Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:50, контрольная работа
Актуальность данной работы не вызывает сомнения. В настоящее время в юридической науке подробно изучены вопросы, которые помогли в полном объеме раскрыть суть данной сферы права. Особую роль правовое сознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Крупнейшие учителя-правоведы России……………………………………...5
2.Роль юриста-теоретика. Современное положение правоведов в обществе и юриспруденции как профессии…………………………………………………13
3.Понятие, различные подходы к определению правового сознания. Компоненты правового сознания юристов…………………………………….20
4.Единство и борьба личности юриста и необходимости в профессиональной деятельности юриста…………………………………………………………….24
5.Понятие личности. Различные классификации типов личности. Их значение для юриста………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Крупнейшие учителя-правоведы России……………………………………...5
2.Роль юриста-теоретика. Современное положение правоведов в обществе и юриспруденции как профессии…………………………………………………13
3.Понятие, различные подходы к определению правового сознания. Компоненты правового сознания юристов…………………………………….20
4.Единство и борьба личности
юриста и необходимости в профессиональной
деятельности юриста…………………………………………………………….
5.Понятие личности. Различные
классификации типов личности. Их значение
для юриста………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...3
Введение.
«Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание и значение». Флорентин
Актуальность данной работы не вызывает сомнения. В настоящее время в юридической науке подробно изучены вопросы, которые помогли в полном объеме раскрыть суть данной сферы права. Особую роль правовое сознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике.
Как явление духовной жизни,
право принадлежит к сфере
общественного и
Правовое сознание – это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.1
Юрист – это профессионал, сведущее лицо в юриспруденции, которое обладает специальными правовыми знаниями, убежден в их исключительной полезности и умеет применять их в своей практической деятельности.2
Объектом исследования является профессиональное правовое сознание юристов: понятие, уровни и особенности.
Предметом исследования являются
конкретные особенности правового
сознания юристов, которые позволяют
быть высококвалифицированным
Целью данной работы является изучение и рассмотрение профессионального правового сознания юристов.
Задачами на пути поставленной цели являются:
1. Изучение крупнейших учителей-правоведов России.
2. Роль юриста-теоретика. Современное положение правоведов в обществе и юриспруденции как профессии.
3. Понятие, различные подходы к определению правового сознания. Компоненты правового сознания юристов.
4. Единство и борьба личности юриста и необходимости в профессиональной деятельности юриста.
5. Понятие личности. Различные классификации типов личности. Их значение для юриста.
Юридический позитивизм привлекал внимание ученых простотой и ясностью своих положений. Казалось, что юристы в лице этой теории наконец-то определили предмет своего научного интереса – исследование действующего законодательства, принятого государством в соответствии с установленными законодательными процедурами, и метод научного исследования – формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Для многих юристов стало очевидным, что нет и не может быть для них иной критики законов кроме как формальной критики и любые ссылки на несоответствие закона нормам иного порядка недопустимы.
Первыми представителями юридического позитивизма принято считать Джереми Бентама (1748—1832) и Джон Остина (1790—1859), труды которых и сегодня признаются авторитетными источниками. Так же яркими представителями данного течения стали Карл Бергбом, а так же, в определенной мере, Рудольф фон Иеринг со своей «юриспруденцией интересов» и Адемар Эсмен с «национальным суверенитетом».
Иеремия (Джереми) Бентам
Иеремия (Джереми) Бентам (15 февраля 1748 – 6 июня 1832) - английский правовед и философ-моралист конца XVIII-начала XIX в., основатель утилитаризма.3
Правовое учение Джереми Бентама привлекает внимание исследователей с момента его появления, и по сей день. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. Идеи мыслителя стали ценными для каждой отрасли права, ведь их лейтмотив – обновление и гуманизация законодательства, повышение его эффективности.
Разумней определить дату зарождения юридического позитивизма годами творчества И. Бентама, воззрения которого на сущность права находятся в рамках данного течения. Так с позиций юридического позитивизма Бентам критикует теорию естественного права, называя ее «фикцией», «метафорическим выражением», «фантомом», «грандиозным ничто». Он также яростно нападает и на теорию естественных неотчуждаемых прав человека, что отражено в работе «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во время Французской революции». Центральной идеей бентамовской критики является мысль о том, что не существует естественных и неотчуждаемых прав, т.е. прав, предшествующих появлению государственной власти и позитивных законов, – прав, на которые она не может покушаться. Используя игру слов, Бентам называет такие права одновременно «ante-legal» и «anti-legal» , т. е. дозаконными и противозаконными. Сущность закона была изучена им в произведении «О законах вообще». В этой работе Бентам дал оригинальное определение понятию «закон»: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определённой ситуации поведения лица или группы лиц, подчинённых (или считающихся подчинёнными) его власти. Это воление нацелено по своей сути на ожидание конкретных последствий, наступление которых оно подразумевает. Такое провозглашение в данной ситуации станет средством для осуществления этого воления, а последствия, которые оно имеет в виду, выступят мотивом для тех, о чьём поведении идёт речь».4
Не меньшее влияние
оказало учение Джереми Бентама
на политико-правовую мысль. Его учение
предвосхищало школу
Джон Остин
Намного чаще возникновение
юридического позитивизма связывают
с творчеством английского
В творчестве английского правоведа совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт).5
Право, по Остину, относительно определенная, обозреваемая совокупность правил. Если, по представлениям Бентама, право следует воспринимать как совокупность законов, изданных или одобренных сувереном для регулирования поведения класса лиц, находящихся под ее властью, то согласно Остину, такого суверена можно представить в виде не только лица, но и учреждения, которое формально является сувереном для подвластных в политическом обществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. В конструкции Дж. Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина, «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Так, приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма – норма позитивного закона.
