Компетенция государственных и муниципальных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы обусловлена тем, что государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» существуют такие виды государственных и муниципальных унитарных предприятий, как:
1. унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,
2. унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и виды государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………………………………….5

1.1. Понятие унитарных предприятий…………………………………......6
1.2. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения……………………………………………………………………....15
1.3. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления…………………………………………………………………..17

Глава 2. Компетенция государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………………………………….18

2.1.Права государственного и муниципального унитарного предприятия………………………………………………………………....18
2.2.Обязанности государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………........................22
2.3. Ответственность руководителя унитарного предприятия…………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по гр. праву.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

5. необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

6. необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота.

Порядок определения  состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, а в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

    Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

  Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Устав унитарного предприятия  утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, а в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Унитарное предприятие  подлежит государственной регистрации  в органе, осуществляющем государственную  регистрацию юридических лиц, в  порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

        Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Особенности осуществления  права хозяйственного ведения и  права оперативного управления в  отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной  собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При переходе права собственности  на государственное или муниципальное  предприятие как имущественный  комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия  определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Унитарное предприятие  может быть реорганизовано по решению  собственника его имущества в  порядке, предусмотренном Гражданским  кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных  федеральным законом, реорганизация  унитарного предприятия в форме  его разделения или выделения  из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

- слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

- присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

- выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

- преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия  могут быть реорганизованы в форме  слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового  положения унитарного предприятия  вследствие перехода права собственности  на его имущество к другому  собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также  передачи имущества унитарного предприятия  другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества  считается состоявшейся с момента  государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

Унитарное предприятие  не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации  обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему  кредиторов унитарного предприятия, а  также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация  вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 Гражданского Кодекса РФ.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного  унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

Унитарное предприятие  может быть преобразовано по решению  собственника его имущества в  государственное или муниципальное  учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

     Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским  кодексом Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом и иными  нормативными правовыми актами.

 

1.2. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 6

 Унитарное предприятие,  основанное на праве хозяйственного  ведения, создается по решению  уполномоченного на то государственного  органа или органа местного  самоуправления.

 Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

 Размер уставного  фонда предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

 Порядок формирования  уставного фонда предприятия,  основанного на праве хозяйственного  ведения, определяется законом  о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

 Если по окончании  финансового года стоимость чистых  активов предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  окажется меньше размера уставного  фонда, орган, уполномоченный  создавать такие предприятия,  обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

 В случае принятия  решения об уменьшении уставного  фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия  вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это  предприятие, и возмещения убытков.

 Собственник имущества  предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Государственное или  муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит  на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Права собственника в  отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении:

1. Собственник имущества,  находящегося в хозяйственном  ведении, в соответствии с законом  решает вопросы создания предприятия,  определения предмета и целей  его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право  на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе  продавать принадлежащее ему  на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать  его в аренду, отдавать в залог,  вносить в качестве вклада  в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим  предприятию, оно распоряжается  самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.7

1.3 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом  о государственных и муниципальных  унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или  органом местного самоуправления.

Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного  на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что  такое предприятие является казенным.

Права казенного предприятия  на закрепленное за ним имущество  определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Собственник имущества  казенного предприятия несет  субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие  может быть реорганизовано или ликвидировано  в соответствии с законом о  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях.

 

Глава 2. Компетенция государственных муниципальных унитарных предприятий.

 

2.1 Права государственных и муниципальных унитарных предприятий

   Унитарное предприятие  может иметь гражданские права,  соответствующие предмету и целям  его деятельности, предусмотренным  в уставе этого унитарного  предприятия, и нести связанные  с этой деятельностью обязанности.

  Унитарное предприятие  считается созданным как юридическое  лицо со дня внесения соответствующей  записи в единый государственный  реестр юридических лиц с особенностями,  установленными статьей 10 настоящего  Федерального закона.

Информация о работе Компетенция государственных и муниципальных унитарных предприятий