Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Потребность в получении юридической квалифицированной помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи……………………………………………………………………………5
1.1 Раскрытие содержания «конституционное право» на получение юридической помощи……………………………………………………………5
Квалифицированная юридическая помощь……………………………7
Бесплатная юридическая помощь………………………………………12
Право граждан на квалифицированную юридическую помощь…………………………………………………………………….15
Формы оказания юридической помощи…………………………………...23
2.1. Адвокатура………………………………………………………………….23
2.2. Нотариат……………………………………………………………………..26
2.3. Иные организационные формы оказания юридической помощи……….29
3. Значение юридической помощи в современной России…………………..31

Заключение…………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Моя курсовая юридическая помощь.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Конституционный Суд России не исключает возможность установления в законе квалификационных требований, связанных с качеством юридической  помощи и необходимостью защиты публичных  интересов, если в результате равную возможность их выбора будут иметь все лица, независимо от статуса и организационно-правовой формы, т.е. все граждане и организации.

В российском законодательстве не установлено единообразных требований ко всем лицам, оказывающим юридическую  помощь. Лишь в некоторых нормативных документах такие требования сформулированы в отношении отдельных лиц, осуществляющих подобную деятельность. К этим лицам, прежде всего, относятся адвокаты, нотариусы, патентные поверенные, прокурорские работники. Так, согласно ч.1 ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 15 мая 2002 года адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Законодатель  и адвокатура как независимый  институт гражданского общества обеспечивают систему требований к принятию в адвокатуру, к деятельности адвоката, обеспечивающих определенный уровень их квалификации. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Поэтому существует мнение, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться только адвокатами, нотариусами. В настоящее время данная позиция получила более определенное закрепление в законодательстве Российской Федерации. В сфере уголовного судопроизводства деятельность по оказанию юридической помощи обвиняемым и подозреваемым осуществляется адвокатами. Так, согласно ст. 49 УПК РФ защитник – лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве защитников допускаются адвокаты.

В научной литературе постоянно высказывается идея о  законодательном упорядочении квалификационных признаков оказания юридической  помощи, среди которых основными могут быть наличие юридического образования, профессионального опыта, соблюдения определенных этических норм. Однако для законодателя является проблемой определение квалифицированной юридической помощи. Если брать во внимание формальный аспект критерия «квалифицированная» применительно к юридической помощи, то законодатель: а) не дал единообразного перечня тех требований, которые соотносятся с этим признаком; и б) не указал исчерпывающий перечень тех субъектов, которые оказывают такую помощь. Даже в судебном процессе согласно ГПК и АПК России квалифицированную юридическую помощь помимо адвокатов могут оказывать и иные лица.

Так, согласно ч.3 ст.59 АПК РФ представителями граждан  могут выступать в арбитражном  суде адвокаты и иные оказывающие  юридическую помощь лица. Патентными поверенными могут быть лица без юридического образования (п.2 ст.2 Федерального закона «О патентных поверенных» № 316-ФЗ), членами избирательных комиссий, в том числе ЦИК РФ с недавнего времени могут быть лица без юридического образования.

В последние  годы Правительство Российской Федерации  пытается уточнить понятия «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая  помощь». Так, в проекте Федерального закона «О государственной системе  бесплатной юридической помощи в  Российской Федерации», подготовленного Министерством юстиции РФ (от10.04.2009), в ст. 4 в качестве видов юридической помощи указываются: правовое просвещение населения; правовое информирование и консультирование населения; защита нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, осуществляемая государственными (в том числе правоохранительными) органами в соответствии с их компетенцией; профессиональная юридическая помощь, оказываемая государственными юридическими бюро и адвокатами.

Согласно  логике ч.2 ст.8 указанного проекта постулируется, что гражданин, обращающийся за помощью в рамках государственной системы юридической помощи, имеет право на оказание ему квалифицированной помощи. Таким образом, все виды и все участники этой системы, в том числе и оказывающие профессиональную юридическую помощь, обеспечивают право на квалифицированную помощь и должны в принципе отвечать соответствующим характеристикам.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи» были приняты соответствующие Положение Правительства «Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 676) и Положение «Об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1029), где устанавливаются виды бесплатной юридической помощи: а) консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме; б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера; в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. В данных актах не указывается на то, что эта помощь квалифицированная (как в законодательстве об адвокатуре), но перечень видов такой помощи предполагает определенную правовую квалификацию.

