Конституционные основы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Именно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Содержание работы

стр.
Введение.

1. Понятие конституционных основ. Их место в системе и структуре Конституции РФ.

2. Конституционные основы РФ: структура и содержание.

2.1. Гуманистические основы.

2.2. Основные характеристики Российского государства

2.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

2.4. Экономические и политические основы конституционного строя.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение.

 

1. Понятие конституционных основ. Их место в системе и структуре Конституции РФ.

 

2. Конституционные  основы РФ: структура и содержание.

 

2.1. Гуманистические  основы.

 

2.2. Основные  характеристики Российского государства

 

2.3. Основы  организации государственной власти  и местного самоуправления.

 

2.4. Экономические  и политические основы конституционного  строя.

 

 Заключение

 

Список  литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституционное право является ведущим звеном в  системе права.

Именно с  конституционного права начинается формирование всей системы национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы  человека как естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека - по отношению к другим людям и к государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии.

Через права  свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д.  При этом в каждом государстве складывается свой конституционный строй, который обусловлен конкретным историческим стечением обстоятельств.

В данной работе мы рассмотрим основы конституционного строя, сложившиеся  в Российской Федерации в экономическом, политическом и социальном аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конституционных  основ. Их место в системе  и структуре Конституции РФ.

 

В юридической справочной литературе под основами конституционного строя понимается находящаяся под  защитой государства система  принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования. Общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем  конституционного строя1, который представляет собой систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства2.

Рассматриваемое понятие  определяет характер отношений власти, формы правления и политического  режима, стороны правовой регламентации  общественных отношений, порядок функционирования основных систем общества (политической, экономической, социальной), одновременно представляя собой базовые концепции  их жизнедеятельности.

Предписания, входящие в  основы конституционного строя образуют своего рода нормативную «платформу»  этого строя 3, а основные положения Конституции, являются первичной нормативной базой как для остальных положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов 4.

Основы конституционного строя - основополагающая система принципов, закрепленных в Конституции, регламентирующих и охраняющих наиболее значимые общественные отношения и являющиеся источником для всей системы законодательства, действующей в государстве.

Исследуемое понятие позволяет  на базе заключенных в нем исходных принципов определять содержание их последующей регламентации, развивать  тот или иной институт или целое  направление конституционного законодательства.

Рассмотренные выше понятия  основ конституционного строя позволяют  выделить две его стороны объективную  и субъективную:

во-первых, это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

во-вторых, это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

В юридической литературе распространено определение правового  института как совокупности правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные  общественные отношения, образующие отдельную, обособленную группу5. Институты как структурно-нормативные образования «скрепляют» отрасли,  проникают в них, придавая им устойчивость и социальную ориентацию 6

Конституционный институт - обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, значительно  обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных  норм7. В рассматриваемое структурно-нормативное образование включаются устойчивые группы конституционных норм, имеющие единый предмет регулирования8. Помимо общности внутреннего содержания регулируемых отношений, в качестве основания для разделения конституционных норм на институты рассматриваются объективные закономерности экономического и политического развития общества 9.

Обязательным условием выделения  той или иной группы норм в отдельный  институт является наличие в рамках однородного предмета конституционного регулирования таких общественных отношений, которые обладают спецификой, обуславливающей особенности указанных  норм и придающей им внутреннее единство.

Конституционный институт - обусловленная общностью регулируемых общественных отношений и объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития общества, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Структурные свойства основных государственно-правовых институтов основано на соподчиненности  норм, их составляющих. Структура конституции  строится с учетом основных объектов регулирования: разделы, главы, статьи, их части и пункты призваны отражать конституционные институты и их основные части.

В сфере экономических основ общественного строя в конституции регулируются тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управление экономикой.

В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры.

В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).

Можно выделить три этапа в процессе формирования конституционных основ  в современной России. Первый –  период распада СССР и принятие Россией  Декларации о государственном суверенитете. Второй – подписание Федеративного  договора и внесение соответствующих  изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. Третий – принятие Конституции 1993 г. на всенародном голосовании 12 декабря10.

Следует отметить, что конституционное  право зарубежных стран, признавая  важность категории «конституционное государство», обычно не пользуется термином «основы конституционного строя». Такой  специальной главы нет в конституции  США. ФРГ, Японии. В конституциях некоторых  стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария). «О суверенитете» (Франция).

При рассмотрении структуры Конституции  России аналитики отмечали ее новую  конструкцию, закрепляющую органическую связь личности, гражданского общества и государства. Внутренняя системность и обоснованность определила ее жизнестойкость11. Современная конституция призвана выйти за рамки формально-юридической структуры государственного механизма. Включение в нее правовых принципов общественного строя – ответ на объективную потребность в расширении предмета конституционного регулирования. Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционых норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.” Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.

Таким образом, положения главы 1 главы  Конституции РФ имеют высшую юридическую  силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Основы конституционного  строя РФ: структура и содержание.

Нормы-принципы, включенные в главу  «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут  быть разделены на четыре основные группы:

- гуманистические основы конституционного  строя;

- основные характеристики  Российского государства;

- основы организации  государственной власти;

- экономические  и политические основы конституционного  строя.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в  различных главах Конституции.

Значение гл. 1 Конституции исключительно  велико. По существу, именно здесь формулируется  гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

2.1 Гуманистические основы.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие  его основополагающие принципы, которые  закрепляют ведущую роль граждан  в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные  действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Суверенитет народа

Эта категория  относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической  конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже  никто не оспаривает. Понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности  государственной власти, было использовано для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а, следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Конституция РФ дает достаточные основания  для разрешения противоречия «двух  суверенитетов», в ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект - источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст.3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно, любые сепаратические решения окажутся в противоречии с Конституцией.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая  сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как  власть, осуществляемую отдельными людьми - здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов.

Информация о работе Конституционные основы РФ