Конституционные основы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Именно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Содержание работы

стр.
Введение.

1. Понятие конституционных основ. Их место в системе и структуре Конституции РФ.

2. Конституционные основы РФ: структура и содержание.

2.1. Гуманистические основы.

2.2. Основные характеристики Российского государства

2.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

2.4. Экономические и политические основы конституционного строя.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник  власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоения властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Формой опосредованного осуществления  власти народа являются органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или подчиненности  выборным органам. Возможность для  граждан России выражать свою волю в процессе, как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она  носит многоплановый характер и  гарантируется закрепленными в  Конституции правами граждан, а  также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

2.2 Основные характеристики Российского  государства.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Ст.1 Конституции  России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской  формой правления. Ст.7 характеризует  государство также как социальное, а ст. 14- как светское.

Демократическое государство

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется  в том, что согласно ст.3 Конституции  РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ». 

Понятие демократического государства  неразрывно связано с понятием конституционного и правового государства.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

а) Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы полномочиями законодательной власти и принятия бюджета Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство -Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.

б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов и политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не свободны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечивает общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой политике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его  организацию в определенных формах. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в  определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

 

Федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые  из которых (республики) называются в  Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется  централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации.

Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 -республики, 1 - автономная область, 10- автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Основы конституционного строя  в области государственного устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

а) Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации;

б) республики имеют свою конституцию  и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;

в) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Федерации между собой  равноправны.

Правовое государство

Исторически правовая мысль и наука  признает правовое государство такое, в котором через соответствующие содержащиеся в Конституционных законах механизмы обеспечивается реальное народовластие во всех значимых сферах жизни общества и государства12.  

Понятие правового государства  многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки:

а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы.

б) Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод.

 Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен  в ст. 120 Конституции России, он также  обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 и др.).

в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок, при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились

В Конституции России закрепляется принцип  верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

В Конституции установлено, что  законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и выступления в силу федеральных законов установлен Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.

г) Приоритет международного права. Это признак правового государства как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государствах.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип  приоритета международного права как  бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение Российской Федерации договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

Указанные признаки правового государства  являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

Социальное государство

Значительным изменениям и сокращениям  по сравнению с ранее действующей  конституцией подверглись нормы, устанавливающие  социальные основы общественного устройства, входящие в содержание основ конституционного строя Российской Федерации.

Информация о работе Конституционные основы РФ