Конфликтолог-медиатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Не секрет, что мирное разрешение конфликтов - показатель уровня развития гражданского общества. Все мы помним времена, когда проблемы между деловыми партнерами или конкурентами нередко разрешались силовыми методами. Сегодня предприниматели дорожат своим честным именем и деловой репутацией, поэтому норма сегодняшнего дня - обращение в суд за разрешением спора. Есть ли альтернатива судебному порядку? Первое, что приходит на ум – третейский суд. Но суд – это все же суд, когда одна сторона проигрывает дело, а другая выигрывает.
Цель данной работы изучить особенности медиации как профессии.

Содержание работы

Введение.................................................................................................2
I.Понятие и сущность медиации в конфликте.......................................4
II. Роль и функции медиатора в конфликте.........................................14
III. Основные требования профессионального кодекса медиатора и
перспективы саморегулирования медиаторов в России.................20
Заключение...........................................................................................30
Список литературы...............................................................................33

Файлы: 1 файл

диплом2.docx

— 45.33 Кб (Скачать файл)

 

 Отделять эмоции от  содержательных вопросов спора. 

 

 Замечать, раскрывать  и доискиваться до истинных  интересов сторон.

 

 Отделять "не вопросы" (не связанные с реальными интересами  сторон) от "вопросов" (связанных  с интересами сторон).

 

 Допускать выражение  гнева, если оно конструктивно. 

 

 Позволять сторонам "быть  услышанными" и надежно понятыми  друг другом.

 

 Устанавливать, когда  стороны чувствуют несправедливость  или принуждение к соглашению.

 

 Устанавливать, когда  сторонам нужно больше информации, консультации или время подумать.

 

3. беспристрастный организатор  процесса - в этой роли медиатор  имеет несколько функций:

 

 На первом месте  среди этих функций стоит помощь  в установлении основных правил, которые лягут в основу процедурных  соглашений.

 

 Задание тона процесса.

 

 Помощь сторонам в  достижении процедурных соглашений.

 

 Поддержание корректных  отношений между сторонами. 

 

 Удерживание сторон  в рамках процесса.

 

 Обеспечение и поддержание  психологической удовлетворенности  каждой из сторон.

 

4. генератор альтернативных  предложений - в этой роли медиатор  может помочь спорщикам найти  иные решения, которые, в конечном  итоге, могут послужить спасению  репутации стороны.

 

5. расширитель ресурсов - медиатор снабжает участников  спора информацией или помогает  им разыскать необходимую информацию.

 

 Что касается юридических  вопросов, медиатор должен быть  очень осторожен, чтобы не давать  никаких юридических толкований, разъяснений или советов, особенно  если медиатор - адвокат. Если  адвокат служит в качестве  медиатора, он ни в коем случае  не должен давать спорщикам  советов по юридическим вопросам.

 

 Вся предоставляемая  информация должна являть собой  только действительные факты  и не зависеть от всякого  рода побочной информации, уточнений,  интерпретаций или каких-либо  посторонних результатов. Медиатору  нельзя вмешиваться в позицию  стороны, заявляя: "Вы сказали  мне, что ... Я этому поверил,  но это неверно". Медиатор должен  быть уверен, что стороны не  полагаются слепо на его утверждения,  если есть вероятность, что  они неполны, неверны или допускают  различные толкования; в любой  из этих ситуаций сторонам  следует обратиться к соответствующим  надежным источникам, где они  смогут получить правильную информацию, разъяснение или совет.

 

6. Испытатель реалистичности  и выполнимости - в этой роли  медиатор выступает как бы "адвокатом  дьявола" - защищает менее приемлемую  позицию или позицию другой  стороны, испытывая аргументированность  каждой позиции, отстаиваемой  стороной в ходе спора. Эта  ролевая функция обычно выполняется  только для одной стороны в  ходе кокуса, чтобы, не занимая  собственной позиции в споре,  позволить спорящей стороне изучить  и подготовить ту или иную  позицию. При этом нужно быть  осторожным, чтобы спорящая сторона  не поняла неправильно вопросы  "адвоката дьявола", чтобы ей  не показалось, что медиатор расположен  к позиции, противоположной ее  собственной.

 

7. Помощник в выработке  сторонами окончательной договоренности - в этой роли медиатор должен  удостовериться, что спорщики точно  и ясно понимают все условия  соглашения об урегулировании. Стороны,  кроме того, должны быть полностью  согласны с условиями соглашения  и способны выполнить свою  часть договоренности, так чтобы  урегулирование оставалось прочным  и не нарушалось, как только  стороны попытаются его выполнить или вдруг поймут все его последствия.

 

 Роль медиатора - не  просто помогать сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы их договоренности были надежными и долгосрочными. Только таким образом стороны смогут достичь устойчивого удовлетворения от соглашения и процесса переговоров.

 

8. Обучающий процессу партнерских переговоров - в этой роли медиатору надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество.

 

 Большинство участвующих  в споре не знают, как вести  переговоры с установкой на  сотрудничество. Они выступают с  ложных позиций. Пытаются применить  "переговорные уловки", задействовать  "фальшивые эмоции", чтобы затравить  противника или заставить его  принять их позицию, или выдвигают  чрезмерные требования в надежде  получить то, что они действительно  хотят. Большинство участников  переговоров нуждаются в обучении  ведению переговоров с установкой  на сотрудничество и нуждаются  в помощи при выработке и  поиске решений, которые бы  удовлетворяли как их собственные  интересы, так и интересы другой  стороны.

 

III. Основные требования  профессионального кодекса медиатора  и перспективы саморегулирования  медиаторов в России 

 

 При осуществлении  медиации важна этическая составляющая  деятельности, поэтому сейчас российским  сообществом медиаторов ведется  разработка Кодекса медиатора,  он будет разработан на основе  Европейского кодекса медиатора.

 

 Европейский Кодекс (European Code of Conduct for Mediators) был разработан  инициативной группой практикующих  медиаторов (посредников), представляющих  более 30 европейских организаций,  имеющих дело с альтернативными  способами разрешения споров, при  поддержке Европейской Комиссии  и принят на конференции в  Брюсселе 02.06.04 г. Некоммерческое  Партнерство "Лига Медиаторов" разделяет принципы, изложенные  в "Европейском Кодексе поведения  медиаторов", и предлагает ознакомится с его содержанием.

 

 ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС  ПОВЕДЕНИЯ МЕДИАТОРОВ

 

 Настоящий Кодекс устанавливает  ряд принципов, к которым может  добровольно присоединиться любой  медиатор под свою собственную  ответственность. Кодекс предназначен  для применения во всех видах  медиации по гражданским и  коммерческим делам.

 

 Организации, оказывающие  услуги медиации, также могут  взять на себя эти обязательства,  потребовав от своих медиаторов  соблюдения данного кодекса. Организации  могут обнародовать информацию  о тех мерах, которые они  предпринимают для обеспечения  соблюдения кодекса со стороны  своих медиаторов, к примеру, посредством  обучения, оценки и контроля их  деятельности.

 

 В соответствии с  кодексом медиация - это любой  процесс, где две или более  сторон соглашаются на привлечение  третьей стороны - в дальнейшем "медиатора" - чтобы помочь сторонам  решить спор посредством соглашения  без судебного решения и вне  зависимости от того, как этот  процесс может быть назван  или обычно называется в том  или ином государстве.

 

 Приверженность кодексу  не должна вступать в противоречие  с национальным законодательством  или правилами, установленными  в отдельных профессиях.

 

 Организации, оказывающие  услуги медиации, могут разрабатывать  более детальные кодексы, адаптированные  к определенному контексту, типу  предлагаемых медиационных услуг  или к отдельным сферам, таким,  как медиация в семейных отношениях  или в сфере потребления.

 

1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ  МЕДИАТОРОВ

 

1.1 Компетентность медиатора

 

 Медиаторы должны быть  компетентны и хорошо осведомлены  в процедурах медиации. Это подразумевает  надлежащее обучение, непрерывное  обновление знаний и практики  медиации в соответствии со  стандартами и принципами их  аккредитации.

 

1.2 Назначение медиатора

 

 Медиатор согласовывает  со сторонами подходящее время  для проведения медиации. Прежде, чем назначить встречу медиатор  обязан убедиться в собственной  компетентности для проведения  данной медиации, и, по требованию  сторон, предоставить информацию  относительно своего опыта и  практики медиации.

 

1.3 Реклама услуг медиации

 

 Медиаторы вправе рекламировать  и продвигать свои услуги профессиональным, правдивым и достойным образом.

 

2. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

 

2.1 Независимость и нейтралитет  медиатора

 

 Медиатор не должен  действовать, или, начав работу, должен приостановить деятельность, при обнаружении обстоятельств,  которые могут повлиять на  его независимость или вызвать  конфликт интересов. Обязанность  выявления таких обстоятельств  является непременной обязанностью  медиатора в течение всего  процесса медиации.

