Комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: проследить процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, обобщить опыт его деятельности; исследовать институты Федерального Уполномоченного по правам человека в РФ, как элемент единого правозащитного механизма - института Уполномоченного по правам человека в РФ; детально исследовать такие важные компоненты, как требования к кандидатуре Федерального Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, процедуре их избрания, гарантии их деятельности; выявить пробелы в законодательной регламентации и отдельные недостатки в деятельности данного правозащитного механизма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ОМБУДСМЕН КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………..6
1.1. Институт омбудсмена: цели и задачи деятельности………………...6
1.2. Законодательное регулирование института омбудсмена в Российской Федерации................11
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека..............................15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности
Уполномоченного по правам человека………………………………….18
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека........................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 95.69 Кб (Скачать файл)

            Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести". Она приносится на заседании Государственной Думы после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным. Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного.

               Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры.

              При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной  Думой:

  • в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
  • в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
  • ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
  • в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

2.3. ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК И  ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

            Как уже упоминалось, основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено, что Уполномоченного не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, - эти решения исключены из пределов его компетенции. (п.1,2 ст. 16 Закона). Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица.

           Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Согласно п. 1 ст. 3, государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

РФ. При этом государственными должностями государственной службы считаются государственные должности категорий "Б" и "В", т.е. соответственно:      

    • должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А";
    • должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Под государственными должностями  категории "А" закон понимает должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства, председатели палат ФС РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие). (п. 1 ст. 1 Закона). Перечисленные здесь должности категории "А" к госслужбе не относятся.

         Таким образом, к государственным служащим, чьи действия (бездействие) или решения могут быть обжалованы посредством обращения к Уполномоченному по правам человека, относятся только лица, замещающие государственные должности категории "Б" и "В". Это, однако, не означает, что действия (решения) Президента или министра не могут быть обжалованы в этом порядке. Они не являются государственными служащими, но являются должностными лицами. Это понятие не прописано в законе о государственной службе, но содержится в Уголовном кодексе. Согласно примечанию к статье 285, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-

распорядительные, административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Более короткое и ясное определение, выработанное юридической наукой: должностные лица – это лица, имеющие по закону право совершать юридически-властные действия.

           Таким образом, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.

В законе также прописана  процедура подачи и рассмотрения жалобы, которая не является слишком сложной. Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение4 жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

            Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются. При этом жалоба – не единственный способ инициирования рассмотрения дела. Так, статья 21 устанавливает, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

             Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При этом немаловажно уточнение, что такая проверка не может быть поручена тому органу или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Важные положения содержит статья 23 Закона. Она устанавливает права и полномочия, которыми обладает российский омбудсмен при рассмотрении жалобы. Им корреспондируют соответствующие обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих в их взаимодействии с Уполномоченным. Так, при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать  все органы государственной власти, органы

местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных

органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и

организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать  от государственных органов, органов  местного

самоуправления и у  должностных лиц и государственных  служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения  должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно  или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным  государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

         Кроме того, по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания. Всем перечисленным выше правам соответствуют определенные обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих, которые вытекают из смысла приведенных выше положений:

    • обеспечивать доступ в соответствующие органы и на заседания;
    • бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий (они должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок) – эта обязанность должностных лиц отрегулирована в статье 34 ФКЗ;
    • давать объяснения по подлежащим выяснению вопросам;
    • содействовать в проведении проверок;
    • проводить по поручению омбудсмена экспертные исследования и готовить заключения;
    • обеспечивать доступ к материалам указанных в Законе уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях;
    • обеспечивать реализацию права безотлагательного приема Уполномоченного руководителями и другими должностными лицами указанных в Законе структур.

           Что касается права Уполномоченного знакомиться с материалами судебных дел, то механизм реализации этого правомочия был закреплен путем внесения изменений в соответствующее процессуальное законодательство сразу после принятия ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ". Так, Федеральным законом "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 17 марта 1997 года №50-ФЗ была введена норма, согласно которой соответствующие должностные лица обязаны по ходатайству Уполномоченного истребовать в пределах5

 своей компетенции из судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора (ч. 4 ст. 322). ГПК дополнен также положением о праве Уполномоченного знакомиться с гражданским делом, по которому решение или определение о его прекращении вступило в законную силу.

        Федеральный закон "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 17 марта 1997 года №51-ФЗ дополнил УПК нормой, которая обязывает соответствующих лиц по ходатайству Уполномоченного истребовать в пределах своей компетенции уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда либо постановление судьи. В УПК также зафиксировано право Уполномоченного знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела. Стоит отметить также поправки, внесенные в КоАП Федеральным законом "О внесении дополнения и изменения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 13 марта 1997 года №49-ФЗ. КоАП был дополнен новым составом административного правонарушения. Согласно новой статье 16512, вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до ста МРОТ.

Информация о работе Комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в России