Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа
Целью данного исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: проследить процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, обобщить опыт его деятельности; исследовать институты Федерального Уполномоченного по правам человека в РФ, как элемент единого правозащитного механизма - института Уполномоченного по правам человека в РФ; детально исследовать такие важные компоненты, как требования к кандидатуре Федерального Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, процедуре их избрания, гарантии их деятельности; выявить пробелы в законодательной регламентации и отдельные недостатки в деятельности данного правозащитного механизма.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ОМБУДСМЕН КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………..6
1.1. Институт омбудсмена: цели и задачи деятельности………………...6
1.2. Законодательное регулирование института омбудсмена в Российской Федерации................11
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека..............................15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности
Уполномоченного по правам человека………………………………….18
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека........................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ПРАВА………………………………………………………………
1.1. Институт омбудсмена: цели и задачи деятельности………………...6
1.2. Законодательное регулирование института омбудсмена в
Российской Федерации.....................
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………15
2.1. Функции Уполномоченного
по правам человека......................
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности
Уполномоченного по правам человека………………………………….18
2.3. Полномочия, порядок и правовые
последствия деятельности Уполномоченного
по правам человека......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. На современном этапе проблема прав и свобод человека становится одной из самых актуальных тем в жизни демократического государства.
Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.
Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 г. является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.
Целью данного исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, нормы федерального законодательства, регламентирующие эту деятельность.
Предметом исследования является содержание и направление деятельности механизма защиты прав и свобод человека, в качестве которого выступает правовой институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Структура: данная курсовая работа состоит из введения и двух глав.
Для достижения поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования:
1) анализ нормативных и
2) сравнительно-правовой метод;
3) историко-правовой;
4) формально-логический.
ГЛАВА 1.ОМБУДСМЕН КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Институт омбудсмена имеет скандинавское
происхождение. Впервые он был создан
в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции
1809 года была введена должность омбудсмена
юстиции. Однако сам термин "омбудсмен"
появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет
немецкое происхождение, и его корни восходят
к раннему периоду истории германских
племен. Омбудсменом называлось лицо,
которое избиралось для сбора от имени
пострадавшей стороны денежной пени (виры)
с преступников, совершивших убийство.
Шведы и другие скандинавские народы переводили
слово "омбудсмен" как "поверенный",
"управляющий делами", "доверенное
лицо". Предполагают также, что корни
компетенции этой фигуры просматриваются
в римских должностях цензоров, трибунов,
провинциальных прокураторов. Поначалу,
в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены
были людьми короны, призванными контролировать
от имени верховной власти деятельность
чиновников и судей.
По мере перехода к конституционной монархии омбудсмен становится парламентским органом, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г. Второй страной, где был введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины ХХ века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах. Сегодня несколько десятков государств мира имеют такой институт, хотя он обладает различной компетенцией, возможностями, правовым статусом. При всех национальных отличиях основные функции омбудсмена состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер(то есть чиновники не обязаны им следовать), в подавляющем большинстве случаев рекомендации омбудсмена принимаются к исполнению.
Сама должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах, на родине этого института, используется название Омбудсмен юстиции, в англоязычных странах – парламентский уполномоченный (Парламентский уполномоченный по делам администрации – Великобритания, Северная Ирландия, Шри Ланка), Парламентский уполномоченный для расследований (Новая Зеландия), просто парламентский уполномоченный (омбудсмен) – англоязычные провинции Канады. В трех странах применяется термин "уполномоченный" без прилагательного "парламентский": уполномоченный по жалобам (Израиль), уполномоченный по правам граждан (Польша), уполномоченный
по правам человека (Россия). Используются также термины посредник, медиатор (Франция), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), помощник граждан (штат Айова, США), адвокат народа (Румыния). В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: защитник граждан (провинция Квебек, Канада), народный защитник
(омбудсмен) (Испания), публичный защитник (штат Небраска, США), гражданский защитник (итальянские провинции), народный правозащитник (Хорватия). Иногда функцию института омбудсмена выполняет коллективный орган: коллегия народной право защиты (Австрия), комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), парламентская комиссия по правам человека (Латвия).
В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права
изменения принятых ими решений. Согласно определению международной ассоциации юристов, народный защитник – "омбудсмен" – это "служба, 1предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады". Другое международное определение института омбудсмена, содержащееся в литературе на эту тему: "государственная служба, предусмотренная конституцией и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое ответственно только перед законом".
Кроме того, стоит отметить, что в разных странах институт омбудсмена создается как на национальном уровне, так и на уровне регионов, а иногда и на уровне муниципалитетов, а также могут вводиться должности "специализированных" омбудсменов, т.е. работающих по конкретным направлениям защиты прав человека (по делам армии, по правам потребителей, по проблемам гендерной дискриминации и т.п.). В мировой практике известны три модели института омбудсмена, которые
различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д. Эти три модели – следующие:
1.Исполнительный омбудсмен. Он является органом исполнительной власти,
назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует в некоторых штатах США. Собственно, это спорный вопрос: можно ли французского медиатора отнести к омбудсмену. В России историческим предшественником института омбудсмена также были еще сохраняющиеся в ряде регионов комиссии по правам человека "при Президенте" и "при губернаторе".
2.Независимый омбудсмен. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и Нидерландах.
3.Парламентский омбудсмен. Он находится в системе законодательной ветви
власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмена является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть).
В большинстве стран, где существует институт омбудсмена, он принадлежит именно парламентской модели. Это естественно, поскольку исторически омбудсмен – дитя парламента. Он возник именно как орган парламентского контроля над администрацией, как результат борьбы парламента (т.е. представителей народа) за права и свободы человека и гражданина, провозглашенные конституцией, но попираемые исполнительной властью. Парламентская модель более органична не только с точки зрения истории, но и в современном контексте, поскольку основные нарушения прав граждан имеют место при их взаимоотношениях с исполнительными органами государственной власти. Именно чиновники повинны в большей части нарушений гражданских прав и свобод.
Институт омбудсмена в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов. Широкие надзорные функции за деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен омбудсмен с целью защиты прав и законных интересов граждан, определяют его высокий авторитет и широкое признание общественностью. Это связано со многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т.д. Все эти принципы и процедуры, на которых основывается деятельность омбудсмена, имеют особое значение для выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц.