Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Потребность в получении юридической квалифицированной помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи……………………………………………………………………………5
1.1 Раскрытие содержания «конституционное право» на получение юридической помощи……………………………………………………………5
Квалифицированная юридическая помощь……………………………7
Бесплатная юридическая помощь………………………………………12
Право граждан на квалифицированную юридическую помощь…………………………………………………………………….15
Формы оказания юридической помощи…………………………………...23
2.1. Адвокатура………………………………………………………………….23
2.2. Нотариат……………………………………………………………………..26
2.3. Иные организационные формы оказания юридической помощи……….29
3. Значение юридической помощи в современной России…………………..31

Заключение…………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Моя курсовая юридическая помощь.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи……………………………………………………………………………5

1.1 Раскрытие содержания «конституционное право» на получение юридической помощи……………………………………………………………5                          

    1. Квалифицированная юридическая помощь……………………………7
    2. Бесплатная юридическая помощь………………………………………12
    3. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь…………………………………………………………………….15
  1. Формы оказания юридической помощи…………………………………...23

2.1.  Адвокатура………………………………………………………………….23

2.2. Нотариат……………………………………………………………………..26

2.3. Иные  организационные формы оказания юридической помощи……….29

3. Значение юридической помощи в современной России…………………..31

 

Заключение…………………………………………………………………….....33

Список использованной литературы…………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление  в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую  помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1).

  Однако надо  отметить, что на сегодняшний  день это направление  недостаточно  хорошо изучено. Причина этого  в том, что до недавнего времени  основными формами организации  юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям.     Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать  формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в  получении юридической квалифицированной помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционного право на получение квалифицированной юридической помощи.

1.1 Раскрытие содержания «конституционное право» на получение юридической помощи.

Традиционно юридическую  помощь понимают в контексте ч.1 ст.48 Конституции РФ, в которой гарантируется право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В этой конституционной норме содержатся: а) субъективное конституционное право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и б) конституционная гарантия на получение каждым такой помощи со стороны государства.

Конституционное право –  гарантия на получение квалифицированной  юридической помощи по логике расположения в главе 2 Конституции РФ относится к блоку гарантий конституционных прав и свобод и, прежде всего, гарантий судебной защиты прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ). Функция нормы ч.1 ст.48 Конституции РФ направлена на создании надлежащих условий реализации конституционных принципов и задач в сфере судопроизводства, в том числе, равенства перед законом и судом (ч.1 ст.19), справедливости и состязательности при рассмотрении дел в судах, равный доступ к правосудию и т.д.

Основное содержание права на получение квалифицированной юридической помощи направлено на регулирование отношений по поводу привлечения лиц к любому виду юридической ответственности[1]. В п. «с» ч. 3 ст. 6(1) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляется право на юридическое представительство и юридическую помощь в судебном разбирательстве.

В Определении  Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. № 289-О-П по жалобе Федеральной палаты адвокатов РФ на нарушении конституционных прав и свобод ст.131 УПК РФ была высказана позиция, согласно которой ст.48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ч. 1), а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления – право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (часть 2). Данные права, по смыслу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению ни при каких условиях.

Таким образом, конституционное право – гарантия на получения квалифицированной юридической помощи в основном является гарантией защиты прав и свобод граждан в сфере судопроизводства, осуществления судебной власти. Это право в полной мере распространилось на гражданское, административное судопроизводство, а также на обеспечение хозяйственного оборота.

Вместе с  тем, содержание юридической (правовой) помощи (поддержки) представляется более  широким, нежели помощь в сфере судопроизводства. Во-первых, защита основных прав и свобод согласно ст.2 Конституции РФ является базовой конституционной обязанностью государства. Система защиты конституционных прав и свобод не ограничивается судебной защитой. Она включает в себя: 1) государственную защиту (ч.1 ст.45 Конституции РФ); 2) судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ); 3) защиту со стороны общественных объединений (ч.1 ст.30 Конституции РФ); 4) защиту со стороны межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ); 5) самозащиту (ч.1 ст.45 Конституции РФ). Содержание различных форм конституционных разновидностей защиты прав и свобод не всегда связаны с судебной формой, но обычно предполагают юридическую поддержку граждан. Эта поддержка может оказываться различными способами и средствами.

