Компетенция государственных и муниципальных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы обусловлена тем, что государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» существуют такие виды государственных и муниципальных унитарных предприятий, как:
1. унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,
2. унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и виды государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………………………………….5

1.1. Понятие унитарных предприятий…………………………………......6
1.2. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения……………………………………………………………………....15
1.3. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления…………………………………………………………………..17

Глава 2. Компетенция государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………………………………….18

2.1.Права государственного и муниципального унитарного предприятия………………………………………………………………....18
2.2.Обязанности государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………........................22
2.3. Ответственность руководителя унитарного предприятия…………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по гр. праву.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………......3

 

Глава 1. Понятие и виды государственных и муниципальных

унитарных предприятий………………………………………………….5

 

1.1. Понятие унитарных предприятий…………………………………......6

1.2. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения……………………………………………………………………....15

1.3. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления…………………………………………………………………..17

 

Глава 2. Компетенция государственных и муниципальных

унитарных предприятий………………………………………………….18

 

2.1.Права государственного и муниципального унитарного предприятия………………………………………………………………....18

2.2.Обязанности государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………........................22

2.3. Ответственность руководителя унитарного предприятия…………………………………………………………………23

 

Заключение………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………....32

Приложения…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В части 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности.1

В настоящее время  российское государство ставит необходимые  задачи по решению проблем, связанных  с экономикой страны. Для решения поставленных проблем необходимо повышение эффективности работы отраслей государственного сектора

Актуальностью данной темы обусловлена тем, что  государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.

В соответствии с  Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» существуют  такие виды государственных и муниципальных унитарных предприятий, как:

1. унитарное предприятие,  основанное на праве хозяйственного  ведения, 

2. унитарное предприятие,  основанное на праве оперативного  управления.

Для углубленного изучения данной темы, я поставила наиболее важные и актуальные цели и задачи.2

Цель: Изучить подробно правовой статус государственных и  муниципальных унитарных предприятий.

 

Задачи:

1.Ознакомиться с основными  понятиями государственных и  муниципальных унитарных предприятий.

2. Изучить наиболее  подробно характеристику унитарных  предприятий.

3. Знать компетенцию государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

В данной работе мы рассмотрим понятие  и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды государственных и муниципальных

унитарных предприятий.

Правовое положение  унитарного предприятия на праве  хозяйственного ведения было впервые  определено в Гражданском кодексе Российской Федерации. Данная организационно-правовая форма была создана с целью формирования особого класса хозяйствующих субъектов, имущество которых по тем или иным соображениям должно было быть сохранено в государственной собственности, при этом деятельность таких предприятий носила бы коммерческий характер.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, единственным собственником унитарного предприятия  может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или  муниципальное образование. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. на территории Российской Федерации появился четвертый уровень власти — городские и сельские поселения. Согласно статье 51 указанного Закона, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, что уже привело к появлению новых муниципальных унитарных предприятий.

Унитарные предприятия в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, переданное в распоряжение унитарного предприятия, можно разделить на три уровня:

1. Федеральные государственные унитарные предприятия. Имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

2. Государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации. Имущество принадлежит субъекту Российской Федерации.

3. Муниципальные унитарные предприятия. Имущество принадлежит муниципальному образованию. Причем к этому уровню можно отнести и муниципальные унитарные предприятия, созданные городскими и сельскими поселениями — четвертым уровнем власти.

На данный момент государственные  унитарные предприятия представлены во множестве отраслей промышленности, в непроизводственной сфере, в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве. Более 50 % всех унитарных предприятий осуществляют свою деятельность в следующих отраслях (см. рис. 1) : а) агропромышленный комплекс, б) транспорт, в)  наука и социальная сфера, г)оборонно-промышленный комплекс, д)гражданская промышленность, е) строительство, ж) в лесное хозяйство и недропользование, з) топливная промышленность.3

 

1.1 Понятие унитарных предприятий

 

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.4

 

 

 

В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве  собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени Российской Федерации права собственника имущества  федерального государственного предприятия  может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия  осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия  принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и  не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие  может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие  должно иметь самостоятельный баланс.

 В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное  предприятие и государственное  предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта.5

Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

Унитарное предприятие  может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям  его деятельности, предусмотренным  в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие  вправе в установленном порядке  открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственное или  муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным  законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке  должно содержать слова "федеральное  государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском  языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов  Российской Федерации, за исключением  терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.

Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его  государственной регистрации.

 Унитарное предприятие  должно иметь почтовый адрес,  по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Учредителем унитарного предприятия может выступать  Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное  образование.

 Решение об учреждении  федерального государственного  предприятия принимается Правительством  Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации  или муниципального предприятия  принимается уполномоченным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

 Федеральное казенное  предприятие учреждается решением  Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Государственное или  муниципальное предприятие может  быть создано в случае:

1. необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

2. необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

3. необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

4. необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

Информация о работе Компетенция государственных и муниципальных унитарных предприятий