Исследование гражданско-правового статуса ужреждений как субъекта гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с деятельностью учреждений, созданных собственниками, определение возможных путей их решения, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства. Для достижения указанной цели в ходе исследования предстоит решить следующие задачи: исследование правового положения учреждений, созданных собственниками, как некоммерческих юридических лиц: функции учреждений; порядок их образования и учредительные документы; органы управления, пределы осуществления предпринимательской деятельности; правовой режим имущества; гражданско-правовая ответственность по обязательствам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус учреждения как субъекта гражданского права…5
1.1. Понятие учреждения…………………………………………………………5
1.2. Виды учреждений…………………………………………………………...12
Глава 2. Правовой режим имущества учреждения………………………...17
2.1. Право оперативного управления…………………………………………...17
2.2. Распоряжение имуществом, приобретенным учреждением за счет предпринимательской деятельности…………………………………………...24
Глава 3.Гражданско-правовая ответственность учреждения по своим обязательствам…………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….33
Источники и литература……………………………………………....35

Файлы: 1 файл

курсовая учреждения.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

              

      

       Глава  3.Гражданско-правовая ответственность  учреждения по своим обязательствам.

      В качестве общего правила действует принцип полной имущественной ответственности юридического лица, закрепленный в п. 1 ст. 56 ГК РФ. По долгам юридического лица взыскание может быть обращено на все принадлежащее ему имущество. Юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника его имущества, а учредитель (участник) юридического лица или собственник не отвечают по обязательствам юридического лица.

      Субсидиарной ГК признает ответственность участников по долгам полного товарищества (п. 1 ст. 75) или общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 95), членов производственного кооператива по его долгам (п. 2 ст. 107), основного общества по долгам дочернего - при банкротстве последнего, возникшем по вине основного общества (ст. 105), Российской Федерации по долгам казенного предприятия (ч. 5 ст. 115), собственников имущества учреждения по его долгам (ст. 120) и др.  Однако в случаях, предусмотренных законом, по обязательствам учреждения ответственность несет собственник имущества учреждения.

        Согласно абз.4 п.2 ст. 120 ГК РФ ответственность казенного и частного учреждения ограничивается денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам этих учреждений несет их собственник. Для наступления ответственности собственника необходимо установить факт отсутствия денежных средств на текущем счете учреждения. Иное мнение у С. Алехиной: опираясь на п.1. ст.298 ГК РФ, она полагает, что собственник должен привлекаться (в процесс) и тогда, когда у учреждения достаточно своих денежных средств на покрытие долга, то есть фактически в любом случае37. Однако, представляется, что такой вывод противоречит п.1 ст. 48 ГК РФ, предусматривающему самостоятельную имущественную ответственность юридического лица и его право быть истцом и ответчиком в суде. Каких-либо исключений из этого правила специальное законодательство не предусматривает.

   Имеются отличия в ответственности автономных и бюджетных учреждений. Согласно абз.5 п.5 ст.120 ГК РФ и п.4 ст.2 Закона «Об автономных учреждениях», автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. (В ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

   Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных то приносящей

доход деятельности, за исключением  особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением  собственником этого имущества  или приобретенного бюджетным учреждением  за счет выделенных собственником имущества  бюджетного учреждения средств, а также  недвижимого имущества. (абз.6 п.2 ст.120 ГК РФ).

    Взыскание по обязательствам учреждения так же может быть обращено на имущество, полученное от приносящей доход деятельности, что, по нашему мнению, представляется обоснованным, поскольку на него не распространяется режим права оперативного управления. Соответственно требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику только в случае недостаточности у должника имущества, которым он может отвечать по своим обязательствам, и другого имущества, приобретенного от деятельности, приносящей доходы.

    Часто с исками о применении субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам созданных ими учреждений обращаются субъекты предпринимательской деятельности в связи с невозможностью получить оплату за переданные товары, оказанные услуги, выполненные работы с основного должника, в том числе в порядке исполнительного производства38.

Имуществом, предназначенным  для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

        Для  субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения или других лиц по обязательствам учреждения необходимыми условиями являются:

- во-первых, наличие у  соответствующего лица права  давать обязательные для учреждения  указания либо возможности иным  образом определять его действия;

 

- во-вторых, совершение этим  лицом действий (или его бездействие), свидетельствующее об использовании  принадлежащего ему права давать  обязательные для учреждения  указания и (или) своих возможностей  иным образом определять его  действия;

 

в-третьих, причинно-следственная связь между использованием соответствующим  лицом своих прав и (или) возможностей в отношении учреждения и действием  самого учреждения, повлекшим его  несостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение.

Учреждение - это некоммерческая организация, являющаяся самостоятельным  субъектом гражданского права, созданная  собственником и финансируемая  им полностью или частично для  осуществления целей некоммерческого  характера, для реализации которых  за ней закрепляется имущество на вещном праве оперативного управления.

                Как некоммерческие юридические лица, учреждения наделяются специальной правоспособностью. Они могут осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена в их учредительных документах.  Права учреждений, созданных собственниками по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ними имуществом ограничены в большей степени по сравнению с унитарными предприятиями, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

           Помимо закрепления за учреждениями  имущества на праве оперативного  управления, практика его использования  выявила объективную необходимость  на законодательном уровне предусмотреть  возможность учреждений иметь  имущество на праве собственности.  Поэтому п. 2 ст. 299 ГК РФ предлагается  изложить в следующей редакции: «Плоды, продукция и доходы от  использования имущества, находящегося  в хозяйственном ведении или  оперативном управлении, а также  имущество, приобретенное унитарным  предприятием или учреждением  по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение,  оперативное управление, а в случаях,  предусмотренных Федеральным законом  в собственность унитарного предприятия  или учреждения в порядке, установленном  настоящим Кодексом, другими законами  и иными правовыми актами для  приобретения права собственности». В связи с этим п.З. ст. 213 ГК РФ логично сформулировать  следующим образом: «Коммерческие  и некоммерческие организации,  кроме государственных и муниципальных  унитарных предприятий и учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Указанные юридические лица, а также учреждения, созданные собственниками, вправе приобретать имущество в собственность по иным основаниям».

Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное  на эти доходы, учитывается на отдельном  балансе учреждения и не может  быть изъято у него решением собственника. В случае недостаточности денежных средств взыскание не может быть обращено на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете. При наступлении  гражданско-правовой ответственности  учреждения требование о взыскании  задолженности по его обязательствам может быть предъявлено к собственнику имущества учреждения только при  недостаточности у основного  должника денежных средств и другого  имущества, приобретенного от деятельности, приносящей доходы. В связи с этим п.2 ст. 120 ГК РФ предлагается изложить следующим  образом: «Учреждение отвечает по своим  обязательствам находящимися в его  распоряжении денежными средствами, а также имуществом и денежными  средствами, полученными от приносящей доходы деятельности. При их недостаточности  субсидиарную ответственность по его  обязательствам несет собственник  соответствующего имущества».

 

 

 

 

 

Источники и литература.

  1. Конституция Российской Федерации.- М.: Российская газета, 1993 г.- №237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.- М.: Собрание законодательства РФ, 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.- М.: Собрание законодательства РФ,1996. № 5. Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. –М.: Собрание законодательства РФ, 2001. № 49.  Ст. 4552.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации: Собрание законодательства РФ, 2001. №44. Ст. 4147.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации: Собрание законодательства РФ, 2005. №1(ч.1).  Ст. 14.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3824.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Собрание законодательства РФ, 2000. № 32. Ст. 3340.
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Собрание законодательства РФ,1998. № 31. Ст. 3823.
  10. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 14 мая 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ 1997. № 51. Ст. 5712.
  11. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 11 октября 2002г. № 161-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
  12. О некоммерческих организациях: Федеральный Закон от 08 декабря 1995г. № 7-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.145.
  13. Об общественных объединениях: Федеральный Закон от 14 апреля 1995г. № 82-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 1995.  № 21. Ст. 1930.
  14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный Закон от 13 июля 2001г. № 129-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.
  15. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266- 1 // Рос. газета. -1992. 31 июля. №172.
  16. О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства от 10.02.2004 г. № 71 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 7. Ст. 537.
  17. О Едином государственном реестре юридических лиц: Постановление Правительства от 19 июня 2002 г. № 438// Собрание законодательства РФ. 2002. №26. Ст. 2585.

Научная и методическая литература.

  1. Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. -М.: Статут, 2000.-321с.
  2. Гражданское право. Том I. /Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова- М.: Волтерс Клувер, 2004.
  3. Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». - Система ГАРАНТ, 2005г.
  4. Карномазов А.И. Право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом. – М.: "Юрист", № 7,2002.
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. -М.: 1999.
  6. Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях". Второе издание, дополненное и переработанное. / В.В. Залесский, Р.Ф. Каллистратова Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 2000.
  7. В.В.Залесский, Р.Ф. Каллистратова. Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» - М.:  Издательство "Юрайт", 2000.
  8. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Под ред. Брагинского М.И. –М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
  9. Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права. // Вестник Московского университета, Серия 11. –Право, 1998. № 1.
  10. Минашкин А.В. Основы административно-правового статуса государственных учреждений. // «Право и экономика». 2003. № 1.
  11. Орлов А.В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального Закона «Об общественных объединениях». // Юрист. № 6, 2000.
  12. Тихомиров М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. -М.: Волтерс Клувер, 2000.
  13. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.- М.: «Гражданин и право». № 4. 2002.

 

Материалы юридической  практики.

  1. Российская федерация. Высший Арбитражный Суд. Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. № 13 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997.  №7. С.91-103
  2. Российская федерация. Высший Арбитражный Суд. Об обращении взыскания на имущество учреждения: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1999 г. № 45// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999.  №11. С. 37.
  3. Российская федерация. Верховный Суд. Высший Арбитражный суд. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07. 1996 г. № 6/8 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. №.9. С.1-5.

Информация о работе Исследование гражданско-правового статуса ужреждений как субъекта гражданских правоотношений