Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа
Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с деятельностью учреждений, созданных собственниками, определение возможных путей их решения, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства. Для достижения указанной цели в ходе исследования предстоит решить следующие задачи: исследование правового положения учреждений, созданных собственниками, как некоммерческих юридических лиц: функции учреждений; порядок их образования и учредительные документы; органы управления, пределы осуществления предпринимательской деятельности; правовой режим имущества; гражданско-правовая ответственность по обязательствам.
Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус учреждения как субъекта гражданского права…5
1.1. Понятие учреждения…………………………………………………………5
1.2. Виды учреждений…………………………………………………………...12
Глава 2. Правовой режим имущества учреждения………………………...17
2.1. Право оперативного управления…………………………………………...17
2.2. Распоряжение имуществом, приобретенным учреждением за счет предпринимательской деятельности…………………………………………...24
Глава 3.Гражданско-правовая ответственность учреждения по своим обязательствам…………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….33
Источники и литература……………………………………………....35
При создании учреждения на
базе федеральной собственности
и собственности субъектов
В содержании устава наряду
с выполнением общих требований
(п. 1 ст. 13 Закона о некоммерческих организациях)
должен быть указан источник финансирования,
основные функции, правовой режим имущества,
права собственника в отношении
принадлежащего учреждению имущества,
наличие у учреждения права на
ведение предпринимательской
Отдельные виды учреждений от других юридических лиц отличает то обстоятельство, что они могут финансироваться одним лицом, а их учредителем - выступать другое лицо. Например, создание государственных музеев проводится на основании акта Правительства России независимо от источника финансирования - федеральный бюджет и (или) бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 29 Федерального Закона от 26 мая 1996 г. № 54 ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»20).
Учреждения обладают специальной
правоспособностью. В соответствии
с п. 1 ст. 49 ГК РФ учреждение, как юридическое
лицо может иметь гражданские
права, соответствующие целям
1.2. Виды учреждений.
В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.
Частные учреждения- довольно редкий
субъект гражданско-правовых
Первоначальная редакция ГК РФ содержала деление учреждений на частные и государственные (муниципальные). Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государственные(муниципальные) учреждения разделены на бюджетные, казенные и автономные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности.
Общие положения об
.
Частным является также общественное учреждение, которое закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст.11 Закона об общественных объединениях).22 Согласно ст.6 данного закона «участниками» общественного учреждения признаются физические и юридические лица- общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие «участники» ни при каких обстоятельствах не могут являться «членами» общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.23
Необходимость
отдельной характеристики и
Как было указано выше, государственные (муниципальные) учреждения в соответствии с действующей редакцией ГК РФ, делятся на автономные, бюджетные и казенные. Рассмотрим основные отличия между указанными видами государственных (муниципальных) учреждений.
Во-первых,
это особенности
Согласно абз.5 п.5 ст.120 ГК РФ и п.4 ст.2 Закона «Об автономных учреждениях», автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. (В ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Бюджетное учреждение отвечает
по своим обязательствам всем
находящимся у него на праве
оперативного управления
доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. (абз.6 п.2 ст.120 ГК РФ).
Некоторые отличия имеются в
финансировании учреждения его
собственником. По
Отличия имеются и в
По действующему
Следующим отличием между указанными видами учреждений является наличие субсидиарной ответственности собственника. Согласно абз.4 п.2 ст.120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного и казенного учреждения несет собственник его имущества. Собственник имущества автономного и бюджетного учреждения такой ответственности не несет (абз. 5 и 6 п.2 ст.120 ГК РФ).
По проекту изменений в первую
часть ГК РФ по обязательствам
бюджетного и автономного
Глава 2. Правовой режим имущества учреждения.
2.1. Право оперативного управления.
Учреждения являются единственным
видом некоммерческой организации,
которая не является собственником
принадлежащего им имущества (п. 1 ст. 120
ГК РФ). Такие юридические лица представляют
собой специфические субъекты права,
которые участвуют в
Категория оперативного управления как основание возникновения правомочий государственных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества, остающегося в государственной собственности, была разработана А.В. Венедиктовым в середине 40-х годов прошлого столетия, когда возник вопрос о природе этого имущества. Советская наука должна была обосновать имущественную самостоятельность множества государственных организаций при наличии единственного собственника принадлежавшего им имущества - государства. В условиях преобладающего господства государственной социалистической собственности по причинам идеологического и политического характера государственные предприятия, учреждения и организации нельзя было признать собственниками, ибо это скомпрометировало бы тезис о едином характере государственной собственности и о рабоче-крестьянском государстве как собственнике всего государственного имущества.
Конструкция права оперативного управления получила законодательное оформление в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.25. Согласно ч. 2 ст. 94 ГК РСФСР 1964 г. имущество, закрепленное за государственными организациями, состояло в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В действующем законодательстве
развернутая характеристика права
оперативного управления дана в ст.
296-300 ГК РФ, ФЗ от 14 ноября 2002 г. №161 «О государственных
и муниципальных унитарных
В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Права владения и пользования, как и правомочие распоряжения, имеют известные пределы, через которые проявляется ограниченный характер вещного права оперативного управления. Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта этого права излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Возникающие судебные споры по поводу изъятия имущества, как правило, касаются двух основных моментов:
а) какой орган может
принимать подобное решение (если учреждение
является государственным или
б) действительно ли изымаемое имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначении.