Конституционные основы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Именно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Содержание работы

стр.
Введение.

1. Понятие конституционных основ. Их место в системе и структуре Конституции РФ.

2. Конституционные основы РФ: структура и содержание.

2.1. Гуманистические основы.

2.2. Основные характеристики Российского государства

2.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

2.4. Экономические и политические основы конституционного строя.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация, закрепляется в ст.7 Конституции РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

В ч. 2 ст.7  закрепляются основные направления  социальной политики государства:

- охрана труда и здоровья  людей;

- установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда;

- обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан;

- развитие системы социальных  служб;

- установление государственных  пенсий, пособий;

    • иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Такая характеристика означает, что  государство и религиозное объединения  отделены друг от друга, т.е. взаимно  не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому  государству. Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной;

  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России основными конфессиями  являются православие, ислам и буддизм  но есть и другие вероисповедания (католицизм, баптизм, иудаизм и др.).

Светский характер государства  означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую  религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации, принято 31 июля 1995 г.. установлено, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношениям к ним (и. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, какой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиями.

Республиканская форма правления

Положением, содержащимся в ст. 1, Российская федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

Глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует  правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент  имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством.

2.3 Основы организации государственной  власти и местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации  относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти. В определенном отношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.

Суверенитет Российской Федерации

Государство как официальный представитель  народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их нрава  и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.  Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.13  

Верховенство государственной власти - это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей нрава и свобод граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Юридические признаки единства государственной  власти состоят в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для  осуществления функций государства.

 Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Разделение властей

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые закреплен  к Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но, как было сказано выше, нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

 Важной особенностью Российской  Конституции является то, что  Президент как бы не входит  ни в одну из трех властей.  Он глава государства и обязан  обеспечить согласование функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

- законы должны обладать высшей  юридической силой и принимать  только законодательным (представительным) органом;

- исполнительная власть должна  заниматься в основном исполнением  законов и только ограниченным  нормотворчеством, быть подотчетной  главе государства и лишь в некотором отношении парламенту:

- между законодательным и исполнительным  органом должен быть обеспечен  баланс полномочий, исключающий  перенесение центра властных  решений, а тем более всей  полноты власти на одного из  них;

- судебные органы независимы  и в пределах своей компетенции  действует самостоятельно;

- ни одна из трех властей  не должна вмешиваться в прерогативы  другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

- споры о компетенции должны  решаться только конституционным  путем и через правовую процедуру,  т. е. Конституционным Судом;

- конституционная система должна  предусматривать правовые способы  сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Органы государственной власти

Согласно Конституции федеральную  государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума);

- Правительство Российской Федерации;

- суды Российской Федерации.

Сопоставление ст. 10 и 11 Конституции (в  первой из них государственная власть определена в трех формах, а во второй - в четырех) заставляет сделать вывод  о том, что президентская власть обладает определенными чертами  государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства - это сделано в гл. 4. Но указание на Президента как на составную часть государственного строя, которая не подлежит изменению без изменения всей Конституции Российской Федерации, дает определенный ответ тем политическим силам, которые выступают за отмену президентства в России.

Государственная власть в субъектах  Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст.77 говорится, что система  органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Эта сторона дела уже усвоена субъектами Федерации, в результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти - в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно различаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Относительно единообразные системы могут возникать при реализации в полном объеме ч. 1 ст.77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

- основам конституционного строя  Российской Федерации;

- общим принципам организации  представительных и исполнительных  органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В федеративном государстве принцип  единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами.

Местное самоуправление

Местное самоуправление имеет важное значение в механизме реализации полновластия народа. Согласно ст.12 Конституции  РФ «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему государственной власти».

Здесь нужно отметить, что местное  самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной  власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует к соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российской конституционного нрава, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и се субъектов.

В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это - институт конституционного права, поскольку его основным источником являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов. Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.

2.4 Экономические и политические  основы конституционного строя.

Государство закрепляет гарантии в  экономических и политических областях и устанавливает определенный порядок их обеспечения, опирающийся на незыблемые права и свободы человека и гражданина.

Конституция России относит закрепление  определенных экономических и политических принципов к основам конституционного строя. Это те принципы, которые охраняются и гарантируются новым государством во имя прочности существования свободного гражданского общества.

Принципы рыночной экономики

Экономическая роль государства обрисована в Конституции  России весьма лаконична и, в сущности, только косвенно.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики (ст.8, п.1), состоят в следующем:

- единство экономического пространства;

- свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств:

- поддержка конкуренции.

Единство экономического пространства не относится к числу ясных  правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. «ж» ст.71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно, когда говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится «установление правовых основ единого рынка», другие пункты этой статьи говорят о праве Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой политики и др.

Близким по содержанию является положение  ч. 1 ст. 74 о «свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств», означающее, что их движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других препятствий. По существу, речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. Указ Президента от 23 декабря 1991 г. устанавливает правовые гарантии единства экономического пространства. Согласно этому Указу любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.

Поддержка государством конкуренции - лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей, она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного.

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это, прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а, следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее, - наилучший союзник экономического и социального прогресса.

Информация о работе Конституционные основы РФ