоторые ученые считают необходимым определить правовой режим имущества, полученного от собственной хозяйственной деятельности, как право собственности. С этой позицией, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку учреждения, осуществляя предпринимательскую деятельность, эксплуатируют государственное (муниципальное) имущество или имущество частного субъекта. Наиболее логичным нам представляется говорить либо о праве хозяйственного ведения, либо о каком-то ином вещном праве, не предусмотренном действующей редакцией ГК РФ. Но бесспорно одно - в условиях постоянного недофинансирования предпринимательская деятельность необходима для успешного функционирования учреждений.

Информация о работе Исследование гражданско-правового статуса ужреждений как субъекта гражданских правоотношений