Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексное структурно-логическое рассмотрение основных источников конституционного права России.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
- во-первых, выявить проблемы определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.
- во-вторых, обосновать роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
- в-третьих, исследовать каждый источник конституционного права.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (9).doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Правовая охрана Конституции - это организация юридических средств, обеспечивающая соблюдение режима конституционной законности.

 

2.2 Федеральный  конституционный закон и федеральный закон как источники конституционного права

 

Следующим видом источников конституционного права России, вторым по юридической силе после Конституции  РФ, являются законы. Законы регулируют важнейшие общественные отношения. Законы – это особо распространенная форма конституционно-правовых норм. Но не любой закон может выступать источником конституционного права, а только тот, который содержит конституционно-правовые нормы.

Законы – это нормативные  правовые акты, которые принимаются  Парламентом – Федеральным Собранием Российской Федерации на основе особой процессуальной формы их деятельности – путем законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ.

Федеральное Собрание РФ – единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.

Кроме парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. посредством всенародного голосования по законопроекту. Тем не менее, в нынешней практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона – Конституции РФ 12 декабря 1993г. Законы должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно законы имеют наиболее высокую юридическую силу в сравнении с иными нормативными  актами – указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.

В РФ существует три типа федеральных законов как источников конституционного права:

- федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ;

- иные федеральные конституционные законы;

- федеральные законы (т.е. обычные законы).

Они различны по юридической  силе, способу принятия и предмету регулирования.

Федеральные конституционные  законы были официально признаны с  принятием Конституции РФ 1993г. В  РФ есть две главные категории  федеральных конституционных законов  – федеральные конституционные  законы о поправках к Конституции  РФ и иные федеральные конституционные законы.

Федеральные конституционные  законы о поправках к Конституции, в свою очередь, изображены в трех вариантах: федеральные конституционные  законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ; федеральные конституционные  законы о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

Указанные три разновидности федеральных конституционных законов о поправках Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия; но имеют единый предмет регулирования – отношения, характеризующие фактическую Конституцию общества; и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции. Данные конституционные законы имеют некоторые особенности в порядке принятия, которые заключаются  в следующем: 

1. Федеральные конституционные  законы о поправках к главам   3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены Палатами Парламента Федерального Собрания РФ – большинством не менее  3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ  и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. И вступают в юридическую силу после их одобрения на протяжении, не превышающем один год после принятия Федеральным Парламентом, органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономного округа, двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга).

Соответственно данная процедура закреплена в ст. 136 Конституции  РФ 1993г. и ФЗ-№33 от 4 марта 1998г. «О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

2. Федеральные конституционные законы о принятии в РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; и федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ принимаются на основе процедуры, аналогичной ФКЗ о поправках к главам 3-8 Конституции РФ – но без стадии одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. Процедура принятия указанных федеральных законов зафиксирована в п. 1 ст. 137 Конституции РФ 1993г. и в ФКЗ-№6 «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001г.

3. Иные федеральные  конституционные законы (не связанные  с поправками Конституции) являются  новым видом источников российского  права, в том числе новым  видом источников российского конституционного права.

Они отличаются и от обычных  федеральных законов и от ФКЗ  о поправках к Конституции  РФ. Противоречие с ФКЗ о поправках  к Конституции  обнаруживаются в следующем. Хотя процедура принятия ФКЗ полностью совпадает с процедурой принятия одной из разновидностей ФКЗ – о поправках в п. 1 ст. 65 Конституции, тем не менее, по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства.

В то же время по критерию юридической силы ФКЗ, как и Законы о поправках Конституции, опережают обычные федеральные законы. Соответственно п. 3 ст. 76 Конституции РФ: «федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»[1]. От обычных законов ФКЗ отличают и более высокие требования кворума при голосовании в палатах Федерального Собрания – парламента России – не простое большинство голосов депутатов в каждой из Палат, а 2/3 – в Государственной Думе и 3/4 - в Совете Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции РФ). На стадии подписания закона Президентом, в отношении ФКЗ глава государства не имеет права применить к ним вето, т.е. не может их отклонить и выразить свое несогласие, он обязан их беспрекословно, автоматически подписать и обнародовать. Хотя такое право у Президента есть в отношении обычных законов (п. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993г.) [13, с.201].

Обычные федеральные  законы (или просто «федеральные законы») – это важнейший вид источников конституционного права, «наиболее  многочисленная и подвижная разновидность законов».[7, с.224]

Федеральные законы принимаются  Федеральным Собранием – Парламентом  России на основе  раздельного голосования в Палатах Парламента – Государственной Думе и Совете Федерации большинством голосов от конституционно-установленной численности депутатов в каждой из палат (ст. 105 Конституции РФ 1993г).

Сферы общественных отношений, регулируемых обычным федеральным  законом в РФ предметно определены в Конституции РФ в связи с  осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ 1993г., федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и  субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ).  По вопросам, перечисленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ 1993г. могут быть изданы не только законы, но и Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, в случае отсутствия федерального законодательного регулирования. Такая правовая позиция была сформулирована  в ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

           Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы:; «О выборах Президента РФ» (от 10.01.2003г.)4; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» (от 18.05.2005г.); «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (от 05.08.2000г.); «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г.); «О политических партиях» (от 11.07. 2001г.);.

Имея в виду особенности  предмета правового регулирования среди законов РФ различают, помимо прочих, такие своеобразные разновидности, как:

- законы-гарантии «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме РФ» (от 12.06.2002г.);

- законы-принципы «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 6.10.1999г.); «Об общих принципах  организации местного самоуправления» (от 6.10.2003г.);

- законы-программы. ФЗ  «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (от 24.05.1999г.). Возможность законов-программ предусмотрена п. «с» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению РФ принятие федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

Несмотря на особенности  содержания, законы-гарантии, законы-принципы и законы-программы имеют ту же юридическую силу, что и иные федеральные  законы.

Федеральные законы по своей  юридической силе стоят ниже Конституции РФ и федеральных конституционных законов, однако, они имеют приоритет в сравнении со всеми иными видами нормативных правовых актов. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные федеральные правовые акты не должны противоречить не только Конституции РФ, не только федеральным конституционным законам, но и федеральным законам (п. 3 ст. 90; п. 3 ст. 115 Конституции РФ 1993г.). Федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ, имеют преимущество по своей юридической силе не только все подзаконные федеральные правовые акты, но и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 5 ст. 76 Конституции РФ). Очевидно, что приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы – основные законы субъектов РФ. Этот вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993г. Следует обратить внимание о вопросе соотношения федерального закона и федеративного (внутригосударственного) договора. В течении последних лет в высказываниях известных политиков и в научных кругах упорно прокладывается мысль, что не только Конституция РФ, но и федеральные законы имеют более высокую юридическую силу в соответствии с внутригосударственными договорами. Данное заключение можно сделать, исходя из принципа верховенства Федеральной Конституции и презумпции соотношения ей федеральных законов.

 

2.3 Федеративный  договор и договоры о разграничении  или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов как источники конституционного права

 

Практическая деятельность федеративных отношений, а во многом политическое соответствие, предназначили  образование среди источников конституционного права внутригосударственных договоров. За исключением заключенного в марте 1992 года Федеративного договора, носившего учредительный характер и действующего до настоящего времени в части, не противоречащей Конституции РФ, являлись подписанные значительные договоры (более 45) между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий.

Данные договоры закрепили  преобразование России в подлинную  федерацию (ранее она была федерацией всего только по названию, а вопрос о том, кто представляется ее субъектами был совсем непонятен и действительного смысла не содержал). Федеративный договор был введен 21 апреля 1992г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации, а его главные положения включились в состав ее текста.

Настоящая действующая  Конституция Российской Федерации  в части 3 статьи 11 указывает, что  предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. При этом абзац четвертый части 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" устанавливает, что в случае несовпадения положений Федеративного договора с положениям Конституции, то будут  действовать положения Конституции. Отсюда следует, что в той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.

Очередным видом источников государственного права признаются договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, подписанные на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации.

Подобными договорами с  делением по видам субъектов Федерации  в сжатом их наименовании обозначаются:

  • договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик Российской Федерации – Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Бурятия, Удмуртия, Коми, Чувашия и Марий Эл, всего  10 договоров;
  • договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев Российской Федерации – Краснодарского, Хабаровского, Алтайского и Красноярского, в целом 4 договора;
  • договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти областей Российской Федерации – Свердловской, Калининградской, Оренбургской, Омской, Иркутской , Сахалинской, Пермской, Нижегородской , Ростовской, Ленинградской, Тверской, Челябинской, Магаданской, Вологодской, Брянской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Мурманской , Ярославской, Кировской, Астраханской, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской, в сумме 26;
  • договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти городов федерального значения – Санкт-Петербурга и Москвы, в общем 2;
  • договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономных округов Иркутской и Пермской областей и Красноярского края Российской Федерации – соответственно Усть-Ордынского Бурятского, Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского, итого 4.

Информация о работе Источники конституционного права