Конституционно правовой статус Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:41, курсовая работа
Описание работы
Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6 ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОГО СТАТУСА РФ 1.1.Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве……………………………………………………. 1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации 1.3. Элементы конституционно-правового статуса РФ………………………. ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РФ
2.1. Российская Федерация как демократическое государство……………………… 2.2. Российская Федерация как федеративное государство………… 2.3. Российская Федерация как правовое государство…………. 2.4. Российская Федерация как государство с республиканской формой правления……………………………………………………………. 2.5. Российская Федерация как социальное государство……………………………………………………………………. 2.6. Россия как светское государство…………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……
1.2 Общая характеристика конституционно-правового
статуса Российской Федерации
Таким образом, конституционный
статус государства - это закрепленные
в федеральной Конституции конституционно-правовые
признаки (характеристики) Российского
государства. Каждая из таких характеристик
одновременно является одной из основ
(принципов) конституционного строя и
отображает принципиальные фундаментальные
особенности российской государственности
или государственного строя: тип государства,
разновидность государственного (политического)
режима, его демократическую сущность,
ограничение (связанность) государственной
власти правом, правами и свободами человека
и гражданина, федеративную форму государственного
устройства, республиканскую форму правления,
социальный и светский характер Российского
государства. Эти конституционные характеристики
определяют место и роль Российского государства
(Российской Федерации) в системе институтов
конституционного строя, отображают его
конституционную природу.
Включающая 16 статей глава первая
Конституции РФ именуется «Основы конституционного
строя». Б.А. Страшун находит, что эта глава
«конституция в конституции»2, ибо никакие другие ее положения
не могут противоречить основам конституционного
строя Российской Федерации (часть 2 статьи
16 Конституции РФ). По его мнению, положения
главы первой обладают более высокой юридической
силой, чем все остальные положения Конституции.
Несомненно, глава первая Конституции
РФ - исключительная. Ее положения «составляют
основы конституционного строя Российской
Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном настоящей
Конституцией»3 (часть 1 статьи 16 Конституции
РФ).
Наличие главы, специально посвященной
основам конституционного строя, придает
всей правовой конструкции Конституции
известную прочность. Однако, на мой взгляд,
понятие «основы конституционного строя»
как сквозная идея проходит через оба
раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции
РФ. Следовательно, понятие «основы конституционного
строя» достаточно богатое и более содержательное,
чем текст главы первой Конституции РФ.
На этом основании некоторые ученые-юристы
(например, А.В. Зиновьев) даже считают,
что точнее было бы назвать главу первую
«Основы государственного строя». Но эта
точка зрения не является общепризнанной.
По мнению О.Г. Румянцева, «вообще
основы - суть важнейшие, исходные данные,
положения, охватывающие и решающие главные
вопросы содержания чего-либо, определяющие
его прочность. Так же, как в геометрии
основание всякой фигуры есть нижняя грань,
на которой она покоится; в алгебре - количество,
возводимое в степень; в медицине - главное
вещество, входящее в лекарство; в строительстве
- грунт, подготовленный к возведению на
нем фундамента какого-либо сооружения,
- так и в конституционном строе выделяются
его сущностные характеристики, представляющие
собой источник, главное, опору, инфраструктуру,
на которой стоят и к которой сводятся
все отдельные нормы, действующие в государстве.
Конституционный строй есть совокупность
социальных отношений, а его основы - система
принципов, их регламентирующих».4
В целом с таким подходом, думается,
можно согласиться. Однако следует иметь
в виду то, что понятие «основы конституционного
строя» архисложное. Оно состоит из ряда
слагаемых, из которых наиболее значимы
следующие: верховенство права, права
и свободы человека и гражданина, суверенитет,
социальное государство, разделение властей,
федерализм, плюрализм, местное самоуправление.
Следует иметь в виду, что гл.
1 Конституции РФ закрепляет лишь основы
конституционного строя России. Все грани
конституционного строя государства (имущественные,
земельные, экологические, административные,
процессуальные, трудовые, уголовные,
семейные и иные правоотношения) невозможно
прописать ни в одном нормативном акте,
в том числе и в основном законе страны.
Детализация этих правоотношений осуществляется
в специальных законах, в отраслевом законодательстве.
Основы же вообще – это важнейшие, исходные
начала, определяющие сущность того или
иного явления. Таким образом, конституционный
строй – это совокупность соответствующих
общественных отношений, а его основы
– базовые, системообразующие принципы,
их регламентирующие. Эти принципы лежат
в основе (или, напротив, находятся на вершине)
всей пирамиды правовой системы государства,
служат ориентиром для многоплановых
правомерных связей в обществе.
