Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Потребность в получении юридической квалифицированной помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи……………………………………………………………………………5
1.1 Раскрытие содержания «конституционное право» на получение юридической помощи……………………………………………………………5
Квалифицированная юридическая помощь……………………………7
Бесплатная юридическая помощь………………………………………12
Право граждан на квалифицированную юридическую помощь…………………………………………………………………….15
Формы оказания юридической помощи…………………………………...23
2.1. Адвокатура………………………………………………………………….23
2.2. Нотариат……………………………………………………………………..26
2.3. Иные организационные формы оказания юридической помощи……….29
3. Значение юридической помощи в современной России…………………..31

Заключение…………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Моя курсовая юридическая помощь.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

             Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Ст. 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Явилось бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная.

   Бесплатная  юридическая помощь является  постоянной и общефедеральной  льготой и распространяется на  определенные категории физических  лиц. Наиболее устоявшимся является  понятие льгот как разновидности специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения (М.Е. Панкин, Н.В. Витрук), более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем (Р.З. Лифшиц). Другие авторы считают, что льготы представляют собой поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей (В.М. Баранов). Льготы являются правомерным исключением из общих правил и сопровождаются более полным удовлетворением собственных интересов субъекта, облегчением условий его жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов.

             Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. Конституция РФ содержит упоминания о безопасности экологической (ст. 72), безопасности людей (ст. 98), государственной (ст. 114). Юридическая безопасность как одна из основных социальных и юридических категорий конституционного статуса еще не получила надлежащей научной оценки. Юридическая безопасность - это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, наряду с правовым обеспечением безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, предоставляющих юридическую помощь.

             Жизненно важные интересы личности включают компоненты, образующие обязательные условия полноценного существования и самовыражения личности: витальный, интеллектуальный, духовный, физиологический, психический, генетический, репродуктивный, экономические (материальные), информационные, медицинские, продовольственные. Обеспечение жизненно важных интересов требует выявления, изучения и устранения угроз юридической безопасности, значительных материальных затрат, проведения необходимых мероприятий на территории всей страны.

   К числу  угроз юридической безопасности  относятся, в частности, пробелы  правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы и т.п.).

   Конституция  РФ 1993 г. значительно повысила  роль и ответственность государства  в обеспечении соблюдения и  защиты прав и свобод. Российская  Федерация приняла на себя  обязанность признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Обязательность государственного участия в обеспечении юридической безопасности граждан, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми. Передача функции охраны прав и интересов человека негосударственным структурам, в частности абсолютный отказ от государственного контроля в сфере оказания юридической помощи, наносит урон не только общественным (публичным) интересам, но и национальной безопасности России.

21 ноября 2011года  был принят Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ», который вступил в силу с 15 января 2012 года.

Настоящим Федеральным  законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан  РФ на получение бесплатной квалифицированной  помощи в РФ, организационно-правовые нормы в формировании государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Целями настоящего Федерального закона является:

      • создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной  юридической помощи, оказываемый бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и законами субъектов РФ
      • формирование и развитие государственной системы бесплатно юридической помощи, также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и её поддержка со стороны государства;
      • создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышение уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

 В ст.8 указывается, что все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьёй 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральными  законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, организациях.

 

 

  1. Формы оказания юридической помощи

В настоящее  время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

1. Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь. 

2.Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.

3.И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Теперь  рассмотрим каждую группу по отдельности.

 

2.1. Адвокатура.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура  отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она  независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Полномочия, порядок  организации и деятельности адвокатуры определяются Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР 20 ноября 1980 г. и иными законодательными актами Российской Федерации. Права  и обязанности адвокатов при  выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП.

Основными направлениями  деятельности адвокатуры являются:

    • дача консультаций по юридическим вопросам, справок по действующему законодательству;
    • выступление в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном судопроизводстве; это важное право и направление адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу – важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи.
    • осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам;
    • оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;
    • правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией;

Адвокаты организуют коллегии адвокатов – это, согласно Положению об  адвокатуре в РСФСР, добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии. 

Для организации  и оптимизации работы адвокатов  по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом  квалифицированной юридической  помощи является помощь, которая оказывается  в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

 Но возникает  проблема законодательства, так  как Конституция недвусмысленно  связывает помощь защитника (как  процессуальной фигуры) с деятельностью  адвокатов, то есть лиц, состоящих  в соответствии с Положением  об адвокатуре РСФСР в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами,  а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций,  равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции.

 Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма "официальных" коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры - занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.

Информация о работе Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи