Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:39, дипломная работа
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов, составляющих правовую характеристику, понятия юридическое лицо и понятия классификация юридических лиц в Российской Федерации.
В процессе написания дипломной работы ставятся следующие задачи: выявление и обоснование обязательных признаков юридического лица; классификация юридических лиц по различным основаниям с целью выявления определенных закономерностей и различий в системе юридических лиц; формирование некоторых предложений по усовершенствованию законодательства РФ, регулирующего положение юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.
Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений...................................................................... 6
§1. Понятие и сущность юридического лица.................................................. 6
§2. Правосубъектность юридического лица................................................... 15
§3. Классификация юридических лиц............................................................. 20
Глава 2. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридического лица................................................................ 33
§1. Образование юридического лица.............................................................. 33
§2. Реорганизация юридического лица........................................................... 34
§3. Ликвидация юридического лица................................................................ 43
Глава 3. Развитие системы юридических лиц в России....................... 51
Заключение........................................................................................................ 57
Библиографический список............................................................................. 60
Приложение 1
– выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
– преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.
С учетом изложенных особенностей
реорганизации юридического лица можно
дать следующее определение
Реорганизация – процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.
Реорганизация юридического
лица по общему правилу проводится
им добровольно, по решению его учредителей
либо уполномоченного на то учредительными
документами его органа, например
общего собрания его участников. Добровольная
реорганизация в форме слияния,
присоединения или
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.
Статья 38 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Решение суда о принудительном
разделении коммерческой организации
или выделении из состава коммерческой
организации одной или
1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Решение суда о принудительном
разделении коммерческой организации
либо выделении из состава коммерческой
организации одной или
Каждый вид реорганизации имеет свои отличия.
Государственная регистрация вновь возникающего в процессе преобразования юридического лица осуществляется в том регистрирующем органе, который зарегистрировал преобразуемое предприятие.
Общее собрание учредителей преобразуемого предприятия принимает решение о реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей (акций) уставного капитала на акции (доли, паи) и размере нового уставного капитала, об утверждении устава создаваемого предприятия, об утверждении передаточного акта.
Кроме того, принимается решение об избрании исполнительных органов нового предприятия и поручении им осуществления действий, связанных с регистрацией предприятия, создаваемого в процессе преобразования.
Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного предприятия в соответствии с передаточным актом, в т.ч. в части обязательств, оспариваемых сторонами.
На основании принятого
решения о государственной
Слияние предприятий - это
создание нового предприятия с передачей
ему всех прав и обязанностей двух
или нескольких предприятий. Деятельность
последних при этом прекращается.
Реорганизация в форме слияния
считается завершенной с
Каждое из реорганизуемых
предприятий на общем собрании учредителей
принимает решение о
Договор о слиянии определяет порядок и условия слияния реорганизуемых юридических лиц и образования нового юридического лица - правопреемника.
При слиянии предприятий
все права и обязанности
После принятия решения о
государственной регистрации
Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. В результате реорганизации в форме присоединения те юридические лица, которые присоединяются, прекращают свое существование (ликвидируются), а предприятие, к которому осуществляется присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязанностей, а также обязательств, оспариваемых сторонами присоединенных предприятий.
Каждое предприятие, реорганизуемое
в форме присоединения, на общем
собрании учредителей принимает
решение о присоединении и
утверждении договора о присоединении,
который определяет порядок и
условия присоединения. Присоединяемые
предприятия принимают
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществляется ИФНС по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица. После принятия решения ИФНС незамедлительно сообщает об этом в ИФНС по месту нахождения всех присоединяемых юридических лиц.
Выделение представляет собой
создание одного или нескольких предприятий
с передачей им части прав и
обязанностей реорганизуемого предприятия
(в пределах разделительного баланса)
без прекращения его
Государственная регистрация
вновь создаваемого в процессе выделения
предприятия осуществляется в том
же территориальном отделении
Реорганизация юридического
лица в форме выделения считается
завершенной с момента
Процедура реорганизации имеет этапы и правила, характерные для всех четырех форм.
1. После регистрации нового
юридического лица, созданного в
процессе преобразования, слияния,
выделения, оно должно встать
на налоговый учет, изготовить
печать, получить коды ОКВЭД и
встать на учет в
2. При слиянии и присоединении
прекращается деятельность
3. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента ликвидации присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).
На основании ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:
а) заявление о государственной
регистрации каждого вновь
б) учредительные документы каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии (ст. 52 Закона об ООО);
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
Место нахождения юридических
лиц, создаваемых путем
Государственную регистрацию
создаваемых путем
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение - реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (ст.57 ГК РФ, ст. 16 Закона № 129-ФЗ).
Следует обратить внимание, что юридические лица, созданные в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах.
§ 3. Ликвидация юридического лица
Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса. Это может быть связано как с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу или убыточностью фирмы, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне не желательно.
Ликвидация подразумевает
под собой прекращение