 

 К таким обстоятельствам  относятся:

 

- личные или деловые  отношения медиатора с одной  из сторон;

 

- финансовая или иная  заинтересованность медиатора в  результате медиации, прямая или  косвенная;

 

- наличие факта сотрудничества  медиатора или любого другого  работника его же фирмы с  одной из сторон в каком-либо  качестве помимо медиации.

 

 В этих обстоятельствах,  по согласию сторон, медиатор  может начать или продолжить  медиацию в том случае, если  он уверен в своей способности  сохранять полную независимость и нейтральность для обеспечения абсолютной беспристрастности.

 

2.2 Беспристрастность медиатора

 

 Медиатор всегда должен  действовать беспристрастно, ставя  перед собой в качестве приоритетной  задачи оказывать равные услуги  обеим сторонам во имя осуществления  самой медиации.

 

3. СОГЛАШЕНИЕ О МЕДИАЦИИ, ПРОЦЕСС, УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

 

3.1 Процедура медиации

 

 Медиатор должен убедиться,  что стороны понимают особенности  процесса медиации, а также роль  медиатора и самих сторон в  этом процессе.

 

 Медиатор должен принять  все необходимые меры, чтобы еще  до начала медиации стороны  поняли все положения и условия  соглашения о медиации, включая  в особенности какие бы то  ни было дополнительные условия  в отношении обязательств медиатора  и сторон касательно конфиденциальности.

 

 Соглашение о медиации, по договоренности сторон, должно  быть составлено в письменной  форме.

 

 Медиатор должен надлежащим  образом проводить процедуру  медиации, принимая во внимание  различные обстоятельства дела, включая возможный дисбаланс  сил и нормы права, а также  брать в расчет любые пожелания  сторон и необходимость быстрого  урегулирования спора. Стороны  должны выразить добровольное  согласие с медиатором в отношении  правил и способов, которыми будет  проводиться медиация.

 

 Медиатор, если сочтет  это необходимым, может выслушивать  стороны по отдельности.

 

3.2 Справедливость процесса  медиации

 

 Медиатор является  гарантом того, что стороны, вовлеченные  в процесс, имеют равные возможности.

 

 Медиатор может прекратить  медиацию и сообщить сторонам, если сочтет это уместным, в  случае, если:

 

- готовящееся соглашение, по мнению самого медиатора,  в соответствии с обстоятельствами  дела и его компетентностью,  не будет иметь законной силы  или окажется незаконным;

 

- если медиатор сочтет, что продолжение медиации вряд  ли приведет к урегулированию.

 

3.3 Завершение процесса  медиации

 

 Медиатор должен принимать  все необходимые меры, чтобы гарантировать  возникновение согласия сторон  на основе полноценной и достоверной  информации, и понимания условий  соглашения.

 

 Стороны могут отказаться  от медиации в любое время,  без объяснения причин.

 

 Медиатор может, по  согласию сторон, в рамках своей  компетентности, информировать стороны  относительно того, как они могут  оформить соглашение и сделать  его выполнимым.

 

3.4 Вознаграждение медиатора

 

 Если предварительной  договоренности не существовало, медиатор должен всякий раз  предоставлять сторонам полную  информацию относительно способа  вознаграждения, который он планирует  применить. Медиатор не должен  соглашаться на медиацию прежде, чем способ его вознаграждения  не будет принят всеми заинтересованными  сторонами.

 

4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

 

 Медиатор должен соблюдать  конфиденциальность в отношении  всей информации, полученной в  процессе медиации, включая и  сам факт того, что медиация  имела место или будет происходить.  Исключениями считаются случаи, затрагивающие основы государственных  интересов и требования законодательства. Любая информация, полученная медиатором  от одной из сторон в рамках конфиденциальности, не будет раскрыта им другой стороне без разрешения первой, за исключением тех случаев, когда этого требует законодательство.

Саморегулирование медиаторов. Что касается перспектив саморегулирования медиаторов в России, в марте 2010 Президентом РФ Дмитрием Медведевым на рассмотрение в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Данные акты призваны поставить точку в многолетних дискуссиях и наконец создать прочную правовую основу для реализации и развития в России медиации — процедуры урегулирования правовых споров и конфликтов с участием независимого и беспристрастного посредника. Не вдаваясь в подробный анализ первого из названных законопроектов, хотелось бы более тщательно изучить предусмотренную в нем возможность создания и развития саморегулируемых организаций медиаторов, пишет в своей статье Вадим Аболонин, исполнительный директор Межрегиональной палаты посредников (медиаторов) РФ.7

Информация о работе Конфликтолог-медиатор