Незыблемость указанных принципов
обеспечивает достаточно сложный порядок
их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно
как и гл. 2 и 9) является более «жесткой»
по сравнению с другими главами и может
быть изменена только в результате пересмотра
Конституции. Таким образом, любое изменение
в базовые конституционные положения
может быть осуществлено только путем
замены прежней Конституции новой (даже
если изменения незначительны и новая
Конституция во многом совпадает с прежней).
Кроме того, гл. 1 Конституции
РФ обладает большей юридической силой
по отношению к другим, в том числе и «защищенным»
(гл. 2, 9), конституционным положениям. В
соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие
положения Конституции РФ не могут противоречить
основам конституционного строя Российской
Федерации.
Глава 1 Конституции РФ нормативно
не разделяет основы конституционного
строя России на какие-либо виды. Тем не
менее их можно объединить в определенные
группы (схема 1): закрепляющие организацию
государства и государственной (публичной)
власти, приоритет прав и свобод человека
и гражданина, политические и экономические
основы государства и общества.
1.3. Элементы конституционно-правового
статуса РФ
Конституционно-правовой статус
Российской Федерации определяется следующими
основными моментами.
Российская Федерация - суверенное
государство. Вопрос о суверенитете во
всех федеративных государствах решен
одинаково: федерация суверенна, а ее
субъекты нет. Ведь субъекты Российской
Федерации обладают самостоятельностью
только при решении вопросов своей внутренней
жизни, находящихся вне пределов ведения
федерации и полномочий федерации по так
называемым предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов. А термин
«суверенитет» означает полную независимость
как во внутренних делах, так и во внешних
отношениях. Субъекты же федерации связаны
обязанностью принимать только те правовые
акты, которые не содержат норм, противоречащих
федеральной Конституции и законам.
С вопросом о суверенитете связан
вопрос о территории, т. е. о пространстве
земли, воды, воздуха, недр, которые подчинены
верховной власти государства. Без территории
не может быть и государства, поскольку
она образует материальное содержание
суверенитета.
В соответствии с Конституцией
России 1993 г. (ст. 4, ч. 1) суверенитет федерации
распространяется на всю ее территорию.
Сам факт конституционного определения
территории государства - существенная
гарантия его территориальной целостности,
так как для изменения территории необходимо
изменение самой Конституции. Территориальное
верховенство Российской Федерации проявляется
в праве устанавливать статус, режим и
осуществлять защиту государственной
границы, территориальных вод, воздушного
пространства, экономической зоны и континентального
шельфа.
Конституция РФ сосредоточивает
решение всех вопросов, касающихся защиты
России от посягательств извне, исключительно
в руках федеральных властей.
Пространственный предел, в
котором действует суверенитет России,
- государственная граница России.
Российская Федерация, являясь
государством, имеет свою Конституцию,
на основе которой она осуществляет законодательную
деятельность. Поскольку Россия - федеративное
государство, конституции республик в
ее составе, законы, любые другие правовые
акты ее субъектов (так же, как и самой
федерации) не должны противоречить федеральной
Конституции, которая имеет высшую юридическую
силу и применяется на всей территории.
Данное положение закреплено в ст. 15, ч.
1 Конституции.
Цель такого регулирования
заключается в обеспечении функционирования
Российской Федерации как целостного
государства, выражающего общие интересы
всех ее субъектов.
Если не добиться соответствия
федерального и республиканского законов,
а равно и других актов Российской Федерации
и ее субъектов, то правовая система Российской
Федерации будет разбалансирована и станет
источником политической дестабилизации.
Кроме того, Конституция Российской
Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории России
(ст. 4, ч. 2 Конституции). При отсутствии
указанного положения нельзя было бы говорить
о наличии суверенитета, поскольку самостоятельная
и независимая власть проявляется в возможности
решать все вопросы государственной
жизни, составляющей исключительную компетенцию
федерации.
Один из важных государственно-правовых
признаков суверенного государства - наличие
гражданства. В Российской Федерации установлено
федеральное гражданство, которое на основании
ст. 6 Конституции РФ приобретается и прекращается
в соответствии с федеральным законом,
является единым и равным независимо от
оснований его приобретения.
О федеративной природе гражданства
свидетельствует то, что гражданин Российской
Федерации является одновременно гражданином
республики в ее составе, на территории
которой он проживает, и утрата гражданства
Российской Федерации автоматически прекращает
республиканское гражданство.
В Конституции Республики Тыва
есть следующая норма: «Порядок приобретения
гражданства определяется с учетом демографической
ситуации в Республике и способствует
обеспечению устойчивого преобладания
коренной нации, защите ее этнического
и культурного наследия и достояния.
Этнические тувинцы, проживающие за рубежом,
имеют преимущественное право перед другими
иностранцами в приобретении гражданства
Республики Тыва»5. Однако в Федеральном законе
о гражданстве не содержится никаких ограничений
по национальному признаку при решении
вопроса о гражданстве.
В законе «О гражданстве Кабардино-Балкарской
Республики» выдвигается в качестве условия
приема в ее гражданство требование о
постоянном проживании на территории
Республики в течение десяти лет в целом
или пяти лет непрерывно перед обращением
с ходатайством (ст. 16). Такое условие -
тоже прерогатива федерального закона,
как и любые другие условия, привилегии
или ограничения.
Естественно, правовое регулирование
республик по предметам исключительного
ведения Российской Федерации незаконно.
Поэтому законы республик в составе Российской
Федерации, противоречащие федеральным,
изданным по предметам исключительного
ведения Российской Федерации, юридически
ничтожны, и, следовательно, не может быть
и речи об их применении.
В России есть единые Вооруженные
силы, единая система обеспечения обороны
и безопасности.
Военная доктрина, структура
и организация Вооруженных сил определяются
исключительно федерацией. Республики
в составе Российской Федерации не вправе
создавать свои вооруженные силы либо
какие-либо иные воинские формирования.
Несмотря на это, в Конституции
Республики Чечни наличествует следующая
формула: «Граждане Чеченской Республики
обязаны защищать страну, нести военную
службу в составе Вооруженных Сил Чеченской
Республики» (ст. 56, ч. 1). Указанное положение
не имеет юридической силы, однако в действительности
вооруженные формирования в Чечне были
созданы и с декабря 1994 г. почти в течение
двух лет на территории Чечни происходили
военные действия, в которых, с одной стороны
выступали федеральные вооруженные силы,
а с другой - указанные незаконные вооруженные
формирования Чечни.
Приведенный пример свидетельствует
о том, что в отдельных случаях появление
в Основных законах республик норм, противоречащих
Конституции, при претворении их в жизнь
не только способствует разрушению государственного
единства России, но и влечет за собой
трагические последствия для народных
масс.
Российская Федерация как суверенное
государство имеет свою государственную
федеральную собственность, денежную
и кредитную системы, единое экономическое
пространство.
Государственный язык РФ –
русский. Российская Федерация является
многонациональным государством, поэтому
Конституция РФ закрепляет право народов
России на своей территории использовать
и изучать в образовательных учреждениях,
помимо русского, национальный язык, оформлять
документы, помимо русского языка, и на
языке соответствующего народа России.
Республики в составе РФ могут
устанавливать свои государственные языки
в целях сохранения своих исторических
традиций. РФ охраняет право народов РФ
на использование и сохранение своих языков,
поэтому в РФ недопустимы:
1) пропаганда вражды и
пренебрежения к любому языку;
2) создание препятствий,
ограничений и привилегий в использовании
языков;
3) иные нарушения законодательства
РФ, касающегося языков народов
России.
В РФ действует ряд
принципов сохранения языков народов
России:
1) языки народов РФ
являются национальным достоянием
Российской Федерации;
2) языки народов РФ
находятся под защитой государства;
3) государство на всей
территории РФ способствует развитию
национальных языков, двуязычия и многоязычия.
Главным конституционным
принципом сохранения языков
народов России является их
равноправие, т.е. все народы РФ
вправе в равной степени обеспечивать
сохранение и использование своего
родного языка. Этот принцип обеспечивает
равные права всех народов
и отдельных их представителей
на сохранение и всестороннее
развитие родного языка, свободу
выбора и использования языка общения.
Право на сохранение национального
языка и всестороннее его развитие, свободу
выбора и использования языка общения
принадлежит всем народам РФ независимо
от численности и их отдельным представителям
независимо от происхождения, социального
и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования,
отношения к религии, места проживания.
Субъекты РФ вправе принимать законы и
иные нормативные правовые акты о защите
прав граждан на свободный выбор языка
общения, воспитания, обучения и творчества.
Обязательным атрибутом государства
являются государственный флаг, герб и
гимн.
Эти символы Российской Федерации
устанавливаются федеральным конституционным
законом. Такой закон пока не принят, в
силу чего государственные символы временно
определяются рядом ранее принятых актов.
Так, описание и порядок использования
Государственного флага РФ установлены
в Положении о Государственном флаге Российской
Федерации, утвержденном Указом Президента
РФ от 11 декабря 1993 г.