Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:39, дипломная работа
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов, составляющих правовую характеристику, понятия юридическое лицо и понятия классификация юридических лиц в Российской Федерации.
В процессе написания дипломной работы ставятся следующие задачи: выявление и обоснование обязательных признаков юридического лица; классификация юридических лиц по различным основаниям с целью выявления определенных закономерностей и различий в системе юридических лиц; формирование некоторых предложений по усовершенствованию законодательства РФ, регулирующего положение юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.
Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений...................................................................... 6
§1. Понятие и сущность юридического лица.................................................. 6
§2. Правосубъектность юридического лица................................................... 15
§3. Классификация юридических лиц............................................................. 20
Глава 2. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридического лица................................................................ 33
§1. Образование юридического лица.............................................................. 33
§2. Реорганизация юридического лица........................................................... 34
§3. Ликвидация юридического лица................................................................ 43
Глава 3. Развитие системы юридических лиц в России....................... 51
Заключение........................................................................................................ 57
Библиографический список............................................................................. 60
Приложение 1
Утвержденная Советом при Президенте РФ Концепция развития гражданского законодательства и проект изменения Гражданского кодекса Российский Федерации, в целом, содержит позитивные основы для реформирования действующего гражданско-правового механизма регулирования общественных отношений в части оптимизации института юридического лица, однако отсутствие четких доктринальных и методологических позиций, четкой классификационной основы построения указанной системы способно оказать негативное влияние на дальнейшее применение вводимых изменений, содержит в себе угрозу включения отдельных конструктивных элементов недостатков, способных к последовательному расшатыванию всего правового института юридического лица.
Развитие законодательства о юридических лицах и данного правового института в целом находится в единстве с общими тенденциями развития современного отечественного гражданского права.
Разработчики Концепции развития гражданского законодательства совершенно верно поставили своей основной задачей и одним из главных направлений намеченных преобразований усилений роли Гражданского кодекса РФ в регулировании статуса юридических лиц. Особенно некоммерческих организаций, и приведение названных законов в единую согласованную систему, в том числе путем их консолидации и отмены устаревших и неэффективных законодательных актов.
При определении основных параметров изменения системы юридических лиц необходимо ответить на следующие вопросы. Влияют ли все легальные и доктринальные классификации юридических лиц на данную систему? Что лежит в основе ее построения? Что представляет собой система юридических лиц? На мой взгляд, необходимо различать систему юридических лиц как основу легально закрепленной классификации этих субъектов на виды, организационно-правовые формы и типы отдельных видовых подгрупп, отражающие возлагаемые на конструкцию юридического лица функции и систему правового регулирования жизнедеятельности юридического лица. Поэтому такие классификации как деление юридических лиц в зависимости от порядка создания, вида правоспособности и пр. не оказывают существенного влияния на непосредственное построение самой системы юридических лиц. Некоторые из ранее выделяемых классификаций постепенно утрачивают свое значение. В частности, речь идет о делении юридических лиц по составу учредительных документов.
Отдельные классификации, например, деление юридических лиц в зависимости от соотношения имущественных прав участников и самой организации на имущество юридического лица, а также классификация по правовому режиму имущества юридического лица напрямую зависят от организационно-правовой формы. Поэтому на практике не возникает затруднений относительно определения конкретного субъекта оборота к той или иной классификационной группе. Другие классификации менее определяемы с точки зрения конкретной организационно-правовой формы юридического лица. В делении организаций на корпорации, товарищества и унитарные организации организационно-правовая форма не может дать определенного ответа на вопрос об относимости к той или иной классификационной группе, в связи с чем законодателю необходимо неукоснительно соблюдать требования к внутренним элементам той или иной классификационной группы при построении новой организационно-правовой формы юридического лица. Недопустимо создание таких форм, правовой статус которых определяется фрагментарно, не соотносится с уже действующими элементами системы юридических лиц, не имеет достаточного как правового, так и экономического обоснования. Особенно актуальным это является для некоммерческих организаций. При этом необходимо учитывать будущую принадлежность создаваемых конструкций к определенному виду юридического лица, содержащему в себе обобщенные характеристики сходных по содержанию организационно-правовых форм юридического лица, выполняющих близкие экономические функции.
В целях стабилизации системы
юридических лиц необходимо четкое
закрепление экономического подхода
к определению критерия отграничения
коммерческих организаций от некоммерческих
(запрет распределения прибыли), формирование
ограниченного перечня форм некоммерческих
организаций и, самое главное, четкое
следование основополагающим требованиям
ГК РФ к построению конструкции
Наиболее болезненным
представляется отказ от форм, основанных
на ограниченных вещных правах, таких
как право хозяйственного ведения
и право оперативного управления,
что связано и с элементами
традиции, и с отсутствием четкой
позиции государства
Основными тенденциями изменения
системы юридических лиц
Изменения столь значимого
нормативного акта, каким является
ГК, относятся практически к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной
работе, анализируя научную литературу
и правоприменительную
Юридическое лицо является
субъектом гражданских
Каждое юридическое лицо обладает рядом только ему присущих признаков, наличие которых позволяет выделять его как субъекта права в гражданских правоотношениях.
В целях обеспечения нормального гражданского оборота предусмотрены индивидуализация юридического лица, то есть выделение его из общей массы хозяйствующих субъектов путем определения его места нахождения и присвоения ему наименования.
Юридические лица наделены
гражданской
Принимая во внимание
большое значение и роль
Так, ГК РФ мало внимания уделяет такой форме юридических лиц, как унитарные предприятия, хотя есть неразрешенные вопросы в системе объектов права собственности и эффективной организации государством унитарных предприятий. В ГК РФ унитарным предприятиям отведено всего три статьи, хотя их роль в экономическом обороте все более возрастает. Деятельность этой разновидности юридических лиц закреплена в ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Было бы целесообразно внести изменения в статьи ныне действующего ГК РФ и дополнить его новыми нормами, регламентирующими деятельность унитарных предприятий, взяв наиболее существенные положения из вышеуказанного Закона.
Появление и развитие новых
организационно-правовых форм юридических
лиц отвлекло внимание законодателей
и исследователей от давно известной
юридической конструкции как
учреждение, хотя на сегодняшний день
это довольно распространенный субъект
гражданского права. Проблема состоит
в том, что ГК РФ не регламентирует
правовой режим доходов от предпринимательской
деятельности учреждения и приобретенного
за счет этих доходов имущества. Законодательно
закрепленная фраза «поступают в
самостоятельное распоряжение учреждения»
приводит к различному ее толкованию
и нарушению применения этой нормы
на практике. Было бы целесообразно
устранить пробелы в
Все большее внимание
уделяется вопросам создания филиалов
и представительств, которые не являются
юридическими лицами, а представляют
собой лишь подразделения юридического
лица. Чтоб создаваемые филиалы и
представительства могли
В ходе данного исследования был сделан вывод о необходимости установления исчерпывающего перечня форм некоммерческих организаций в одном законе – Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе. Данная мера нужна для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) : [федер. закон: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32, ст. 3301 (последнее изменение от 02 июля 2013 г.).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. закон : от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1996 . – № 5 (последнее изменение от 23 июля 2013 г.).
4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: [федер. закон: от 08.08.2001 № 129-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 13.08.2001. – № 33 (часть I). – ст. 3431.
5. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: [федер. закон: от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3302.
6. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской федерации: [закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1] // Российская газета. –19.06.1992. – № 139; Российская газета.– 17.07.1997. – № 136.
7 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: [федер. закон: от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 02.12.2002. – № 48. – ст. 4746.
8. О некоммерческих организациях: [федер. закон: от 12.01.1996 № 7-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. –15.01.1996. – № 3. – ст. 145.
9. Об общественных объединения: [федер. закон: от 19.05.1995 № 82-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. – № 21. – ст. 1930.
10. О несостоятельности (банкротстве): [федер. закон: от 26.10.2002 № 127-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 28.10.2002. – № 43. – ст. 4190.
11. О сельскохозяйственной кооперации: [федер. закон: от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 11.12.1995. – № 50. – ст. 4870. 12. Об акционерных обществах: [федер. закон: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 1. – ст. 1.
13. Концепция развития
гражданского законодательства: решение
(Совет при Президенте по кодификации
и совершенствованию
Монографии, книги, статьи, диссертации,
авторефераты диссертаций:
1. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий /Под ред. Сергеева А.П. – М., Проспект, 2010 г.