Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексное структурно-логическое рассмотрение основных источников конституционного права России.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
- во-первых, выявить проблемы определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.
- во-вторых, обосновать роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
- в-третьих, исследовать каждый источник конституционного права.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (9).doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас конституционное  право повсеместно приобрело  широкое развитие, и общечеловеческие идеалы получили ясную правовую оболочку. Следовательно, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав, как гарантий или оправданий тех или иных поступков человека уже менее важны. В действующей Конституции РФ, например, конкретно обозначены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это означает, что позитивное право все больше сводится с естественным правом.

Своей деятельностью люди создают новые и новые общественные проблемы, правовое разрешение которых, связанное с необходимостью принятия большого числа правовых норм, объективно порождает развитие к ограничению конституционной свободы человека. Сохранение демократии, соответственно, нуждается в регулярном напоминании государству о существовании определенного минимума незыблемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе использования позитивного права.

Естественное право  открывает еще одну главную свою грань при религиозном подходе  к сущности человека и государства. Еще мыслители средневековья (к примеру, Фома Аквинский), преодолев отрыв античных философов от божественной природы естественного права, связали его с христианством. Нынешняя христианская демократия воспринимает состояние свободы как естественное, иначе говоря,  дарованное человеку Богом вместе с жизнью. Несмотря, на светский характер современных западных государств, они в целом принимают это объяснение и признают естественное право как высокую духовную ценность, морально гарантирующую неотчуждаемость прав человека. Установление такого подхода очень значимо для укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим российским конфессиям.

Не менее важна роль естественного права как гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, устремляющихся к реставрации тоталитаризма. Очевидно, что в случае прихода к власти данных сил, для них не создаст большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И лишь естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом несостоятельности такого рода "реформ" и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший принцип для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, и только тогда, когда оно неразрывно сольется с позитивным правом и его применением, российское гражданское общество будет гарантировано от поворотов вспять. 

    1. Позитивное конституционное право

 

 Все требования к преимуществу позитивного права, к чисто "нормативистскому" толкованию права при всей значимости соблюдения писаного права справедливо противодействуют полной демократической реформе права в интересах защиты прав и свобод человека. «В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен»[7, с.179].

Среди источников позитивного  конституционного права важнейшее место занижает конституция. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства). Для демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя (конституционализма), основанного на принципах естественного права и правового государства[7, с.226].

Конституция устанавливает  наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное  правовое регулирование в различных  формах. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т. е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. В ряде стран (в частности, во Франции) к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами[11, с.271].

В России действующая  Конституция регламентирует широкий  круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина[9, с. 17]. Наряду с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 г., действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).

По российской Конституции  предусматривается издание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые, безусловно, являются источниками конституционного права, и федеральных законов, из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления). Понятно, что парламентом издается и много других законов, которые являются источниками других отраслей права. Источниками конституционного права являются постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации. Из смысла ч. 2 ст. 125 вытекает, что постановления палат могут иметь нормативный характер.

Конституция не дает четкого  критерия для различения конституционного и обычного федерального закона, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108).

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). Такие законы могут приниматься только по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов пятнадцать, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

В то же время многие из важных вопросов (приобретение и прекращение гражданства — ч. 1 ст. 6, ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства — ч. 3 ст. 55) нуждаются в принятии только обычного федерального закона. Требует изучения вопрос, почему столь важные для государства порядок выборов Президента РФ (ч. 4 ст. 81) или порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 96), а порядок образования высших судебных органов — федеральным конституционным „законом (ч. 3 ст. 128). Видимо, конституционная практика, пока еще недостаточная после сравнительно недавнего принятия Конституции, со временем выявит конкретную значимость такого подхода, пока же приходится исходить из стремления законодателя по каким-то причинам сделать порядок создания судебных органов более сложным, чем других органов власти.

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации[4, с.226].

В отличие от конституций, действовавших в предшествующие годы, нынешняя Конституция не предусматривает создания органа, равного по значению прежнему Президиуму Верховного Совета, который имел право издавать акты, по своей юридической силе приравненные к закону. Действующие в современном Федеральном Собрании органы палат осуществляют только организационные функции и не вправе издавать акты нормативного характера. 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА  СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

2.1 Конституция  РФ – основной источник конституционного  права

 

Конституция — это  «визитная карточка» государства  и общества. В которой выражаются основные интеллектуальные, ценностные возможности, кроме того в организованно-нормативной форме. Конституция служит не только установленным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, завоеванного способами борьбы, взаимных уступков, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Конституцией определяются направления предстоящего развития, и сверка с конституционным компасом служит критерием оценки работы государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция-это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Конституция Российской Федерации, была принята всенародным  голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993г.

Юридические признаки Конституции  РФ:

1. Высшая юридическая  сила: все нормативные правовые  акты на территории РФ не  должны противоречить Конституции  РФ. Наряду с этим, действие Конституции  распространяется на всю территорию Федерации, независимо к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.

2. Особый порядок принятия  и изменения. Конституция РФ  принимается посредством референдума,  либо Конституционным собранием, специально уполномоченным для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.

3. Конституция обозначается  нормотворческой базой действующего  законодательства. Соответственно,  с принятием Конституции все  текущие акты должны быть повергнуты в соответствие с ней (либо отменены, которые полностью ей противоречат). Одновременно Конституция настаивает на издании большого числа новых норативно-правовых актов.

4. Прямое действие  норм Конституции. Значительные  ее нормы не нуждаются в  опосредовании актами действующего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют прямо, свободно. Если же акт действующего законодательства противоречит Конституции, то до отмены данного акта, также действует соответствующая норма Конституции.

К числу отличительных  черт Конституции Российской Федерации  можно отнести следующее:

1) нормы, утверждаемые  в Конституции, носят учредительный  характер, являются первичными. Данные  нормы не согласованны какими-либо  законами, которые должны были быть для них юридически обязательными, устанавливающие, к примеру, новые институты, изменяющие систему государственных органов;

2) в Основном законе  страны устанавливаются государственно-правовые  нормы общего характера, представляющиеся  наиболее существенными для всего государственно-правового регулирования. В конституции складываются все важнейшие связи, с помощью которых данная совокупность людей сводится в гражданское общество, устанавливает механизмы управления государственными и общественными делами;

3)  Конституция как источник права обладает и объемом содержания сформулированных в ней норм. Такие нормы в себе устройство государства, его сущность и формы, устанавливают субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции зафиксированы и положения экономической структуры общества, формы собственности, варианты охраны прав всех субъектов экономической деятельности общества. Посредством конституционных норм складываются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, санкционируемые и обеспечиваемые от нарушений государством. Отсюда следует, что нормы Конституции относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Подобной широтой содержания своих норм Конституция особо отличается от всех других источников конституционного права;

4) Конституция имеет  высшую юридическую силу, прямое  действие и применяется на  всей территории России. Законы  и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

5) в Конституции устанавливаются  многие другие виды источников  федерального уровня. В ней определяются  наименования правовых актов,  их юридическая сила, порядок  принятия, отмены и опубликования;

6) роль Конституции  как главного источника определяется  и тем, что утвержденные  в  ней нормы обозначаются в качестве  формы выражения государственной  воли народа. В Конституции устанавливаются  те цели, которые ставит перед  собой общество, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция в сравнении  с иными источниками определяется  как, акт наивысшего, не только  правового уровня, но и общественного  значения. Её нормы относятся  к каждому гражданину, всех субъектов  общественной деятельности.

По своей природе  и форме  Конституция РФ- это  писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской  формой правления. Наряду с этим, это  и Конституция общества, потому как, регламентирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает свободного участия.

Информация о работе Источники конституционного права