Во-вторых, механизмы  защиты и охраны прав и свобод человека – лишь части общего механизма реализации конституционных ценностей. Поэтому государство и общество обеспечивают соблюдение и непосредственное действие основных прав и свобод (ст.2 и ст.18 Конституции РФ), граждане каждодневно осуществляют эти права и свободы во взаимодействии с государством и обществом. И этот нормальный процесс пользования своим правовым статусом требует постоянной правовой поддержки с целью ориентации, просвещения, общего направления человека в массиве конкретных правовых норм. В этом смысле юридическая помощь является важнейшей функцией государства и институтов гражданского общества по обеспечению надлежащего процесса реализации конституционных прав личности и самостоятельной конституционной ценностью.

В-третьих, согласно ст.7 Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство стимулирует различные формы и методы социальной поддержки и социальной защиты человека. Правовая помощь является одной из эффективных форм такой поддержки. Так, согласно п.5 ст.17 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ социальное обслуживание на дому включает содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг. Согласно п. 4 ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство обеспечивает защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставлением им квалифицированной юридической помощи. Согласно ст.16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1 государство гарантирует в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях. Согласно ст.22 Федерального закона «О семеноводстве» 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ Федеральные фонды семян предназначены также для оказания помощи юридическим и физическим лицам, занятым производством сельскохозяйственной продукции или осуществляющим ведение лесного хозяйства, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций.

В-четвертых, согласно ч.1 ст. 32 Конституции РФ граждане имеют  право участвовать в делах государства, согласно ч.5 той же статьи право участвовать в отправлении правосудия. Необходимым условием реализации этих прав является необходимая правовая поддержка граждан, которая может выражаться в различных формах. Применительно к указанным правам она может выражаться прежде всего в информационной и просветительской работе с населением.

Таким образом, содержание конституционного права  на юридическую помощь направлено на обеспечения гражданину реальной возможности  воспользоваться комплексом конституционных прав и свобод.

 

    1. Квалифицированная юридическая помощь

В ч.1 ст.48 Конституции  Российской Федерации закрепляется право на квалифицированную юридическую  помощь. Конституционный признак  квалифицированности помощи направлен  на обеспечение реальной и эффективной защиты прав и свод граждан, прежде всего судебную защиту своих прав и свобод[2].

В российском законодательстве отсутствует единое понимание того, что подразумевается под квалифицированной юридической помощью. Это, в свою очередь, приводит к неопределенности в вопросе об обеспечении государством рассматриваемого конституционного права граждан.

Толкование  содержания квалифицированной юридической помощи в рамках ч.1 ст.48 Конституции РФ предполагает, что, эта помощь оказывается не любым лицом, а квалифицированным специалистом, обладающим специальными познаниями в области права. Специальные познания могут быть подтверждены дипломом о высшем образовании и иными документами о юридическом образовании, а также документами, подтверждающими наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки[3].

В международных  правовых актах и в законодательстве Российской Федерации установлены  основные ориентиры стандартов качества юридической помощи. Так, в Основных положениях о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 года, Нью-Йорк)[4] и Основных принципах, касающиеся роли юристов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 27 августа - 7 сентября 1990 года, Гавана)[5] специально указывается, что правительства должны обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. О квалифицированном характере юридической помощи говорится также в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144).

В российском праве  квалификационные требования (помимо требований к нотариусам и патентным  поверенным) предусмотрены лишь для случаев оказания адвокатами юридической помощи обвиняемым и подсудимым в некоторых, однако не во всех, уголовных делах, а также для случаев представительства в Конституционном Суде России (его могут осуществлять только адвокаты и лица с ученой степенью по юридической специальности). Во всех остальных случаях оказывать юридическую помощь (услуги) могут любые лица, в том числе без юридического образования.

Конституционный Суд России прямо указывает: «…право  вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя». Это может приводить к тому, что защитником или представителем «окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь»; «…установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя»[6].

Информация о работе Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи