Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов, составляющих правовую характеристику, понятия юридическое лицо и понятия классификация юридических лиц в Российской Федерации.
В процессе написания дипломной работы ставятся следующие задачи: выявление и обоснование обязательных признаков юридического лица; классификация юридических лиц по различным основаниям с целью выявления определенных закономерностей и различий в системе юридических лиц; формирование некоторых предложений по усовершенствованию законодательства РФ, регулирующего положение юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений...................................................................... 6
§1. Понятие и сущность юридического лица.................................................. 6
§2. Правосубъектность юридического лица................................................... 15
§3. Классификация юридических лиц............................................................. 20
Глава 2. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридического лица................................................................ 33
§1. Образование юридического лица.............................................................. 33
§2. Реорганизация юридического лица........................................................... 34
§3. Ликвидация юридического лица................................................................ 43
Глава 3. Развитие системы юридических лиц в России....................... 51
Заключение........................................................................................................ 57
Библиографический список............................................................................. 60
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Юридические лица.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам». Поскольку  права и обязанности не переходят  к правопреемникам, задача обеспечения  прав и интересов кредиторов приобретает  здесь очень большую важность.

Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учредителей  либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением  целей, для которых оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ).  Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут  предусматриваться только Гражданским  кодексом.

Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также в иных федеральных  законах.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению  суда, по таким основаниям как:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;
  • неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов.

    К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.

В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»24 регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Налоговые органы вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности  в случае неоднократного или грубого  нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление  организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной  деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми  нарушениями закона арбитражный  суд должен установить, какие конкретно  нарушения закона допущены, и оценить  их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.25

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных  для каждого из видов юридических  лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе  принятия и оформления решения о  ликвидации.

Участники юридического лица или его орган, принявший решение  о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему  его, который вносит в единый государственный  реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится  в стадии ликвидации (п. 2 ст. 62 ГК). Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с  органом, зарегистрировавшем его, назначает  ликвидационную комиссию и устанавливает  порядок и сроки ликвидации. С  этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель - завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.

Чтобы выявить эти связи  ликвидационная комиссия обязана поместить  в органах печати, публикующих  данные о государственной регистрации  юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке  и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг.

По истечению срока  для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением которого является предварительное определение соотношение имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.

Порядок списания денежных средств юридического лица по его  долгам предусмотрен ст. 855 ГК и содержит два варианта: если денежных средств  достаточно для оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления (п. 1 ст. 855 ГК); при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п. 2 ст. 855 и включающий в себя шесть  очередей. Если юридическое лицо (кроме  учреждений) не располагает денежными  средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией  требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество  распродается с публичных торгов.

Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года утверждено «Временное положение о порядке  обращения взыскания на имущество  организаций», в п. 8 которого предусмотрено  очередность распродажи имущества предприятий-должников. В первую и вторую очереди реализуется имущество, не предназначенное для непосредственного участия в процессе производства; в третью очередь - имущество производственного назначения; в четвертую очередь - имущество, находящееся на законных основаниях во временном владении других лиц. После распродажи имущества осуществляется выплата кредиторам юридического лица его долгов.

Учитывая возможность  того, что и после распродажи имущества  ликвидируемого юридического лица у  него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его долгам, п. 1 ст. 64 ГК предусмотрел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать  с очередностью реализации имущества  должника). Она аналогична той очередности, которая предусмотрена в п. 3 ст. 25 ГК, регулирующем порядок выплаты  долгов кредиторам индивидуального  предпринимателя, призванного по решению  суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры  выплаты долгов юридического лица в  определенной очередности не требуется  решение суда о признании его  банкротом; в отношении имущества  юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки «...на которое  может быть обращено взыскание», т. е. в таких случаях может быть обращено на все закрепленное за юридическим  лицом имущество.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссии, удовлетворяется  из имущества юридического лица, оставшегося  после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Требования кредиторов, отклоненные ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобу), а также те требования, которые оказались не удовлетворенными из-за недостатка имущества юридического лица, считаются погашенными.

После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, содержащий в себе сведения об итоговом имущественном положении  ликвидируемой организации. Если при  этом у нее осталось какое-либо имущество, то оно по общему правилу передается его учредителям, которые имеют вещные права на это имущество (например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий) или обязательные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК).

На основании вышеизложенного  можно составить краткую схему  о порядке ликвидации юридических  лиц:

Учредители или орган, принявший решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию.

Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение  о том, что данное юридическое  лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия выявляет кредиторскую и дебиторскую  задолженность.

Ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс.

Удовлетворяет требования кредиторов.

Составляет окончательный  ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц.

С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.

Одним из важных оснований  ликвидации юридического лица является такая процедура как банкротство  юридического лица.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ 26.10.2002 г.

Согласно определению, изложенному  в статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей.

Ключевые моменты следующие: 
- неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены; 
- признание факта банкротства арбитражным судом путем вынесения соответствующего решения; 
- для возбуждения процедуры банкротства необходимо, чтобы сумма долга составляла 100 тыс. руб. и более.

Процедура ликвидации по данному  основанию может применяться  только в отношении определенных юридических лиц: хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и  муниципальных предприятий, то есть тех юридических лиц, которые  п. 2 ст. 50 относит к коммерческим организациям, а также в отношении  некоммерческих юридических лиц: потребительских  кооперативов и благотворительных  организаций, либо иных фондов.

Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям так как они обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник (Российская Федерация).

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом  обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».26

Заявление о признании  несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим  должником. В зависимости от того, кто подает заявление закон устанавливает  различный порядок его оформления и содержания.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения  производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного  органа о взыскании задолженности  за счет денежных средств или иного  имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда или  арбитражного суда (пункт 3 статьи 6 Закона № 127-ФЗ).

Дело о банкротстве  должно быть рассмотрено в заседании  арбитражного в срок не превышающий  семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании  должника банкротом арбитражный  суд выносит одно из следующих  определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

     -  об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

     -  об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - прекратившим свое существование  после внесения об этом записи в  единый государственный реестр юридических лиц.27

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ  В  РОССИИ

 

Современный  период развития  гражданского права  в  России связан с  ожиданиями предстоящих кардинальных изменений его основных положений, касающихся  в  том  числе вопросов  классификации юридических лиц. Данный  процесс во многом  обусловлен отсутствием четких доктринальных позиций по ряду  теоритических вопросов, оказывающих существенное  воздействие  на  практику – решение проблемы  расширения круга  субъектов  гражданского права за  счет органов  корпорации и, соответственно, расширение  круга  отношений, входящих в  предмет гражданского права; обоснование требований  о сужении числа организационно-правовых форм  юридических лиц, введение новых легальных классификаций.

Как для института юридического лица,  так и для всей  системы гражданского права ключевыми за  последние годы  стали такие проблемы, как отсутствие системного подхода к реформированию правовых институтов, отдельных норм, значительная  подверженность действий законодателя  ситуативным потребностям, не обусловленным реальными экономическими и правовыми обоснованиями.

Информация о работе Юридические лица