Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Идеи выборной демократии, политических прав и свобод граждан воплотились в конкретные правовые институты, юридические гарантии и механизмы гражданского политического контроля за деятельностью властных структур.
Целью данной курсовой работы является анализ избирательной системы в Российской Федерации, достижение указанной цели курсовой работы предполагает решение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. 5
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
1.2. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 7
1.3. ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. 9
1. 4. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 12
ГЛАВА 2. ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 15
2.1. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ВЫБОРОВ. 15
2.2. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. 18
2.3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 21
2.4. ПРОБЛЕМЫ ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 22
ГЛАВА 3. РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ 25
3.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ 26
3.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа КПРФ +-.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

1. 4. Виды избирательной системы в Российской Федерации.

 

Существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

Наиболее распространена на выборах  система большинства, именуемая  мажоритарной (от франц. - большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Мажоритарная система имеет несколько разновидностей.

Самая простая разновидность - это  система относительного большинства, при которой избранным считается  кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется в  России. Очень часто она применяется  при местных выборах.10

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного  большинства, при которой кандидату  для избрания необходимо получить более  половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном  избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием.11

Другой способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре.

Явная несправедливость по отношению  к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства партий и движений, сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Однако пропорциональная система  имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров.12

Пропорциональная избирательная  система не дает партиям никакого вознаграждения за то,  что  эти партии будут держаться вместе. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное   Собрание   в   России  движение  ”Демократическая  Россия” выступило четырьмя малыми партиями.

Также есть полупропорциональные системы -  системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.

О смешанной системе говорят, если при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки, а также дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Такая система действует сейчас в России.13

 

Глава 2. Выборы как институт избирательного права в Российской Федерации.

2.1. Понятие и стадии выборов.

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.14

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. После назначения даты выборов избирательный процесс проходит через несколько стадий.

Первая стадия – составление  списков избирателей. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования. Регистрация избирателей осуществляется главой муниципального образования 2 раза в год: по состоянию на 1 января и 1 июля. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Вторая стадия - образование избирательных округов и участков. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных законодательством. При соблюдении законных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий.

Третья стадия - избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и  защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Деятельность избирательных комиссий осуществляется, открыто и гласно.

Четвертая стадия – выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

Выдвижение кандидата возможно и непосредственно избирателями. Тогда оно проводится путем сбора  подписей под заявлением кандидата  о его выдвижении.

Пятая стадия – предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалах. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Шестая стадия – финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.

Заключительная стадия – порядок  голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах  выборов по избирательному округу в  средства массовой информации в течение  одних суток после окончания  выборов. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные о результатах выборов и протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Публикация должна быть осуществлена не позднее месяца со дня голосования.15

В воскресенье, 1 марта 2009 года, в России в 79-ти регионах проходили муниципальные выборы.

В Санкт-Петербурге выбирали муниципальные  представительные органы власти в 108-ми Муниципальных образований. В среднем явка по городу составила 17,6%.

Максимальное число голосов  набрали представители, выдвинутые политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,  на втором месте самовыдвиженцы, после идут представители, выдвинутые политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ»,  далее представители, выдвинутые политической партией КПРФ, и замыкают  представители, выдвинутые политической партией ЛДПР.16 Петербургское отделение «Справедливой России» и партия КПРФ планируют обжаловать результаты выборов 1 марта по некоторым муниципальным округам.

В результате прошедших выборов  на территории Приморского края было замещено 96 депутатских мандатов, из них 50% составляют кандидаты, выдвинутые местными отделениями Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». По предварительным итогам голосования кандидаты от трех партий получат депутатские мандаты: от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 58,22%; от ЛДПР - 15,78% и от КПРФ  - 14,66%. Список кандидатов от партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», получивший 6,49% голосов, не допущен к распределению депутатских мандатов, так как не смог преодолеть семипроцентный барьер, установленный Избирательным кодексом Приморского края.

 

 

2.2. Выборы депутатов Государственной Думы.

 

Выборы  депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации проводятся по смешанной системе. В соответствии  с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов:225 депутатов избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам, другие 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых избирательными органами объединениями.

При выборах  депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает и заполняет два избирательных бюллетеня различной формы – избирательной бюллетень по федеральному избирательному округу и избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу. В первом бюллетене он ставит любой знак в пустом квадрате справа от наименования того избирательного объединения, избирательного блока, за федеральный список кандидатов которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «против всех Федеральных списков кандидатов». Во втором избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «против всех кандидатов». Следовательно, он обладает двумя голосами.

В 1995 г. было 45 коллективных участников выборов  в Государственную Думу, причем в  распределении мандатов участвовали лишь 4 крупных политических объединения, победивших на выборах. 39 избирательных объединений не набрали необходимого числа голосов избирателей. В результате 4 избирательных объединения получили призовые мандаты за счет почти половины избирателей, их не поддержавших.

В 1995 г. мажоритарная система относительного большинства, применявшаяся в округах, привела к тому, что депутаты здесь  оказались избранными 29% проголосовавших  избирателей. Причем 39 из 225 депутатов, или более 17% получили менее 20% голосов. Если же учитывать общее число зарегистрированных избирателей, то окажется, что депутаты от мажоритарных округов были избраны менее чем одной пятой их голосов. Такое же положение было на выборах 1999 года. В ряде одномандатных округов (Иркутский, Рязанский, Тульский, Ярославский, Ленинградский, западный - Санкт-Петербургский и других) депутаты получили менее 25% голосов. В 8 округах выборы не состоялись, поскольку здесь против всех кандидатов было подано больше голосов, чем за кандидата, выигравшего у своих соперников. 17

Для того чтобы Государственная Дума стала действительно представительным органом, выражающим реальные интересы общества, необходимы дальнейшие коррективы системы выборов депутатов. Здесь возможно несколько вариантов повышения эффективности избирательной системы.

Одна из наиболее радикальных мер  связана с переходом от смешанной  избирательной системы к мажоритарной, привычной для населения и применяющейся на выборах представительных и законодательных органов в большинстве субъектов Российской Федерации.

Есть существенные резервы и  в действующей смешанной избирательной  системе, которая, по сути дела, так и не стала смешанной, а представляет собой две независимые избирательные системы - пропорциональную и мажоритарную. Необходимо органически соединить обе эти системы.

Таким образом, избиратель получает один избирательный бюллетень с перечнем кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, блоками, и независимых  кандидатов.18

Определение итогов выборов проводится отдельно по одномандатным избирательным округам и по федеральным спискам кандидатов. При этом от одного избирательного округа может быть избран только один кандидат.19

Плюсы предлагаемой смешанной избирательной  системы, состоят, в том, что она позволяет при сохранении системы пропорционального представительства приблизить избирательную кампанию каждого кандидата в депутаты к избирательному округу. При использовании предлагаемой системы учитываются голоса избирателей, поданные за кандидатов избирательных объединений, не прошедших по мажоритарным округам, в результате пропорционального распределения депутатских мандатов более полно отражается воля всех избирателей.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система Российской Федерации