Джон Остин не признавал естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности. Суть юридико-позитивистского подхода передается тезисом – «закон есть закон» – негативное отношение к естественным и неотчуждаемым правам, к любым конструкциям, признающим, что существует более разумное право и государство, являющее собой эталон для сопоставления, признание нормального общения между людьми краеугольным камнем в громадном здании государственности.
В соответствии с концепцией Остина право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами – таковы законы, установленные Богом, и законы, установленные людьми.
Правда, среди законов, установленных людьми не все можно безоговорочно отнести к праву в строгом смысле, например, правила, установленные лицами и учреждениями, не являющимися суверенами. К этому же разряду Остин относит правила, установленные общественным мнением (к их числу он относит и нормы международного права), а так же правила моды, правила этикета и законы чести. Всем вышеперечисленным видам, не согласующимся с правом в строгом смысле, правовед определяет термином «позитивная мораль».6
Право в широком смысле включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. Дж. Остин читает, что противоречие между позитивным правом и моралью не лишает право его свойств и качеств. Право обособляется от морали, так как юриспруденция – это исключительно позитивное право, вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое.
Обращаясь к правотворческой роли суда и судей Остин склонялся к тому, что решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном (с молчаливого согласия).
Связав природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти.
Рудольф фон Иеринг
Одной из самых заметных
фигур в европейской
Однозначную характеристику его творчества дать трудно, т.к. оно делится на два этапа:
первый – примерно до середины 50-х гг. XIX века, когда он находился на позициях «юриспруденции понятий», суть которой – выведение (дедукция) конкретных правоположений из общих понятий, которые являются источником знания.
второй – с середины 50-х гг. XIX столетия, когда он разрабатывал «юриспруденцию интересов» (где отрицалась логика, а приоритет признавался за жизненными ценностями и реальными интересами людей).7
Методология познания права и государства опирается на описание, классификацию, и анализ фактов. Работы «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве» и «Борьба за право» отражают оба периода.
В работе Иеринга рассматриваются истоки и общее понятие права. Отправной пункт рассуждений таков: «Цель есть творец всего права». Теологическая трактовка права приводит к Р. Иеринга к постановке вопроса о субъекте целеполагания. Демиургом права, по Иерингу, выступает не всякое, а лишь государственно-организованное общество. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: «Государство – единственный источник права».
Право, по Иерингу, характеризуется со стороны:
содержания – как совокупность
субъектов социального
формы – как суммы общеобязательных норм поведения.
Теоретического разграничения
права и закона не существует. Он
считает, что право первоначально
имеет односторонне-
Карл Бергбом
Юридический позитивизм получил наиболее широкое обоснование в работе немецкого юриста Карла Бергбома (1849 - 1927). В своей книге “Юриспруденция и философия права” (1892 г.) он выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное, а предполагаемое или желательное право.
В соответствии с теорией К. Бергбома, наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта, а теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.
Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством. Так, естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Единственно реальное право лишь то, которое выражено в законе. «Сущность любого права состоит в том, что оно действует». Норма – альфа и омега права, его начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права.9
Адемар Эсмен
На началах юридического позитивизма строились также концепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии. Характерным представителем такого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 – 1913 гг.). Он являлся представителем юридической школы государствоведения, суть которой сводится к выведению государства из конституции формально-правовыми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от социологии.
В своей книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.) Эсмен утверждал, что конституционное право и социология имеют абсолютно различные области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Соответственно этому Эсмен дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации; оно является субъектом и воплощением общественной власти». Обращая внимание исключительно на формально-правовую сторону, Эсмен утверждал, что современное представительное государство, где провозглашено равенство всех перед законом, служит не какому-либо одному классу или сословию, а всему обществу: «Национальный суверенитет – это, в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы».
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"