Конфликтолог-медиатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Не секрет, что мирное разрешение конфликтов - показатель уровня развития гражданского общества. Все мы помним времена, когда проблемы между деловыми партнерами или конкурентами нередко разрешались силовыми методами. Сегодня предприниматели дорожат своим честным именем и деловой репутацией, поэтому норма сегодняшнего дня - обращение в суд за разрешением спора. Есть ли альтернатива судебному порядку? Первое, что приходит на ум – третейский суд. Но суд – это все же суд, когда одна сторона проигрывает дело, а другая выигрывает.
Цель данной работы изучить особенности медиации как профессии.

Содержание работы

Введение.................................................................................................2
I.Понятие и сущность медиации в конфликте.......................................4
II. Роль и функции медиатора в конфликте.........................................14
III. Основные требования профессионального кодекса медиатора и
перспективы саморегулирования медиаторов в России.................20
Заключение...........................................................................................30
Список литературы...............................................................................33

Файлы: 1 файл

диплом2.docx

— 45.33 Кб (Скачать файл)

Конфликтолог - медиатор как  профессия

 

Содержание

 Введение.................................................................................................2

 

I.Понятие и сущность  медиации в конфликте.......................................4

 

II. Роль и функции медиатора  в конфликте.........................................14

 

III. Основные требования  профессионального кодекса медиатора  и 

 

 перспективы саморегулирования  медиаторов в России.................20

 

 Заключение...........................................................................................30

 

 Список литературы...............................................................................33

Введение

 

Актуальность темы. Не секрет, что мирное разрешение конфликтов - показатель уровня развития гражданского общества. Все мы помним времена, когда  проблемы между деловыми партнерами или конкурентами нередко разрешались  силовыми методами. Сегодня предприниматели  дорожат своим честным именем и деловой репутацией, поэтому  норма сегодняшнего дня - обращение  в суд за разрешением спора. Есть ли альтернатива судебному порядку? Первое, что приходит на ум – третейский суд. Но суд – это все же суд, когда одна сторона проигрывает дело, а другая выигрывает. Конфликты в области бизнеса компании не всегда готовы решать в суде, т.к. это дорого, долго и спорный вопрос решается не полностью, то же можно сказать и о сложных межличностных конфликтах, когда вынесенное по делу решение проблему не снимает.

 

 В суде есть победители  и побежденные, а решение принимается  судьей. Медиация же позволяет  сторонам принять совместное  решение, направленное на деятельность  в будущем, которое стороны  будут выполнять по доброй  воле, т.к. они сами его принимали.  Добровольно достигнутое соглашение  выполняется людьми охотнее, чем  обязательное решение, принятое  в суде.

 

 Кроме того, актуальность  темы также обусловлена принятием  закона «Об альтернативной процедуре  урегулирования споров с участием  посредника (процедуре медиации)»  который вступает в силу уже  с 1 января 2011.

 

 Степень изученности  проблемы. Исторически сложившаяся  ситуация более раннего, по  сравнению с Россией, распространения  медиации на западе обусловило  большое количество работ зарубежных  авторов: Роберт А. Бэрок Буш,  Джозеф П.Фолджер , Д. Уинслейд и Д. Монк, Х. Бесер,1 из отечественных исследователей можно выделить Аллахвердову О.В.2, Карпенко А.Д., Давыденко Д.Л., Лисицына В.В.

 

Цель данной работы изучить  особенности медиации как профессии. Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи: определить понятие медиации, рассказать о сущности медиации в конфликте; рассмотреть  правовое регулировании медиации; определить требования, предъявляемые к медиатору, его функции и роль; дать прогноз  перспективам медиации как профессиональной деятельности.

 

Объектом исследования является медиация, предметом - профессиональная деятельность в области медиации.

 

 Информационная база  исследования включала материалы  публикаций в российской периодической  печати, в электронных изданиях, учебные пособия по конфликтологии  зарубежных и отечественных авторов.

 

 

I.Понятие и сущность  медиации в конфликте

 

 Проблемы семейных, военных,  общественно-политических, религиозных  столкновений волнуют человечество  с древних времен. Конфуций, Аристотель  и Платон пытались найти механизмы  урегулирования споров. Жан-Жак Руссо,  Людвиг Фейербах, Зигмунд Фрейд,  Георг Гегель и другие лучшие  умы человечества приложили немало  усилий к становлению прикладной  конфликтологии. Прежде чем она  стала самостоятельной наукой, был  накоплен большой объем материала  по вопросам конфликтов из  разных областей знаний: философии,  социологии, этики, педагогики, психологии, медицины, экономики, юриспруденции.  Это молодая наука берет начало  с 50-х годах ХХ века. Почти одновременно и в Европе и в США приобретают широкую известность научные работы по социальной конфликтологии. В 70-е годы была разработана программа психологического тренинга, направленная на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Возникают несколько учебных заведений по подготовке конфликтологов. И в 80-е годы появляются первые конфликтологические центры. В 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В начале 90-х годов в России такой центр был открыт в Санкт-Петербурге, готовящих конфликтологов-медиаторов, ведь одним из самых эффективных методов управления конфликтом является медиация.

 

 Медиация – это альтернативное  разрешение споров с помощью  независимых посредников, то есть  медиаторов. В переводе с латинского mediator и есть «посредник».

 

 В отличие от традиционной  судебной процедуры цель медиации  не в том, чтобы определить  правого и виноватого в конфликте,  а в том, чтобы привести стороны  к взаимоприемлемому соглашению. Медиатор приводит стороны к  соглашению, но ни в коем случае не выносит собственного суждения о существе спора, не выдает никаких решений или заключений.

 

 В суде всегда выигрывает  только одна сторона, вторая  – всегда уходит с обидой  – на суд, на другую сторону,  – всегда есть множество побочных  последствий. А после проведения  процедуры медиации стороны сами  приходят к тому способу разрешению  конфликта, который устраивает  обе стороны. 

 

 Конфликты неизбежно  возникают между людьми, и чаще  всего на бытовой почве.

 

 Это касается и семейных  споров, в разрешении которых  есть большая трудность, потому  что они зачастую связанны  с воспитанием детей после  расторжения брака, распределением  родительских обязанностей по  отношению к общему ребенку.

 

 Это относится и  к предпринимательству. Любая  организация это уже комплекс  противоречий между сотрудниками, между отделами, структурными подразделениями,  ведь развитие предприятия невозможно  без конфликтов.

 

 И далеко не всегда то предписание, которое дает суд, легко исполнимо. Но когда стороны в процессе медиации договариваются на взаимоприемлемых условиях, тогда и условия такого соглашения исполняются гораздо проще.

 

 Сторонники такого  метода разрешения спора считают  его необходимым элементом построения  и развития гражданского общества. По их мнению, медиация устанавливает  новые неформальные связи между  людьми, которые рассчитаны на  поиск совместных нестандартных  решений, приводящих к результату, который устроит обе стороны. А это, в конечном итоге, обеспечивает социальную стабильность.

 

 Достоинства медиации  состоят в следующем: 

 

1. Эффективность. Созидательное  решение или компромисс могут  способствовать полному исчерпанию  конфликта. 

 

2. Приватность. В процессе  медиации присутствуют только  конфликтующие стороны, их представители,  и медиатор, в отличие от судебного  разбирательства, где могут присутствовать  и другие персоны. 

 

3. Конфиденциальность. Информация, которая рассматривается в процессе  медиации, не может быть разглашена  где-либо, даже в суде.

 

4. Экономичность. Затраты  на медиацию намного ниже, чем  судебные издержки.

 

5. Экономия времени. Медиация  требует относительно малых сроков  для разрешения конфликта. 

 

6. Восстановление или  сохранение добрых отношений  у сторон. У них появляется  реальная возможность продолжить  свое деловое сотрудничество.

 Медиация — один  из наиболее древних способов  разрешения конфликтов. Она существовала  издавна в Китае, в странах  Африки, где старейшины рода или  племени выступали в качестве  своеобразных профессиональных  медиаторов, обеспечивая бесконфликтное  решение проблемных и конфликтных  ситуаций (Д. Прюитт)3.

 

 До сих пор на  Кавказе сохранилась традиция  решать спорные вопросы с участием  третьего лица – старейшины. Необходимо  отметить, что Юг России, как место  пересечения многих торговых  путей, исторически пользовался  различными примирительными формами.  Известно, что купеческое сословие  имело свои формы разрешения  споров. Например, в Новочеркасском  музее казачества хранится медаль  посредника, которая датируется XIX-м  веком. Таким образом, можно  сделать вывод, что медиация  уже много веков служит делу  установления мира.

 

 В современном виде  Медиация как самостоятельный  способ внесудебного разрешения  споров появился в США в  60-х годах прошлого столетия  в качестве альтернативы дорогому  и длительному судебному разбирательству. Семейные и трудовые конфликты были первыми и успешными сферами применения медиации. Затем бизнес стал активно применять медиацию как средство разрешения коммерческих споров. Эффективность медиации содействовала быстрому расширению географических границ ее применения. Медиация распространилась в Австралии, Канаде, а в 80-е годы начала применяться в Великобритании, а затем и других странах Европы. Сейчас медиация является самым распространенным внесудебным методом разрешения конфликтов в мире. Успешность процедуры медиации чрезвычайно высока: в мире в среднем от 75% до 80 % всех споров, вынесенных на медиацию, завершаются заключением соглашения. В международной практике существует много моделей медиации. Хотя формы и порядок проведения медиации в зависимости от конкретной страны могут различаться, основные принципы медиации остаются неизменными. Такими принципами являются: добровольность, равноправие сторон, нейтральность медиатора, конфиденциальность.

 

 На западе медиация  рассматривается как важная часть  зрелого гражданского общества, способствующая облегчению доступа  граждан к правосудию. Медиация  уже стала частью правовой  системы и культуры многих  государств. Соответствующие нормативные  акты приняты в США, Канаде, Австралии, Австрии, Сербии, Нидерландах,  Болгарии и других странах.  Ведущие страны мира активно  содействуют развитию медиации. В США Единообразный Акт о  медиации был принят в 2001 г.  Решающим фактором в развитии  медиации явилось признание эффективности  этого метода разрешения споров  американскими судами. Американская  система судопроизводства способствует  тому, чтобы большинство споров  разрешалось сторонами добровольно  до суда. В некоторых штатах, суды  используют следующий подход: суд  принимает дело к производству  только тогда, когда стороны  аргументируют, то, что медиация  в их деле не может быть  применима. Часто суды предлагают  сторонам обратиться к медиации  до рассмотрения дела. К примеру,  в 2008 году суды направили на  медиацию 300 000 дел. В США действует  Национальный институт разрешения  споров, который занимается разработкой  новых методов медиации, а также  существуют частные и государственные  службы медиации. В США значительное  влияние имеет Американская арбитражная  ассоциация (American Arbitration Association), которая  утвердила собственные Правила  третейского разбирательства (арбитража)  и медиации, используемые, в том  числе, при рассмотрении внутренних  споров. Секция альтернативного  разрешения споров Американской  Ассоциации юристов (American Bar Association) объединяет более 13 тысяч практикующих  специалистов в области альтернативного  разрешения споров.

 

 В Австралии внесудебное  посредничество урегулировано Актом  о медиации и арбитраже, принятом  в 1991 г. К началу XXI века многие  австралийские компании пришли  к пониманию преимущества разрешения  конфликтов во внесудебном порядке  и включают медиативные оговорки  в контракты. Такие оговорки  обязывают стороны в случае  возникновения спора разрешить  его посредством медиации. В 1975 г. была учреждена Австралийская  Ассоциация арбитров и медиаторов. Практикующие медиаторы, применяют  правила процедуры медиации, разработанные  данной Ассоциацией.

 

 В Европе авангардную  роль в развитии медиации играет  Великобритания, реформировавшая в  1999 г. нормы гражданского процесса Civil Procedure Rules. В Великобритании судебные  органы содействуют развитию  медиации следующим образом: если  сторона в процессе отказывается  от предложенной судом процедуры  медиации, она должна понести  все судебные расходы, даже  если выиграла дело. При поддержке  государства была создана специальная  служба – «горячая линия по  медиации». Служба помогает обратившимся  гражданам выбрать наиболее подходящую  процедуру разрешения спора и  подобрать удовлетворяющего пожеланиям  сторон специалиста-медиатора. Расходы  по проведению медиации в семейных  спорах взяло на себя государство.  Продвижением медиации и подготовкой  медиаторов в Великобритании  занимается несколько организаций,  среди которых лидирующие позиции  занимают Британский центр эффективного  разрешения споров(CEDR) и Центр  арбитража и медиации(JAMS).

 

 В Австрии медиация  развивалась стремительно, и сегодня  сложились благоприятные условия,  позволяющие сторонам разрешать  споры с помощью развитой сети  медиативной инфраструктуры. В 2004 вступил в силу Федеральный  закон о медиации в гражданских  делах. Австрия является одной  из немногих стран, где профессия  «медиатор» внесена в номенклатуру  профессий. 

 

 В Германии наряду  с внесудебной медиацией, все  большую популярность приобретает  судебная медиация. С 2004 года судебная  медиация успешно развивается  в форме модельных проектов, реализуемых  под контролем немецких органов  юстиции в судах ряда земель  страны.

 

 Европейский Союз активно  занимается унификацией правовых  норм, регламентирующих порядок  разрешения конфликтов посредством  медиации. Европейский Парламент  и Совет 21 мая 2008 года приняли  Директиву 2008/52 относительно некоторых  аспектов медиации в гражданских  и коммерческих делах. Директива  обязала государства-члены ЕС  до 21 мая 2011 года ввести в действие  законы, нормы и административные  правила, которые бы обеспечили  упрощение доступа граждан ЕС  к разрешению споров путем  медиации, которая обеспечивает  эффективное по затратам и  быстрое внесудебное разрешение.

Информация о работе Конфликтолог-медиатор