Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа
Право каждой страны неизбежно содержит в себе определенные коллизии, пробелы, противоречия, но у нас все это приобрело гипертрофированные формы, поскольку Россия проходит этап сложнейших социально-экономических преобразований и общественные отношения находятся в состоянии коренной ломки, нестабильности, хаоса. Юридические нормы не успевают, а подчас и не в состоянии их своевременно оформлять, закреплять, регулировать. Всё это свидетельствует о том, что тема данной работы является актуальной на сегодняшний день. В нашей стране ее разрешению были посвящены громадные усилия государственных органов и общественности.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей юридических коллизий, их проявления в системе российского законодательства и способов устранения.
Введение………………..……………………………………………………………..……….2
Глава 1. Теоретические основы юридических коллизий…………………….……………..4
Понятие, признаки и причины юридических коллизий.................................................4
Классификация юридических коллизий……...................................................................9
Предотвращение и способы разрешения коллизий….……………………………......14
Глава 2. Юридические коллизии в системе законодательства РФ…..................................17
Преодоление противоречий между федеральными конституциональными
законами и федеральными законами…..…......................................................................17
Преодоление коллизий норм федеральных законов и кодексов……………...............20
Коллизии норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ…………………………………………………………………………………….........25
Разрешение коллизий норм федеральных законов и международных договоров…...30
Заключение…………………………………………………………………………………....33
Список источников и литературы...........................................................................................35
Обратимся к важнейшим аспектам соотношения национального и международного права, в основе которого лежат положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»: международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
К вопросу о применении международных договоров Российской Федерации обращался ВС РФ в своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», а также в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Пленум ВАС РФ принял постановление от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», хотя в этом постановлении не были отражены вопросы, связанные с разрешением коллизий в процессе применения международных договоров Российской Федерации и российских законов.
В пункте 8 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» установлено: «правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор».
Кроме того, следует иметь в виду, что в подп. «а» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.
Таким образом, можно сделать вывод, что если согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора (межгосударственного, межправительственного или межведомственного) выражено в форме федерального закона, то такой международный договор Российской Федерации обладает приоритетом применения по отношению к закону, устанавливающему иные правила. Приоритетом в применении по отношению к законам обладают не все международные договоры Российской Федерации, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, а только те из них, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона19.
Международные договоры Российской Федерации, согласие на обязательность которых принято Президентом РФ, обладают приоритетом применения по отношению к указам и распоряжениям Президента, а также по отношению ко всем нижестоящим нормативно-правовым актам. Международные договоры Российской Федерации, согласие на обязательность которых принято Правительством РФ, обладают приоритетом применения по отношению к актам правительства и актам федеральных органов исполнительной власти. Международные договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (международные договоры межведомственного характера), обладают приоритетом применения по отношению к актам соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Что касается коллизий международных договоров Российской Федерации, не подлежащих ратификации, и федеральных законов, то здесь специалисты солидарны с мнением о том, что соотношение нератифицированного международного договора и подзаконных нормативных актов должно подчиняться следующему принципу: правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет в отношении внутригосударственных правовых актов, изданных государственным органом (органом государственной власти), подписавшим этот договор в рамках предоставленных ему полномочий, а также в отношении иных актов, принятых нижестоящими государственными органами.
Таким образом, приоритет применения означает, что нормативно-правовые акты (федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты) не утрачивают юридической силы, а только не применяются в конкретном случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила. В случае коллизии приоритетом применения по отношению к федеральным законам обладают международные договоры Российской Федерации, согласие на обязательность которых выражено в форме федерального закона. Но это правило не всегда соблюдается, правоприменительные органы, в частности российские суды, в некоторых случаях неправильно истолковывают и применяют международные договоры Российской Федерации. В отдельных законодательных актах положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ отображается некорректно. Так, например, ст. 1 УПК РФ определяет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство».
