Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:11, курсовая работа
Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Идеи выборной демократии, политических прав и свобод граждан воплотились в конкретные правовые институты, юридические гарантии и механизмы гражданского политического контроля за деятельностью властных структур.
Целью данной курсовой работы является анализ избирательной системы в Российской Федерации, достижение указанной цели курсовой работы предполагает решение
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. 5
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
1.2. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 7
1.3. ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. 9
1. 4. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 12
ГЛАВА 2. ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 15
2.1. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ВЫБОРОВ. 15
2.2. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. 18
2.3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 21
2.4. ПРОБЛЕМЫ ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 22
ГЛАВА 3. РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ 25
3.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ 26
3.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики»
Юридический институт
Кафедра государственного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное право России
Тема:
Избирательное право и
Колпино
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Избирательное право относится к категории публичного политического права. Общим объектом его регулирования является власть, осуществляемая в государственно-правовых формах и формах местного самоуправления. Избирательное право составляет органичную часть современной правовой системы Российской Федерации, связанную с организацией народовластия. Совмещение политических, административных и финансовых элементов в механизме осуществления народовластия нашло свое непосредственное отражение, в системе, предмете и методах правового регулирования избирательного права. Право предметно регулирует вопросы приобретения и передачи власти, а избирательный процесс является важнейшим элементом организации и осуществления публичной власти современного общества.1
Сегодня как никогда ощущается
потребность в конструктивных идеях
в различных областях общественной
и государственной
Целью данной курсовой работы является анализ избирательной системы в Российской Федерации, достижение указанной цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:
изучения исторического
определение на основе литературных источников сущности избирательного права в Российской Федерации;
анализ источников избирательного права и Конституция как основной источник избирательного права;
проведение классификации избирательной системы на виды;
определение понятия выборов и стадии выборов;
выборы депутатов в
исследования проблем, связанных с выдвижением и регистрации кандидатов на выборах, финансирование выборов;
выявление роли избирательной комиссии в организации и проведение выборов;
понятие и проведение региональных выборов.
Объектом данной работы является общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации прав граждан.
Выборные демократические инсти
Организацию и контроль за проведением выборов осуществляла местная администрация, непосредственно привлекавшая органы полиции.
Система избирательного права начального этапа советского периода в истории России была заложена Конституцией РСФСР 1918 года. Она установила классовый подход к формированию органов власти и управления, декларировала выборность всех органов снизу доверху и устанавливала многоступенчатые выборы. Правом избирать и быть избранными пользовались российские граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством. Этих прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церкви и религиозных культов, а также члены царствовавшего в России Дома Романовых.2
Конституция СССР 1936 года существенно
изменила избирательную систему. Выборы
проводились на основе всеобщего
равного и прямого
Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. После проведения первых выборов в Федеральное собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 года) развитие избирательного права происходило уже на конституционной основе.
Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вправе избирать, а по достижению возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами – быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.3
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает исключительно подробное регулирование практически всех избирательных процедур (назначение выборов, составление списков избирателей, формирование и порядок деятельности избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, финансирование выборов, голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов), опирающееся на централизованный организационно-правовой механизм, основу которого составляет система избирательных комиссий.
Весьма противоречивые изменения претерпела избирательная система, закрепленная в Федеральном законе о выборах депутатов Государственной Думы. В частности, общефедеральная часть федеральных списков кандидатов была увеличена с 12 до 18 человек; в случае выбытия из федерального списка одного из первых трех кандидатов, отменяется регистрация данного списка; аналогичная санкция применяется и в случае выбытия из списка более 25% кандидатов.4
В научной литературе термин "избирательная система" употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система – порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Оно образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъектных прав российских граждан. В последнем случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.5
Избирательная система в узком смысле - это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систем.
Понятие «источник права» является весьма многоплановым. Многие авторы сходятся в том, что в современной правовой доктрине нет единой, общепринятой точки зрения по вопросу об этом понятии. Раскрывая понятие, источник права Е.И. Козлова пишет: «… в юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы»,6 О.Е. Кутафин отмечает: «… общепризнанным можно считать тот факт, что источники конституционного права – это форма установления и выражения действующий конституционно – правовых норм»7.
Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид источников имеет свое функциональное назначение и имеет разную юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.
Конституция является основой для развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных формах.
Во-первых, Конституция определяет содержание избирательных прав граждан Российской Федерации (статья 32 Конституции Российской Федерации).
Во-вторых, в Конституции Российской Федерации проводится разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства (статья 71 Конституции Российской Федерации (п. "в" и п. "г")).
В-третьих, Конституция Российской Федерации определяет круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К числу таких органов относятся Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.8
В-четвертых, в Конституции установлен общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан.
Нормы Конституции Российской Федерации согласно статье 15 Конституции имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров по поводу избирательного права обоснованна ссылка на нормы Конституции. Суды всех уровней обязаны принимать меры по обеспечению прямого действия Конституции. Сейчас активно формируется практика применения судами содержащихся в Конституции Российской Федерации норм избирательного права.
В-пятых, Конституция определяет меру
самостоятельности населения
В–шестых Конституция исходит из того, что демократические принципы избирательного права являются частью правовой системы Российской Федерации (статья 15 Конституции Российской Федерации).
Кроме Конституции источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Следующий источник избирательного права - федеральные законы. Они регулируют проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливают основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последняя задача решается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Указанный Федеральный закон имеет особое значение в системе источников избирательного права, так как, во-первых, в нем устанавливаются гарантии избирательных прав граждан, а во-вторых, конкретизирует содержание конституционного права граждан избирать и быть избранными, формулирует гарантии его реализации применительно к различным стадиям избирательного процесса, определяет основные понятия и термины избирательного права, устанавливает порядок защиты избирательных прав граждан, а также закладывает организационно-правовые основы построения избирательной системы России как федеративного государства. 9
Важными источниками избирательного права являются законы субъектов Российской Федерации. Они устанавливают порядок выборов в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.
Следующий источник – акты местного самоуправления. Актами местного самоуправления может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Под порядком формирования органов местного самоуправления следует понимать определение того, какие органы местного самоуправления избираются непосредственно населением, а какие - формируются иным способом.
И, наконец - нормативные акты избирательной системы как источники избирательного права в Российской Федерации. Они не создают новых избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов.
Информация о работе Избирательное право и избирательная система Российской Федерации