Компетенция государственных и муниципальных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы обусловлена тем, что государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» существуют такие виды государственных и муниципальных унитарных предприятий, как:
1. унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,
2. унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и виды государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………………………………….5

1.1. Понятие унитарных предприятий…………………………………......6
1.2. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения……………………………………………………………………....15
1.3. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления…………………………………………………………………..17

Глава 2. Компетенция государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………………………………….18

2.1.Права государственного и муниципального унитарного предприятия………………………………………………………………....18
2.2.Обязанности государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………........................22
2.3. Ответственность руководителя унитарного предприятия…………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по гр. праву.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

  Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

  Унитарное предприятие  вправе в установленном порядке  открывать банковские счета на  территории Российской Федерации  и за ее пределами.

Государственное или  муниципальное предприятие до момента  завершения формирования собственником  его имущества уставного фонда  не вправе совершать сделки, не связанные  с учреждением государственного или муниципального предприятия.

  Отдельные виды  деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Права собственника имущества  унитарного предприятия 

 

1. Собственник имущества  унитарного предприятия в отношении  указанного предприятия:

1) принимает решение  о создании унитарного предприятия; 

2) определяет цели, предмет,  виды деятельности унитарного  предприятия, а также дает согласие  на участие унитарного предприятия  в ассоциациях и других объединениях  коммерческих организаций;

3) определяет порядок  составления, утверждения и установления  показателей планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия; 

4) утверждает устав  унитарного предприятия, вносит  в него изменения, в том числе  утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение  о реорганизации или ликвидации  унитарного предприятия в порядке,  установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию  и утверждает ликвидационные  балансы унитарного предприятия; 

6) формирует уставный  фонд государственного или муниципального  предприятия; 

7) назначает на должность  руководителя унитарного предприятия,  заключает с ним, изменяет и  прекращает трудовой договор  в соответствии с трудовым  законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием  на работу главного бухгалтера  унитарного предприятия, заключение  с ним, изменение и прекращение  трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую  отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на  распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных  федеральными законами, иными нормативными  правовыми актами или уставом  унитарного предприятия, на совершение  иных сделок;

11) осуществляет контроль  за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели  экономической эффективности деятельности  унитарного предприятия и контролирует  их выполнение;

13) дает согласие на  создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на  участие унитарного предприятия  в иных юридических лицах; 

15) дает согласие в  случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, на совершение  крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения  о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет  размер оплаты его услуг; 

17) имеет другие права  и несет другие обязанности,  определенные законодательством Российской Федерации.

2. Собственник имущества  казенного предприятия помимо  правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:

 изымать у казенного  предприятия излишнее, неиспользуемое  или используемое не по назначению  имущество; 

 доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

 утверждать смету  доходов и расходов казенного  предприятия. 

3. Собственник имущества  унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

4. Собственник имущества  унитарного предприятия вправе  истребовать имущество унитарного  предприятия из чужого незаконного  владения.

5. Правомочия собственника  имущества федерального казенного  предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.

 Иные правомочия  собственника имущества федерального  казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 Правомочия собственника  имущества унитарного предприятия,  имущество которого находится  в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

 Правомочия собственника  имущества унитарного предприятия,  имущество которого находится  в собственности субъекта Российской  Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

 Правомочия собственника  имущества унитарного предприятия,  имущество которого находится  в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

 

 

 

 

2.2.Обязанности, ответственность государственного и муниципального унитарного предприятия. 8

 

1. Руководитель унитарного  предприятия (директор, генеральный  директор) является единоличным  исполнительным органом унитарного  предприятия. Руководитель унитарного  предприятия назначается собственником  имущества унитарного предприятия.  Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

 Руководитель унитарного  предприятия действует от имени  унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его  интересы, совершает в установленном  порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

 Руководитель унитарного  предприятия организует выполнение  решений собственника имущества  унитарного предприятия. 

2. Руководитель унитарного  предприятия не вправе быть  учредителем (участником) юридического  лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

 Руководитель унитарного  предприятия подлежит аттестации  в порядке, установленном собственником  имущества унитарного предприятия. 

3. Руководитель унитарного  предприятия отчитывается о деятельности  предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

4. В случаях, предусмотренных  федеральными законами и изданными  в соответствии с ними правовыми  актами, в унитарном предприятии  могут быть образованы совещательные  органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

 

2.3 Ответственность руководителя унитарного предприятия

 

1. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.

2. Руководитель унитарного  предприятия несет в установленном  законом порядке ответственность  за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

3. Собственник имущества  унитарного предприятия вправе  предъявить иск о возмещении  убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятии

Рассмотрим примеры из судебной практики унитарных

предприятий:

Пример 1.

Федеральный арбитражный  суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго"

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 октября 2009 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 года по делу N А57-24101/2008по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании недействительными постановлений, при участии заинтересованных лиц: Юринского Анатолия Алексеевича, Александровского муниципального образования, Багаевского муниципального образования, Вольновского муниципального образования, Михайловского муниципального образования, Краснооктябрьского муниципального образования, муниципального образования Красный Текстильщик, Расковского муниципального образования, Рыбушанского муниципального образования, Синеньского муниципального образования, Соколовского муниципального образования, Усть-Курдюмского муниципального образования, Дубковского муниципального образования, при участии третьих лиц: Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Саратовского муниципального района Саратовской области, конкурсного управляющего МУП "Жилищник" Булгакова Ю.Л.,

установил:открытое акционерное  общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - ОАО "Саратовэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании недействительными постановлений от 11 апреля 2006 г. N 321 и от 16 мая 2006 г. N 508, при участии заинтересованных лиц: Юринского Анатолия Алексеевича, Александровского муниципального образования, Багаевского муниципального образования, Вольновского муниципального образования, Михайловского муниципального образования, Краснооктябрьского муниципального образования, муниципального образования Красный Текстильщик, Расковского муниципального образования, Рыбушанского муниципального образования, Синеньского муниципального образования, Соколовского муниципального образования, Усть-Курдюмского муниципального образования, Дубковского муниципального образования, при участии третьих лиц: Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Саратовского муниципального района Саратовской области, конкурсного управляющего МУП "Жилищник" Булгакова Ю.Л.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 октября 2009 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО "Саратовэнерго" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением Главы объединенного  муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 18 февраля 2002 г. N 70-р за муниципальным  унитарным предприятием "Жилищник" (далее - МУП "Жилищник") на праве хозяйственного ведения закреплено следующее имущество: жилой фонд общей площадью 203 162,51 кв. м., водопроводные сети общей протяженностью 69 743 м., тепловые сети общей протяженностью 35 429 м., канализационные сети общей протяженностью 21170 м, 25 котельных, являющихся объектами муниципальной собственности района (т. 2, л. д. 42).

Постановлением от 11 апреля 2006 г. N 321 Глава Саратовской районной администрации изъял у МУП "Жилищник" следующее имущество:

Информация о работе Компетенция государственных и муниципальных унитарных предприятий