Что касается модельных законов, принимаемых, в частности, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, следует отметить, что они не являются юридически обязательными для Российской Федерации и не обладают приоритетом применения по отношению к внутригосударственным нормативно-правовым актам. Возможности их нормативно-ориентирующего влияния на внутригосударственные нормативно-правовые акты бесспорно используются в тех случаях, когда государства предполагают создать национальный акт на основе единого текста, но при этом учесть собственную специфику, традиции.20
Заключение
Проблема соблюдения законности
и обеспечения правового
Таким образом, под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процесс правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Коллизии порождаются разными причинами: несовершенством законов, судебными ошибками, произвольным толкованием конституции и других актов, выходом отдельных органов за пределы своих полномочий и т.д. Не следует забывать, что позитивное право творят представители политических сил с различным правосознанием, вследствие чего, например, нормы статутного права неизбежно приобретают компромиссный характер, входя в противоречие с отдельными действующими правовыми нормами.
В данной работе мы выяснили, что юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.
Однако, стоит отметить, что юридические коллизии не всегда есть явления сугубо негативные, свидетельствующие об изъянах в правовой системе и в практике действия законов или иных актов. Во-первых, юридическая коллизия отражает деформацию правовой системы или ее отдельных элементов, государственных институтов, форм хозяйствования. Во-вторых, юридическая коллизия выступает как свидетельство естественных противоречий, нормального развития и функционирования государственно-правовых институтов. В-третьих, юридическая коллизия может выражать справедливое притязание на новый правовой порядок или охрану конституционного строя, и тогда законное противостояние произволу, незаконным актам и действиям бесспорно.
Чтобы
устранить коллизию, требуются высокий
профессионализм
Следует обратить внимание на то, что предотвращению коллизий в сфере частного права служит хорошее знание гражданами, предпринимателями своих прав и обязанностей, легальных способов их осуществления и защиты, умения правильно готовить юридические документы и акты. Нормы гражданского, семейного, жилищного кодексов, других законов служат основой самореализации граждан. Должностные лица и госорганы обязаны этому содействовать, не прибегая к отговоркам и не допуская бездействия. В сфере публичного права используются более сложные режимы предотвращения юридических коллизий. Важное значение имеет использование правовых режимов для предотвращения юридических коллизий, так как юридическая коллизия возникает и развивается то внезапно, стихийно, то в русле правовых режимов.
Подведя итог, можно сказать, что лучше заранее знать причины появления такого явления как юридическая коллизия и его своевременно предотвращать и устранять легальными средствами, чем внезапно оказаться в огне противоречий и кризисов. Это законный и наиболее экономически целесообразный путь во всех отношениях.
Список источников и литературы:
1 Пиголкина А.С., Головистиков А.И.,Дмитриева Ю.А. ТГиП. Учебник. –М.: «Юрайт-Издат», 2009. –с.693.
2 Денисенко В.В. Коллизии правовых актов: сущность и назначение [текст]// Известия вузов. Правоведение, 2007. -№3 –с.28-33.
3 Пиголкина А.С., Головистиков А.И.,Дмитриева Ю.А. ТГиП. Учебник. –М.: «Юрайт-Издат», 2009. –с.694.
4 Лазарева В.В. ТГиП. Учебник. –М.: «Право и закон»,2001. –с.510.
5 Матузов Н.И., Малько А.В. ТГиП. Учебник. –М.: «Юрист», 2000. –с.428.
6 Лазарева В.В. ТГиП. Учебник. –М.: «Право и закон»,2001. –с.511
7 Пиголкина А.С., Головистиков А.И.,Дмитриева Ю.А. ТГиП. Учебник. –М.: «Юрайт-Издат», 2009. –с.695.
8 Патракова И.И. Классификация юридических коллизий: история и современность. Журнал ИГиП №10. «Юрист». – 2010. –с.16-18.
9 Матузов Н.И., Малько А.В. ТГиП. Учебник. –М.: «Юрист», 2000. –с.431.
10 Пиголкина А.С., Головистиков А.И.,Дмитриева Ю.А. ТГиП. Учебник. –М.: «Юрайт-Издат», 2009. –с.695.
11 Патракова И.И. Классификация юридических коллизий: история и современность. Журнал ИГиП №10. «Юрист». – 2010. –с.16-18.
Информация о работе Юридические коллизии в системе законодательства РФ