Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования - комплексное структурно-логическое рассмотрение основных источников конституционного права России.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
- во-первых, выявить проблемы определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.
- во-вторых, обосновать роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
- в-третьих, исследовать каждый источник конституционного права.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе для России характерно повышающееся воздействие государственного права в жизни общества и государства. Сегодня конституционное право – одна из наиболее динамичных отраслей отечественного права. Начало этому процессу положила Конституция РФ 1993г., провозгласившая основные тенденции реформирования российского общества и государства. Соответственно конституционные цели построения в России правовой государственности определяют особую роль и актуальность конституционных предписаний.
Каждая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, которые занимают особое место в этих разделах.
Складывающееся в нашей стране новое конституционное право привело к изменению системы источников ведущей отрасли права.
Проблема источников конституционного
права исследовалась в
Тема нашей курсовой работы – система источников конституционного права. Осознав, что такое источник конституционного права, мы поймем, что есть конституционное право и на какие правила мы должны опереться в реально существующем конституционном правоотношении.
В курсовой работе, мы рассматриваем такие вопросы, как определение перечня видов источников конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Особенно этот факт, вызывает актуальную дискуссию различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права происходит возникновение всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Объектом данной курсовой работы являются источники конституционного права РФ.
Предметом курсовой работы будут являться нормативные правовые акты, регулирующие отношения конституционного характера.
Цель исследования - комплексное структурно-логическое рассмотрение основных источников конституционного права России.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
- во-первых, выявить проблемы определения
критериев источников
- во-вторых, обосновать роль
- в-третьих, исследовать каждый
источник конституционного
Методологическую основу
исследования составили современные
методы познания, выявленные наукой и
испытанные практикой:
системный, диалектический, формально-логический,
социологический,
статистический, сравнительно-правовой,
специально-юридический.
Структуру работы составляют: введение, два раздела, имеющих свои подпункты, заключение, список использованных источников и литературы.
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сложность и многообразие конституционных норм обуславливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источниками конституционного права принято понимать «форму выражения правовых норм, регулирующих отношения конституционного характера» [2, с. 82].
Если рассматривать
Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е характеризовали систему источников конституционного права следующими признаками: [8, с.12]
1.Множественностью форм выражения правовых норм
2.Иерархической
3.Изменением соотношения
4.Приоритетом закона
5.Стабильностью по отношению к другим источникам права
Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей юридической силой. Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости. К этому виду источников конституционного права как отрасли права России мы можем отнести Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г..
Основную массу источников конституционного права все же образуют законы. Закон – это «нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения»[3, с.38]. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции Российской Федерации, обычные федеральные.
Баглай М.В. классифицирует понятие «закон» по следующим основаниям:[5, с.56]
1.по юридической важности (законы, подзаконные акты)
2.по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
3.по форме акта (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.)
4.по схеме действия
(общефедеральные,
Законы субъектов Российской
Федерации принимаются в
Субъекты Российской Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы.
Нормы конституционного права могут содержаться и в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве объема правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актам относятся:
1. Указы и распоряжения
Президента Российской
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
3. Акты федеральных органов исполнительной власти
4. Акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации
5. Акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах).
Нормативные правовые акты
имеют временные и
Моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В Российской Федерации этот срок составляет десять дней. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Нормативный правовой акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным правовым актом либо пока не истечет срок его действия.
Законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты действуют на всей территории России, либо на ее части указанной в них. По общему правилу действия нормативных правовых актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Российской Федерации в целом, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации – в рамках их территориальных границ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления – в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаются специальные нормативные правовые акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Нормы конституционного права, служащие источником данной отрасли права, содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это «соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения»[3, с.34]. Различают международные и внутрифедеральные договора.
Согласно конституционным нормам источником отрасли конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции Российской Федерации, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации. Эти органы действуют в небольшом числе субъектов Российской Федерации.
Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации по представленной кандидатуре.
Исходя из вышеизложенного определяем, что:
1. Источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера.
2. Юридическими источниками
конституционного права
3. Существует особый
порядок не только принятия
нормативных правовых актов,
4. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
5. Закрепление конституционно-
6. Закрепление конституционно-
1.2 Естественное право
Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.
Право вообще невозможно относить только к писаной его части, к позитивному праву. Это более того, верно по отношению к государственному праву, которое призвано защищать свободу человека. Помимо позитивного правового регулирования, всегда зависимого от опасности перегибов и искушений авторитарных решений, имеются общечеловеческие мнения о свободе и справедливости, образующие сущность права. Данные мнения принадлежат к неизменным ценностям и служат основным критерием демократизма той или иной системы права.
Понимание естественного права как внутренне присущего человеку (от природы) состояния свободы и определенных неотъемлемых прав возникло еще в античном мире.
Данную идею развивал Аристотель и другие великие мыслители. В римском праве, в котором было развито позитивное право (гражданское право), тем не менее, признавалось и естественное право. Цицерон, к примеру, открыто утверждал, что невозможно считать законом тот закон, который противоречит естественному праву.
Естественное право определило основные цели демократических революций, произошедших в Европе и Америке в XVII-XVIII вв., и положило в основу концепции правового государства, до сих пор определяющей положение государства в развитых странах. Марксизм совершенно отрицал естественное право, подозревая, что не может быть права, порождаемого природой и разумом, и что в государстве может быть только одно право, создаваемое тем же государством. Ясно, что такая трактовка «ликвидировала барьер на пути создания тоталитарного государства с его системой отрицания свободы и бесправием людей»[6, C.28].