В подготовленном Федеральной палатой адвокатов РФ (далее ФПА РФ) проекте Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» сделана попытка дать определение квалифицированной юридической помощи. Согласно ст.2 проекта под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. Под юридическими услугами понимается, в частности: консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц как в устной, так и в письменной форме; подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств; представительство в суде и т.д.

Следует отметить, что квалифицированная юридическая  помощь на данный момент не тождественна деятельности адвокатов. Конституционный  Суд РФ в абз. 3 п.2 мотивировочной части рассматриваемого Постановления от 28 января 1997 г. № 2-П установил: «Закрепленное в статье 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации право пользоваться помощью адвоката (защитника) является одним из проявлений более общего права, гарантированного статьей 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому человеку, – права на получение квалифицированной юридической помощи». В своем Определении от 5 февраля 2004 г. № 25-О «По жалобе гражданки Ивкиной В. О. на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ (в абз. 8 и 9 п. 3 мотивировочной части) установил: «...содержащееся в ст. 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации положение о том, что каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи, означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи, но не обязанность потерпевшего и гражданского истца пользоваться помощью только адвоката; в противном случае это нарушало бы также конституционное право, закрепленное статьей 52 Конституции Российской Федерации, в силу которой права потерпевших от преступлений (в том числе признанных гражданскими истцами) подлежат охране законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

    1. Бесплатная юридическая помощь.

Бесплатная  юридическая помощь является гарантией  обеспечения конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом, закрепленного в ч. 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.

Государство предоставляет  лицам, не имеющим достаточных средств  для оплаты такой помощи, равные возможности с теми лицами, которые  могут оплатить услуги специалиста.

Понятие права  на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи производно от понятия права на получение квалифицированной юридической помощи и отличается только тем, что в рассматриваемом случае квалифицированная юридическая помощь предоставляется бесплатно, а круг лиц, которые могут воспользоваться такой помощью, ограничен. Круг лиц, которым предоставляется бесплатная квалифицированная юридическая помощь, а также случаи предоставления такой помощи, устанавливаются федеральными законами.

Понятие бесплатной юридической помощи непосредственно используется законодателем, прежде всего, в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 26 указанного Закона оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины в случаях прямо предусмотренных законом. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данное понятие  используется также в ряде других федеральных законов. Например, согласно ст.8 Федерального закона об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ государство гарантирует лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», оказывается бесплатная юридическая помощь органами военного управления воинских формирований в пределах своих функциональных обязанностей по вопросам трудовой деятельности в воинских формированиях. В международных договорах также закрепляется рассматриваемое понятие. Например, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г. в соответствии со ст. 16 гражданам одной Договаривающейся Стороны в судах и иных учреждениях другой Договаривающейся Стороны оказывается бесплатная юридическая помощь и обеспечивается бесплатное судопроизводство на тех же основаниях и с теми же преимуществами, как и собственным гражданам.

Это понятие  используется также в Положении  об оказании бесплатной юридической  помощи государственными юридическими бюро, Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 25 декабря 2008 г. № 1029. Согласно указанному Положению государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода.

В ряде Постановлений  Правительства РФ закрепляется просто понятие юридической помощи. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» срочное социальное обслуживание может включать в себя оказание юридической помощи. Согласно Типовому Положению об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867, основными задачами учреждения являются, в том числе, осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям. Закрепление в нормативных правовых актах понятие юридической помощи, связанное с государственными социальными обязательствами перед социально незащищенными группами граждан, означает бесплатную природу получения такой помощи гражданами, указанными в данных актах.

Таким образом, исходя из логики законодателя, бесплатная юридическая помощь является конституционным  правом-гарантией, содержание которого представлено двумя взаимосвязанными самостоятельными направлениями обеспечения  прав и свобод граждан. Первое и наиболее разработанное нацелено на обеспечение прав граждан в судопроизводстве или связанных с ним действий; второе призвано обеспечить социальную составляющую этого права – сориентировать, направить, разъяснить, поддержать человека в процессе реализации его повседневных прав и потребностей (разновидность социальной помощи в рамках социальных обязательств государства и общества перед наиболее социально незащищенными группами населения).

Понятие бесплатной юридической помощи теснейшим образом  взаимосвязано с понятиями «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь». И, несомненно, что право на бесплатную юридическую помощь наполнилось бы более ясным содержанием, если бы законодатель конкретизировал эти понятия. В научной литературе, особенно в связи проблемами оказания юридической помощи адвокатами, существует много обоснованных предложений по этим вопросам.

Информация о работе Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи