Конституционно правовой статус Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:41, курсовая работа
Описание работы
Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6 ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОГО СТАТУСА РФ 1.1.Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве……………………………………………………. 1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации 1.3. Элементы конституционно-правового статуса РФ………………………. ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РФ
2.1. Российская Федерация как демократическое государство……………………… 2.2. Российская Федерация как федеративное государство………… 2.3. Российская Федерация как правовое государство…………. 2.4. Российская Федерация как государство с республиканской формой правления……………………………………………………………. 2.5. Российская Федерация как социальное государство……………………………………………………………………. 2.6. Россия как светское государство…………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……
Описание и порядок официального
использования Государственного герба
установлены Положением о Государственном
гербе Российской Федерации, утвержденном
Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г.
Указом Президента РФ от 11 декабря
1993 г. утверждены Положение о Государственном
гимне Российской Федерации и его музыкальная
редакция.
Конституция устанавливает,
что столицей Российской Федерации является
г. Москва, статус которой должен определяться
федеральным законом. 15 апреля 1993 г. принят
закон о статусе столицы Российской Федерации.
Закон закрепляет федеральную
собственность на здания и сооружения,
занимаемые федеральными органами, а также
земельные участки под ними Федеральным
законом от 18 июля 1995 г. установлено, что
собрания, митинги, демонстрации, шествия,
пикетирование и иные публичные мероприятия
в городе Москве проводятся в соответствии
с Федеральным законом о собраниях, митингах,
шествиях и пикетировании.
Предусматривается компенсация
затрат города в связи с выполнением им
функций столицы за счет федерального
бюджета.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ РФ
2.1.
Российская Федерация как демократическое
государство
Демократическим называется
государство, устройство и деятельность
которого соответствует воле народа, общепризнанным
правам и свободам человека и гражданина.
Демократическое государство - важнейший
элемент демократии гражданского общества,
основанного на свободе людей. Источником
власти и легитимации всех органов этого
государства является суверенитет народа.
Недостаточно только
провозгласить государство демократическим
(это делают и тоталитарные
государства), главное - обеспечить
его устройство и деятельность
соответствующими правовыми институтами,
реальными гарантиями демократизма.
Понятие демократического государства
неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового
государства, в известном смысле
можно говорить о синонимичности
всех трех терминов. Демократическое
государство не может не быть
одновременно конституционным и
правовым.
Государство может
соответствовать характеристике
демократического только в условиях
сформировавшегося гражданского
общества. Это государство не
должно стремиться к этатизму,
оно должно строго придерживаться
установленных пределов вмешательства
в экономическую и духовную
жизнь, которые обеспечивают свободу
предпринимательства и культуры.
В функции демократического государства
входит обеспечение общих интересов
народа, но при безусловном соблюдении
и защите прав и свобод человека
и гражданина. Такое государство
является антиподом тоталитарного
государства, эти два понятия
взаимно исключают друг друга.
Важнейшие признаки
демократического государства:
а) реальная представительная
демократия;
б) обеспечение прав
и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия
- осуществление народом власти через
выборные учреждения, которые представляют
граждан и наделены исключительным правом
принимать законы. Представительные органы
(парламенты, выборные органы местного
самоуправления) наделяются правом решения
наиболее важных вопросов жизни народа
(объявление войны, принятие бюджета, введение
чрезвычайного и военного положения, разрешение
территориальных споров и др.).
Конституции в различных странах
наделяют представительные органы различными
полномочиями, но обязательными и важнейшими
среди них являются функции законодательной
власти и принятия бюджета.
Представительные органы не
обязательно призваны напрямую контролировать
исполнительную власть - это признается
только в государствах с парламентской
формой правления, но при любой системе
данные органы все же наделяются отдельными
конституционными полномочиями в этой
области. Эффективность деятельности
представительных органов в огромной,
если не в решающей, степени зависит от
сотрудничества с исполнительной властью.
Другое не менее важное условие
- независимость представительного учреждения
в пределах своих полномочий, отсутствие
конкурирующей законодательной власти,
невмешательство исполнительной власти
в прерогативы представительных учреждений.
В Российской Федерации
представительная демократия обеспечивается
выборностью Государственной Думы
и конституционно обусловленным
формированием Совета Федерации,
а также законодательных учреждений
субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. На каждом
уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность
вмешательства со стороны кого
бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный
характер, характеризует одно суверенное
государство - Российскую Федерацию.
Единство системы государственной
власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции
РФ.
2.2.
Российская Федерация как федеративное
государство
Государственное устройство
России основывается на принципе федерализма.
Это означает, что государство состоит
из нескольких равноправных субъектов,
некоторые из которых (республики) называются
в Конституции Российской Федерации государствами.
Однако субъекты Федерации, в том числе
и республики, не являются независимыми
государствами - в таком случае их союз
был бы не федерацией, а конфедерацией,
а сами они считались бы субъектами международного
права.
Конституция РФ определяет:
1. Перечень вопросов ведения
Российской Федерации (ст. 71 Конституции
РФ), которые полномочны решать только
федеральные органы государственной власти,
обладая для этого соответствующими правами
и обязанностями;
2. Предметы совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов (ст.
72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые
акты последних должны соответствовать
федеральным законам по этим вопросам.
Иными словами, полномочия РФ и субъектов
РФ тоже разграничены (по вопросам, не
входящим в первую группу) федеральными
законами уже в рамках предметов совместного
ведения;
3. Конституция РФ закрепляет
полноту власти субъектов федерации
по вопросам, находящимся вне
ведения РФ (т.е. первой группы
предметов ведения) и вне пределов
полномочий федерации по второй
группе вопросов - предметам совместного
ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией
обладают субъекты федерации. Этот «остаток»
федеральной Конституцией не ограничивается
и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции
и федерация и субъекты федерации принимают
правовые акты, решают вопросы государственной
и общественной жизни. По предметам ведения
Российской Федерации (первая группа вопросов)
принимаются федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей ее территории.
По предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов (вторая группа
вопросов) издаются федеральные законы,
в соответствии с которыми субъекты федерации
принимают уже свои законы и иные нормативные
акты.
Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить федеральным законам,
регулирующим первые две группы вопросов.
В случае же противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный
закон.
Однако при противоречии между
федеральным законом и нормативным правовым
актом субъекта федерации, принятым по
вопросам, находящимся вне ведения Российской
Федерации и ее совместного с субъектами
ведения, действует нормативный правовой
акт субъекта федерации. Таким образом,
предметы ведения, полномочия самой федерации
и ее субъектов строго разграничены, и
эти границы не должны ими нарушаться.
Споры о компетенции между государственными
органами Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
разрешаются Конституционным Судом РФ.
Он же разрешает дела о конституционности
федеральных законов, нормативных актов
Президента, Правительства РФ, палат Федерального
Собрания, а также нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной
власти РФ и ее совместному с субъектами
ведению.
Последнее означает, что нормативные
акты субъектов, изданные вне этих двух
групп вопросов, не рассматриваются с
точки зрения их соответствия Конституции
РФ Конституционным Судом РФ, так как они
вне пределов компетенции федерации.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти осуществляется не только Конституцией,
но и Федеративным договором (который
посвящен именно этому) и иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.
Эти договоры не должны противоречить
Конституции РФ, а в случае их несоответствия
ей, действуют конституционные нормы.
На практике встречаются нарушения
конституционных норм. Республики, как
правило, наделяют себя дополнительными
полномочиями, которые нарушают Конституцию
РФ и федеральные законы.
В подтверждение этому можно
привести договор между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Татарстан,
в котором предусмотрено дополнительное
требование (владение обоими государственными
языками Республики Татарстан) к кандидатам,
предлагаемым Президентом РФ на замещение
должности высшего должностного лица
Республики Татарстан.
Граждане РФ, проживающие на
территории Республики Татарстан, имеют
право получать основной документ, удостоверяющий
личность (общегражданский паспорт гражданина
РФ), с вкладышем на государственном языке
Республики Татарстан (татарском) и с изображением
государственного герба Республики Татарстан.
Данный договор нарушает отдельные положения
Федерального закона от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон «О гражданстве
РФ» гражданство субъектов РФ не допускает,
однако в настоящий момент в Конституции
республики Татарстан ст. 21 предусматривает
свое гражданство. Более того, имеется
и соответствующее постановление Конституционного
суда Республики Татарстан, содержащее
определение гражданства республики.
Так, провозглашается, что каждый гражданин
РФ, проживающий в Республике Татарстан,
признается гражданином Татарстана, а
это нарушает принципы равностатусности
субъектов.
Таким образом, несмотря на
то, что законодательство субъектов РФ
не должно противоречить федеральному,
на практике такие нарушения встречаются.
И надо стремиться к приведению законодательства
субъектов РФ в соответствие с федеральным.
2.3.
Российская Федерация как правовое государство
Правовое государство - это
государство, которое во всей своей деятельности
подчиняется праву и главной своей целью
считает обеспечение прав и свобод человека.
Для создания правового государства недостаточно
одного его провозглашения, оно должно
фактически сложиться как система гарантий
от беспредельного административного
вмешательства в саморегулирующееся гражданское
общество, от попыток кого бы то ни было
прибегнуть к неконституционным методам
осуществления власти. Правовое государство
- это высокий уровень авторитета государственности,
реальный режим господства права, обеспечивающий
все права человека и гражданина в экономической
и духовной сферах.
Понятие правового государства
многомерно, оно включает все то, что вкладывается
в понятие конституционного демократического
государства. И в то же время можно выделить
его основные признаки (в Конституции
Российской Федерации это понятие не раскрывается).
а) Высший приоритет
прав и свобод человека и
гражданина, опирающихся на прочное
закрепление в конституции и
законах и соответствующих естественному
праву. Правовое государство признает
нерушимость этих прав и свобод,
а также свою обязанность соблюдать
и охранять их. «Все, что не
запрещено, то дозволено» - важнейший
принцип правового государства.
Такой подход к правам и
свободам буквально пронизывает
Конституцию РФ и многие законы.
Он, как было показано выше, составляет
суть гуманистических основ конституционного
строя и в полной мере проявляется
в гл. 2 Конституции, посвященной
правам и свободам человека
и гражданина. В законодательстве
и на практике еще встречаются
нормы и действия должностных
лиц, которые нарушают основные
права и свободы, это часто
объясняется уровнем юридической
техники и отсутствием правовой
культуры. Но и сами граждане
не приобрели еще навыков защиты
своих прав. В правовом государстве
нельзя избежать правонарушений,
но должны сложиться общеизвестные
и общеиспользуемые гарантии и механизмы
исправления любых ошибок и нарушений,
неукоснительного и приоритетного соблюдения
прав человека и гражданина.
б) Независимость суда
как главного механизма гарантий
прав и свобод. Должна быть
обеспечена независимость суда
от любых властных и общественных
структур, ибо только независимый
суд в состоянии эффективно
защищать человека и гражданина
от произвола исполнительной
власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости
суда прямо закреплен в ст.
120 Конституции России, он также
обеспечивается рядом других
статей, в которых говорится о
несменяемости и. неприкосновенности
судей, устанавливаются демократические
принципы судопроизводства.
в) Верховенство конституции
по отношению ко всем нормативным
актам. Никакой закон или другой
акт не вправе исправлять или
дополнять конституцию, тем более
противоречить ей. Вместе с естественным
правом конституция образует
фундамент всей правовой системы,
она призвана создавать такой
порядок, при котором бы закон
и право не расходились. В этом
смысле верховенство конституции
и верховенство права тождественны.