Конституционные основы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Именно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Содержание работы

стр.
Введение.

1. Понятие конституционных основ. Их место в системе и структуре Конституции РФ.

2. Конституционные основы РФ: структура и содержание.

2.1. Гуманистические основы.

2.2. Основные характеристики Российского государства

2.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

2.4. Экономические и политические основы конституционного строя.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип  рыночной экономики. Свобода экономической  деятельности означает, что люди могут  беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Граждане в праве требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности.

Собственность

Российская Конституция значительно  усиливает правовой статус частной собственности, излагая ее признанием и защиту в главе об основах конституционного строя. При этом речь не идет об исключительном или тем более привилегированном положении частной собственности, а только о ее равном положении с другими формами собственности.

Основу конституционного строя  в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:

1) признаются: частная собственность;  государственная собственность;  иные формы собственности;

2) все формы собственности защищаются  равным образом.

Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она является гораздо более широким понятием. Это понятие включает не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники (физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить, реорганизовать, продать) с соблюдение действующего законодательства. Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.

Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия  или их часть, если эти предприятия  были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные компания и др. Государство устанавливает систему управления этими предприятиями.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.

Упомянутые в Конституции «иные  формы собственности» включают собственность общественных объединений - профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты. Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями, автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и профилакториями. Под «иными формами собственности» подразумевается так же такие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная, общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность юридических лиц.

Земля и другие природные  ресурсы.

Конституция Российской Федерации  коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. Конституция закрепляет отношение к как к «основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование - государство муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.

В конституционной формуле об использовании  земли и других природных ресурсов органически входит и их охрана. Это положение направлено против хищнического разбазаривания природных ресурсов во вред гражданам, обществу и окружающей среде. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким образом, органически увязывается с бережным, рачительным отношением к природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.

Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2 ст.9, устанавливающая, что «земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности». Здесь  в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву  собственности, сформулированный ранее  в ст.8, т. с. равное признание и  охрана всех форм собственности. Но наиболее важным и принципиальным является прямое и безоговорочное закрепление права частной собственности на землю.

Право государства регулировать земельные  отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира. Конституционное закрепление его в Российской Федерации еще не привело к повсеместному развитию частного землепользования, сопротивление фермерству подчас принимает грубые формы (расправы, поджоги, изгнание с земли и пр.). Будущему земельному законодательству предстоит решить много вопросов, прежде чем закрепленные Конституцией основы конституционного строя обретут прочные правовые гарантии.

Идеологическое и политическое многообразие

Под идеологией обычно понимают систему  философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская, и др.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исследовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в  литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли  и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом - главная причина на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13).

Деидеологизировав общественный и  государственный строй, Конституция  ликвидировала и монополию одной  партии. В ст.13 закреплено, что в  Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Порядок создания политической партий, финансирования государством их деятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ).

Общественные  объединения

В это понятие включается как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всего велико. Общественные объединения - это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Согласно ст.13 Конституции РФ общественные организации равны перед законом.

Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя;

- нарушение целостности Российской  Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

  • разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Как установлено  в ст. 16 Конституции РФ, положения  настоящей главы составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном  настоящей Конституцией. Никакие  другие положения настоящей Конституции  не могут противоречить основам  конституционного строя Российской Федерации.

Этот порядок  изменения норм первой главы установлен в ст. 135 Конституции РФ, в которой  установлено, что положения первой главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы, то в соответствии с федеральным  конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  РФ, либо разрабатывает проект новой  Конституции, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на всенародное  голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие  в голосовании, при условии, что  в нем приняло участие более  половины избирателей.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция является целостным  актом, статьи которого органично взаимосвязаны  и взаимодействуют в процессе нормирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы, а во многом и принципов конституционного строя, сформулированных в главе 1 Конституции, заключается в том, что они определяют стратегию как правотворчества, так и правоприменения, накладывают на государство, его органы и должностных лиц, общественные объединения юридическую обязанность действовать в соответствии с основополагающими конституционными принципами и целями, которые декларируются в данной главе. Преамбула имеет прежде всего политическое значение. В ней излагаются исходные положения, на которых основывается Конституция, и цели, которые она преследует. В преамбуле Основного Закона определяются ценности, которые занимают доминирующее положение в иерархии общественных ценностей. В системе этих ценностей и целей - утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны, незыблемость демократической основы российской государственности и др.

Указанные положения Конституции  имеют важное юридическое значение в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. 74 слова  преамбулы дают исходные начала для  толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа. Существенную роль они могут сыграть также  при отыскании права в случае пробелов и юридических коллизий, а также в последующей трансформации  Конституции, т. е. изменении Конституции  без изменения ее текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90 г. // Собрание законодательных актов РФ 1990 г. ст. 2310
  3. Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. ст. 1018
  4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. Конституционное право. Учебник. Отв. Ред. А.Е. Козлов. М.: Издательство БЕК, 1996. с.72
  6. Мартыненко П.Ф. К вопросу о применении некоторых философских категорий при изучении конституции // Методологические проблемы советской юридической науки. Киев, 1965.
  7. Михалёва Н.А. Социалистическая конституция. Проблемы теории. М., 1981г.
  8. О сущности Конституции// Журнал российского права. 1997г. № 10
  9. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции. // Государство и право. 1993. № 10.
  10. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты. // Государство и право. 1996. № 1. 
  11. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М. 1998г. С. 49.
  12. Юридический энциклопедический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, М.М. Богуславского. 2-е доп. изд. М., 1987.

 1 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 404.

 2 См. Там же. С. 275.

 3 См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции. // Государство и право. 1993. № 10. С. 7.

 4 См.: Конституционное право. Учебник. Отв. Ред. А.Е. Козлов. М.: Издательство БЕК, 1996. С. 47.  

 

 

 5 См.: Юридический энциклопедический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, М.М. Богуславского. 2-е доп. изд. М., 1987. С. 160.; Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 231.

Информация о работе Конституционные основы РФ