Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования - комплексное структурно-логическое рассмотрение основных источников конституционного права России.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
- во-первых, выявить проблемы определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.
- во-вторых, обосновать роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
- в-третьих, исследовать каждый источник конституционного права.
Сейчас конституционное право повсеместно приобрело широкое развитие, и общечеловеческие идеалы получили ясную правовую оболочку. Следовательно, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав, как гарантий или оправданий тех или иных поступков человека уже менее важны. В действующей Конституции РФ, например, конкретно обозначены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это означает, что позитивное право все больше сводится с естественным правом.
Своей деятельностью люди создают новые и новые общественные проблемы, правовое разрешение которых, связанное с необходимостью принятия большого числа правовых норм, объективно порождает развитие к ограничению конституционной свободы человека. Сохранение демократии, соответственно, нуждается в регулярном напоминании государству о существовании определенного минимума незыблемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе использования позитивного права.
Естественное право открывает еще одну главную свою грань при религиозном подходе к сущности человека и государства. Еще мыслители средневековья (к примеру, Фома Аквинский), преодолев отрыв античных философов от божественной природы естественного права, связали его с христианством. Нынешняя христианская демократия воспринимает состояние свободы как естественное, иначе говоря, дарованное человеку Богом вместе с жизнью. Несмотря, на светский характер современных западных государств, они в целом принимают это объяснение и признают естественное право как высокую духовную ценность, морально гарантирующую неотчуждаемость прав человека. Установление такого подхода очень значимо для укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим российским конфессиям.
Не менее важна роль
естественного права как
Все требования к преимуществу позитивного права, к чисто "нормативистскому" толкованию права при всей значимости соблюдения писаного права справедливо противодействуют полной демократической реформе права в интересах защиты прав и свобод человека. «В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен»[7, с.179].
Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занижает конституция. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства). Для демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя (конституционализма), основанного на принципах естественного права и правового государства[7, с.226].
Конституция устанавливает
наиболее важные нормы и принципы,
из которых потом вырастает
В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина[9, с. 17]. Наряду с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 г., действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).
По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые, безусловно, являются источниками конституционного права, и федеральных законов, из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления). Понятно, что парламентом издается и много других законов, которые являются источниками других отраслей права. Источниками конституционного права являются постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации. Из смысла ч. 2 ст. 125 вытекает, что постановления палат могут иметь нормативный характер.
Конституция не дает четкого критерия для различения конституционного и обычного федерального закона, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108).
Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). Такие законы могут приниматься только по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов пятнадцать, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.
В то же время многие из важных вопросов (приобретение и прекращение гражданства — ч. 1 ст. 6, ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства — ч. 3 ст. 55) нуждаются в принятии только обычного федерального закона. Требует изучения вопрос, почему столь важные для государства порядок выборов Президента РФ (ч. 4 ст. 81) или порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 96), а порядок образования высших судебных органов — федеральным конституционным „законом (ч. 3 ст. 128). Видимо, конституционная практика, пока еще недостаточная после сравнительно недавнего принятия Конституции, со временем выявит конкретную значимость такого подхода, пока же приходится исходить из стремления законодателя по каким-то причинам сделать порядок создания судебных органов более сложным, чем других органов власти.
Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации[4, с.226].
В отличие от конституций,
действовавших в предшествующие
годы, нынешняя Конституция не предусматривает создания органа, равного по
значению прежнему Президиуму Верховного
Совета, который имел право издавать акты,
по своей юридической силе приравненные
к закону. Действующие в современном Федеральном
Собрании органы палат осуществляют только
организационные функции и не вправе издавать
акты нормативного характера.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.1 Конституция
РФ – основной источник
Конституция — это
«визитная карточка»
Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993г.
Юридические признаки Конституции РФ:
1. Высшая юридическая
сила: все нормативные правовые
акты на территории РФ не
должны противоречить
2. Особый порядок принятия
и изменения. Конституция РФ
принимается посредством
3. Конституция обозначается
нормотворческой базой
4. Прямое действие
норм Конституции.
К числу отличительных черт Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:
1) нормы, утверждаемые
в Конституции, носят
2) в Основном законе
страны устанавливаются
3) Конституция как источник права обладает и объемом содержания сформулированных в ней норм. Такие нормы в себе устройство государства, его сущность и формы, устанавливают субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции зафиксированы и положения экономической структуры общества, формы собственности, варианты охраны прав всех субъектов экономической деятельности общества. Посредством конституционных норм складываются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, санкционируемые и обеспечиваемые от нарушений государством. Отсюда следует, что нормы Конституции относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Подобной широтой содержания своих норм Конституция особо отличается от всех других источников конституционного права;
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
5) в Конституции устанавливаются многие другие виды источников федерального уровня. В ней определяются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) роль Конституции
как главного источника
7) Конституция в сравнении
с иными источниками
По своей природе
и форме Конституция РФ- это
писаная Конституция