Конституционно правовой статус Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:41, курсовая работа
Описание работы
Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6 ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОГО СТАТУСА РФ 1.1.Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве……………………………………………………. 1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации 1.3. Элементы конституционно-правового статуса РФ………………………. ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РФ
2.1. Российская Федерация как демократическое государство……………………… 2.2. Российская Федерация как федеративное государство………… 2.3. Российская Федерация как правовое государство…………. 2.4. Российская Федерация как государство с республиканской формой правления……………………………………………………………. 2.5. Российская Федерация как социальное государство……………………………………………………………………. 2.6. Россия как светское государство…………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……
В Конституции России
закрепляется принцип верховенства
Конституции. Устанавливается (ст. 15), что
Конституция Российской Федерации
имеет высшую юридическую силу,
а законы и иные правовые
акты не должны ей противоречить.
Органы государственной власти,
органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и
их объединения обязаны соблюдать
Конституцию Российской Федерации
и законы. Следовательно, государство
связано правом, все должностные
лица - от главы государства до
рядового чиновника - обязаны действовать
в соответствии с правом, а
за нарушения несут ответственность
(уголовную, административную, гражданскую).
Любой выход этих лиц за
пределы своей компетенции есть
нарушение принципа правового
государства, изменяющее баланс
власти и свободы, а значит, создающее
угрозу правам и свободам человека
и гражданина или являющееся
недозволенным вмешательством в
жизнь гражданского общества.
Немаловажно, каким путем
законы должны становиться известными
гражданам, поскольку в тоталитарном
советском государстве часто
применялись неопубликованные, так
называемые закрытые (секретные) постановления.
Ныне в Конституции установлено,
что законы подлежат официальному
опубликованию, неопубликованные законы
не применяются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально
для всеобщего сведения.
г) Приоритет международного
права. Этот признак правового государства
как бы дает пропуск в цивилизованный
мир. Государство, обладающее суверенным
правом принимать свои законы, соглашается
с тем, что эти законы не должны противоречить
праву мирового сообщества. Тем самым
через верность нормам международного
права происходит своеобразная унификация
национальных правовых систем на самом
высоком уровне, гарантий прав и свобод
человека и гражданина, демократии и социального
прогресса. Этим объясняется включение
данного принципа в конституции США, ФРГ,
Франции и многих других государств.
В Конституции РФ (ч.
4 ст. 15) принцип приоритета международного
права как бы разбит на две
части. Во-первых, безусловно признается,
что общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. А во-вторых, в случае
расхождения правил закона и правил международного
договора России приоритет отдается правилам
международного договора.
Указанные признаки
правового государства являются
только основными. В практической
жизни правовое государство включает
еще очень много аспектов. Это
и верховенство парламента в
законодательной сфере, и демократический
контроль за использованием армии за рубежом
и внутри страны, и невмешательство государства
в работу средств массовой информации,
и законность методов деятельности органов
контрразведки, и гласность внешнеполитических
шагов правительства, и многое другое.
Разумеется, для всех соответствующих
действий органов исполнительной власти
должны существовать конкретные законы,
право и только право должно лежать в основе
любых государственных решений, и особенно
- связанных с применением принуждения.
2.4.
Российская Федерация как государство
с республиканской формой правления
Согласно статье 1 Конституции
Российской Федерации: «Российская Федерация
- Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления».
При подготовке новой Конституции
России отчетливо выделились многие проблемы
теории и практики государственного строительства,
в том числе о форме правления. Суть дискуссий
сводилась к альтернативе: президентская
или парламентарная республика должна
быть утверждена в нашей стране. Однако
сторонники жесткой альтернативы не учитывали,
что в современных условиях градации,
сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит
взаимопроникновение элементов различных
форм правления. Возникают смешанные,
«гибридные» формы. Данные процессы отражают
новые тенденции современного политического
развития, чаще всего вызванные необходимостью
повысить уровень управляемости государства,
придать большую самостоятельность и
стабильность органам исполнительной
власти.
Форма правления, то есть порядок
организации и взаимоотношения высших
органов государства, зависит от многих
факторов: соотношения социально-политических
сил, уровня правовой и политической культуры
и т. д.
Сложная обстановка перехода
к рыночной экономике и острая социальная
напряженность обусловили тот факт, что
в РФ в качестве формы правления установлена
президентская республика, но обладающая
по сравнению с традиционными президентскими
республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками
президентской республики (это, в частности,
контроль Президента за деятельностью
Правительства) данная форма имеет (правда,
незначительные) элементы парламентарной
республики, состоящие в том, что парламент
может выразить недоверие Правительству,
но это не влечет правовых последствий:
решение об отставке правительства принимает
Президент. Он вправе не согласиться с
парламентом. В России нижняя палата парламента
неоднократно оценивала работу Правительства
как неудовлетворительную, и никаких последствий
это не влекло. Если же в России парламент
попытается настаивать и в течение трех
месяцев вторично выразит недоверие Правительству
(именно такой срок установлен Конституцией)
то тем самым поставит под удар: президент
вправе выбрать и уволить правительство
в отставку или распустить нижнюю палату
парламента.
Во-вторых, налицо дисбаланс
между законодательной и президентской
властью существенный перевес последней,
что в какой-то мере нарушает необходимое
равновесие и устойчивость государственной
власти в целом. В Конституцию РФ заложена
идея об арбитражной власти президента:
он арбитр в отношениях всех других публичных
институтов. Президент стремится усилить
свои полномочия и за счет парламента
(регулирование указами Президента таких
вопросов, для которых нужен закон), и за
счет правительства (регулярные вызовы
раз в неделю премьер-министра для отчета,
прямые указания ему и министрам, непосредственное
руководство Президента так называемыми
силовыми и некоторыми другими министрами).
В этих целях президент имеет и укрепляет
собственный аппарат - Администрацию президента,
которая, по существу, поставлена над правительством.
Огромная роль этого органа в России несопоставима
с ролью подобных органов - «дома президента»
во Франции, администрации Белого дома
в США и тем более скромной Канцелярии
президента в Германии. Положение парламента
принижено (в том числе путем использования
финансовых и других материальных рычагов
парламента и парламентариев), роль Правительства
в основном ограничена хозяйственными
вопросами, оно не является центром политического
руководства страной и средоточием исполнительной
сласти: ее главой на деле является президент,
хотя это не предусмотрено Конституцией.
Однако такая большая власть концентрируется
главным образом в центре. Субъекты Федерации,
их многие губернаторы часто выступают
с независимых позиций, иногда посылая
нечто вроде ультиматумов Президенту.
Наконец, в-третьих, уникальность
России как федерации не может быть отраженной
в механизме государственной власти, особенно
с учетом того, что в ряде ее республик
также существует институт президентства.
Президентская форма правления
стабилизировалась, прошла нереволюционная
передача власти. Президент получил возможность
воздействия на решения парламента через
лояльное большинство во фракциях Государственной
Думы, главы субъектов Федерации больше
не образуют мощное объединение в Совете
Федерации. По существу система президентской
власти в России - это уже сформировавшаяся
структура, конечно, развивающаяся, со
своими противоречиями, но уже относительно
устоявшаяся.
Форма государства должна быть
представлена именно тремя элементами.
Если выдавать за форму государства только
какой-то один элемент, то строгой взаимосвязи
между формой государства и ее содержанием
не будет.
Современная теория государства
и права как наука может предложить более
глубокое и достаточно обоснованное понимание
формы правления, наметить более реальный
прогноз развития этих форм. Не менее важно
при этом учитывать исторические традиции,
национальную психологию, религиозность.
Таким образом, в Российской
Федерации (как и в некоторых других странах,
например, во Франции) существующая форма
правления сочетает черты парламентской
и президентской республики. Так, в России
президент избирается всеобщим голосованием
(и в этом её отличие от парламентской
республики). Президент располагает собственными
властными прерогативами, позволяющими
ему действовать независимо от правительства.
Однако в России наряду с президентом
действуют председатель правительства
и министры, образующие правительство.
Президент вправе распустить парламент
(Государственную Думу), но и Дума может
выразить правительству вотум недоверия
и отправить его в отставку. Все эти признаки
и характеризуют Российскую Федерацию
как «полупрезидентскую» республику.
2.5. Российская
Федерация как социальное государство
Социальное государство берет
на себя обязанность заботиться о социальной
справедливости, благополучии своих граждан,
их социальной защищенности. Это государство
не стремится к уравниловке за счет отказа
от свободы, как это делало социалистическое
государство. Напротив, оно увязывает
свободу и социальную защиту социально
слабых слоев (безработных, нетрудоспособных,
инвалидов и др.), поскольку между этими
целями существует определенное противоречие.
Социальное государство как бы исправляет
формализм понятий «свобода» и «равенство»,
помогая людям непредприимчивым и бедным.
Цели социального государства
достигаются отнюдь не только методами
социальной политики - в этом случае в
связи со сменой правительств многие аспекты
этой политики исчезали бы или серьезно
менялись. Такое действительно имеет место,
но главное состоит не в социальной политике,
а в создании необратимой законодательной
и административной структуры социальной
деятельности государства, в результате
чего социальное государство остается
таким при всех правительствах. Это, следовательно,
структурная реформа всей экономической
и политической системы, основанная на
консенсусе всех политических сил (либералов,
консерваторов, социал-демократов и др.).
Такая концепция социального
государства на практике существенно
ослабила социальную напряженность
между трудом и капиталом, снизила
деструктивную активность левого
радикализма. Постепенно пошла на
спад (без особых запретов) забастовочная
борьба, профсоюзы научились добиваться
своих целей методами социального
партнерства. И хотя нужда и
даже нищета значительных групп
населения окончательно не исчезли,
в целом благосостояние низшего
и среднего классов неуклонно
улучшается[9].
В Конституции Российской
Федерации социальное государство
характеризуется как государство,
политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно,
слишком общая цель, ключевым
и самым сложным понятием которой
является «достойная жизнь». Однако
ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку
обязанностей государства:
- обеспечение государственной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых
граждан;
- установление государственных
пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной
защиты.
Такой перечень социальных
обязанностей государства явно
отстает от общепризнанных в
конституционной теории и практике
развитых стран. Однако введенный
в Конституцию термин «социальная
защита», хотя не обязательно
связанный только с государственными
мерами, предполагает возможность
расширения этих обязанностей
в будущем законодательстве. К
сожалению, в конституционный текст
не включена формула «социально
ориентированная рыночная экономика»,
это, безусловно, было бы существенным
дополнением и раскрывало содержание
социального государства.
2.6. Россия
как светское государство
В светском государстве государство
и религиозные объединения отделены друг
от друга, т. е. взаимно не вмешиваются
в дела друг друга. Давая такую характеристику
Российскому государству, Конституция
(ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:
- никакая религия не
может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной;
- религиозные объединения
отделены от государства и
равны перед законом.
В России основными
конфессиями являются православие
и ислам, но есть и другие
вероисповедания (католицизм, буддизм,
баптизм, иудаизм и др.). Они совсем
недавно обрели необходимые права
для своей деятельности, поскольку
тоталитарное государство (считавшее
себя тоже светским, а на деле
бывшее грубо атеистическим) осуществляло
гонение на веру, преследование религиозных
служителей.
Ныне общепризнано, что
церковь играет незаменимую роль
в духовном возрождении России
и вправе свободно проводить
свою деятельность не только
по отправлению культов, но и
по пропаганде вероучения. Религиозные
деятели заняли видное место
во многих общественных движениях.
Русская православная церковь
приняла решение не участвовать
в государственной и политической
жизни, и с ее стороны нет
никаких претензий на статус
государственной. Мусульмане также
в основном не претендуют на
такой статус своей религии, хотя
в ряде республик (Чечня и др.)
существуют определенные круги,
высказывающиеся за преобразование
своих республик в исламские
государства.
Закрепление светского
государства отнюдь не означает
умаления или ущемления свободы
вероисповедания. Статья 28 Конституции
РФ закрепляет свободу совести,
и светское государство не
освобождается от обязанности
гарантировать эту свободу. В
равной степени государство не
должно заниматься пропагандой
атеизма, каким-либо способом препятствовать
свободной деятельности религиозных
объединений.
Более того, нравственный
долг требует, чтобы государство
оказывало им содействие в
их деятельности.
Светский характер
государства означает, что официальные
лица государства, хотя и вправе
исповедовать любую религию, не
должны предоставлять каких-либо
привилегий той или иной конфессии,
допускать ее влияния на принятие
государственных решений. В связи
с этим в Федеральном законе
об основах государственной службы
Российской Федерации, принятом 31 июля
1995 г., установлено, что государственные
служащие не имеют права использовать
свое служебное положение в интересах
религиозных объединений для пропаганды
отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения
вполне объяснимы для страны с религиозным
плюрализмом, каковой является Россия,
а также многонациональным составом государственного
аппарата, что требует от государства
соблюдения строгого нейтралитета по
отношению к конфессиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Построение сильного, эффективного,
конкурентоспособного, демократического
правового государства предполагает закрепление
его конституционно-правового статуса,
соответствующего уровню и сложности
стоящих перед ним задач. Полноценность
теории конституционно-правового статуса
Российской Федерации - предпосылка, необходимое
условие и гарантия бытия российской государственности
(исторически сложившегося государственного
единства), следовательно, предпосылка,
необходимое условие и гарантия санации
федеративных конституционно-правовых
отношений, в том числе обоснованной децентрализации
государственного управления. Историко-правовые
обстоятельства генезиса российской федеративной
формы предполагают квалификацию юридической
природы России исключительно как единого
конституционно-организованного федеративного
государства.