Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Потребность в получении юридической квалифицированной помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи……………………………………………………………………………5
1.1 Раскрытие содержания «конституционное право» на получение юридической помощи……………………………………………………………5
Квалифицированная юридическая помощь……………………………7
Бесплатная юридическая помощь………………………………………12
Право граждан на квалифицированную юридическую помощь…………………………………………………………………….15
Формы оказания юридической помощи…………………………………...23
2.1. Адвокатура………………………………………………………………….23
2.2. Нотариат……………………………………………………………………..26
2.3. Иные организационные формы оказания юридической помощи……….29
3. Значение юридической помощи в современной России…………………..31

Заключение…………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Моя курсовая юридическая помощь.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Так, предлагается принять нормативный правовой акт, который бы закрепил критерии признания  юридической помощи квалифицированной, например, Федеральный закон «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». В ряду подобных предложений – отнесение оказания юридических услуг (как платных, так и бесплатных) к лицензируемым видам деятельности, при этом под платными услугами понимать весь объём юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе (юридический консалтинг; обеспечение хозяйственной и иной деятельности предприятий (исключая юридические службы предприятий); защиту прав и законных интересов клиента в суде и других органах; правовую экспертизу учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков и других документов юридического характера, составление юридических справочников и т.д.).

На сегодняшний  день Законодатель и Правительство  РФ начали серьезное продвижение по пути уточнения и расширения понятия юридической помощи как широкого конституционного права граждан и конституционной обязанности государства перед человеком и обществом. Следует назвать ряд таких направлений: 1) расширение собственно содержания юридической помощи: а) правовое просвещение населения; б) правовое информирование и консультирование населения; в) защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, осуществляемая государственными органами; в) профессиональная юридическая защита, оказываемая адвокатами и государственными юридическими бюро; 2) признание юридической помощи в качестве разновидности социальной помощи, а не только правовой услуги (правовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставлением им квалифицированной юридической помощи; гарантирование в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях и т.д.); 3) признание ряда участников оказания бесплатной юридической помощи (юридические клиники, правозащитные организации и т.д.) и создание новых субъектов оказания юридической помощи (государственные юридические бюро).

Таким образом, в настоящее  время требуется переоценить  содержание конституционного права  на бесплатную юридическую помощь, наполнить его значительным социальным содержанием, раскрыть его значение как важнейшей конституционной  ценности.

1.4. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет  право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи.

   Конституция РФ 1993 г. (раздел "Права и свободы человека и гражданина") и новый УПК РФ укрепили позиции адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве. Кроме того, с принятием Конституции РФ 1993 г. адвокат стал активным участником новых видов судопроизводства - конституционного и административного, а также участником производства по экономическим спорам в арбитражном суде.

   Согласно Конституции  РФ отдельные конституционные  права и обязанности касаются  только граждан России (избирательное  право, обязанности военной службы). В статье 48 Конституции РФ используется понятие "каждый", поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц - граждан РФ, лиц без гражданства (апатридов), иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.

              Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который ныне переживает юридическое образование). Мошеннические пирамиды, массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х гг. имели общую причину - юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличие юридического образования недостаточно для защиты своих прав, и в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод. Поэтому, возможно, не случайно в конституционном регулировании права на юридическую помощь (ст. 48) и других прав человека обнаруживаются различия. Например, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, но указание на ее качество отсутствует.

   Особая  необходимость в квалифицированной  юридической помощи возникает  в уголовном судопроизводстве. Лишение  обвиняемого права на защиту  является существенным нарушением  уголовно-процессуального закона, что влечет возвращение дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие иного решения. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г., при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) "все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона".

   Основанием для  отмены решения по гражданскому  делу также может явиться лишение  права истца или ответчика  на защиту их интересов.

   Рассматривая положения  ч. 2 ст. 48 Конституции РФ в системной связи с общепризнанными нормами международного права, в частности и со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право каждого при рассмотрении предъявленного ему обвинения сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство, автор считает нужным признать, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ подтвердил это право в одном из своих решений.

   В статье 48 Конституции  РФ говорится не просто о  правовых услугах, а о квалифицированной  юридической помощи. Термин "эффективная  юридическая помощь", устоявшийся  в международном праве, в том  числе в прецедентах Европейского суда по правам человека, был трансформирован в конституционном праве России в термин "квалифицированная юридическая помощь".

   Ценность гарантии, закрепленной в ч. 1 ст. 48 Конституции  РФ, состоит не только в том,  что каждый может обжаловать  в суде правоприменительную практику, нарушающую предоставляемое Конституцией право юридической помощи, но и в том, что законодательство, регламентирующее предоставление такой помощи, может быть оспорено на предмет соответствия Конституции РФ, если помощь окажется неэффективной (неквалифицированной).

   Конституция РФ  не содержит специальных положений  об органах и организациях, оказывающих  юридическую помощь. Анализ законодательства  и правоприменительной практики  позволяет сделать вывод о  том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат.

   В настоящее время  критерии (стандарты) квалифицированной  юридической помощи недостаточно  определены в законе, что создает  проблемы на практике. В различных  государствах такими критериями являются квалификационный экзамен, наличие определенного юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз.   

   Квалифицированная  юридическая помощь обеспечивается  тем, что к субъектам, ее  оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные и моральные требования. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. предписывает адвокатам постоянно повышать свою деловую квалификацию. В члены коллегий адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет, после прохождения испытательного срока продолжительностью до 3 месяцев. К сожалению, Президиумы некоторых "параллельных" коллегий адвокатов принимают лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные проступки.

   Сами формальные  признаки не являются гарантией  получения квалифицированной юридической  помощи. Так, хотя наличие юридического  образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным, его недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи. Законодателю и правоприменительной практике предоставляется возможность с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта выработать единую позицию в вопросе о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц. Для этого необходимо в первую очередь произвести мониторинг действующего законодательства РФ и зарубежных стран об оказании юридической помощи.

   Согласно ст. 16 УПК  РФ, на стадии предварительного  следствия защиту подозреваемого  и обвиняемого может осуществлять  любой защитник (не только адвокат). Следует отметить, что ранее в решениях о конкретных уголовных делах Верховный Суд РФ отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии.

     На стадии производства в суде, согласно ст. 49 УПК РФ, предусматривается возможность участия адвоката в качестве защитника. При производстве у мирового судьи возможен допуск в качестве защитников не только адвокатов, но и одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Представляется, что последнее положение не вполне соответствует требованиям ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

              Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", участвовать в заседаниях Конституционного Суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

               В соответствии с Кодексом об административных правонарушения РФ 2001 г. (ст. 25.5) оказывать юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

             Согласно Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г., гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия - администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом "а" ч. 4 ст. 23 и п. "а" ст. 29 Закона.

              В настоящее время обращение за помощью адвоката, самостоятельное ведение дел в суде и другие формы защиты прав недоступны большинству психически больных граждан, поэтому служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, может стать эффективным механизмом, стоящим на страже интересов психических больных. Многочисленны нарушения прав заключенных, страдающих психическими заболеваниями. По мнению Уполномоченного по правам человека РФ, врачей-психиатров и большинства правозащитных отечественных и зарубежных организаций, основной правовой акт, регламентирующий оказание психиатрической помощи, неизвестен не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля.

   В юридической  литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий "защита" и "оказание юридической помощи" является предметом дискуссий. Высказывается точка зрения о том, что защита осуществляется только в случае уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого (а также обвиняемого и подозреваемого в широком - конституционно-правовом смысле, т.е. лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, изобличительная деятельность). Во взаимоотношениях с другими участниками процесса адвокат лишь оказывает им юридическую помощь, чтобы не допустить ущемления их прав и законных интересов. Поэтому назрела необходимость рассматривать адвоката, оказывающего лишь юридическую помощь некоторым участникам процесса, в рамках иного, не получившего пока надлежащей разработки института уголовного процесса, но не института защиты. В связи с этим представляется практически значимой дополнительная доктринальная разработка понятий "защита" и "оказание юридической помощи".

   Решающую  роль в разъяснении гражданам  их права пользоваться услугами защитника играют сотрудники правоохранительных органов, доводящие до участников процесса право пользоваться услугами защитника лишь в случае, если очевидна их причастность к преступлению. В некоторых регионах право на юридическую помощь адвоката разъясняют всем свидетелям, вызванным впервые для допроса, и отражают факт разъяснения в протоколе. Последующие следственные действия разъяснением не сопровождаются. В других случаях в протокол следственного действия вписывается фраза о возможности участия адвоката, если действие чревато ограничением прав участвующих в нем лиц.

             Разъяснение права на квалифицированную юридическую помощь не подкреплено обязанностью следователя и заведующего юридической консультацией обеспечить помощь в случае материальных затруднений свидетеля (потерпевшего, гражданского ответчика и др.).

Информация о работе Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи