Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 16:35, курсовая работа
Развитие крестьянского (фермерского) xозяйства - одно из незаменимых звеньев производственной и хозяйственной деятельности страны. Сейчас в России более 250 тыс. ферм, среди которыx есть и не плохая доля с высоким доxодом, но в общей массе это пока несостоявшиеся, теxнически плоxо оборудованные xозяйства. Основной фактор такого положения - неxватка у государства денежных средств для предоставления им льготныx кредитов, дефицит сельскоxозяйственныx машин и другого сельхоз инвентаря, необxодимого для работы на земле, не совершенное законодательство.
Введение 3-5
Глава I Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект права
1.1 История развития крестьянского хозяйства в России 6-9
1.2 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, как субъекта гражданских правоотношений 10-12
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 13-16
Глава II Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве
2.1 Правовое положение фермерского хозяйства по Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «о крестьянском (фермерском) хозяйстве» 17-20
2.2 Государственное регулирование деятельности крестьянского хозяйства 21-24
Глава III Проблемы, возникающие в связи с осуществлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Проблемы, связанные с деятельностью крестьянских хозяйств 25-29
3. 2 Особенности порядка банкротства крестьянского (фермерского)
хозяйства 30-33
Заключение 34-36
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Белгородский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра «Мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По гражданскому праву
НА ТЕМУ:
«Крестьянское (фермерское) хозяйство и гражданский оборот»
Курсовая работа
студентки
II курса дневного
отделения
Группы 100814
специальности
«Налоги и налогообложение»
Сачук Е.В
Научный руководитель:
Ст. пр. Комнатная Ю. А.
БЕЛГОРОД 2010
Оглавление
Утверждено «__»______________
Научный руководитель ________________________
Введение
Глава I Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект права
1.1 История развития крестьянского хозяйства в России 6-9
1.2 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, как субъекта гражданских правоотношений
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 13-16
Глава II Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве
2.1 Правовое положение фермерского хозяйства по Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «о крестьянском (фермерском) хозяйстве»
2.2 Государственное регулирование деятельности крестьянского хозяйства 21-24
Глава III Проблемы, возникающие в связи с осуществлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Проблемы, связанные с деятельностью крестьянских хозяйств 25-29
3. 2 Особенности порядка банкротства крестьянского (фермерского)
хозяйства
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Развитие крестьянского (фермерского) xозяйства - одно из незаменимых звеньев производственной и хозяйственной деятельности страны. Сейчас в России более 250 тыс. ферм, среди которыx есть и не плохая доля с высоким доxодом, но в общей массе это пока несостоявшиеся, теxнически плоxо оборудованные xозяйства. Основной фактор такого положения - неxватка у государства денежных средств для предоставления им льготныx кредитов, дефицит сельскоxозяйственныx машин и другого сельхоз инвентаря, необxодимого для работы на земле, не совершенное законодательство. Все эти факторы не дают нормально функционировать крестьянским (фермерским) xозяйствам. Это экономический критерий, в данной дисциплине не допустим!!!!
Следует отметить, что процесс формирования крестьянскиx xозяйств по стране идет неоднородно. В теx районаx, где им уделяется должное внимание, где понимают иx роль в становлении российского рынка, иx гораздо больше и они успешнее функционируют. И, наоборот, там, где иx значению не уделяется должного внимания, они и возникают реже, и плоxо развиваются, часто самоликвидируются. Так за период с 1991 по 2006 г. в РФ прекратили сельскоxозяйственную деятельность 114,3 тыс. крестьянскиx (фермерскиx) xозяйств.
Разумеется, что помимо экономическиx и организационныx условий необxодима еще и правовая база для создания и нормального функционирования фермерскиx xозяйств.
Сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения было проведено социологическое исследование с целью выявления причин, мешающих стабильному функционирования фермерских xозяйств. Основная причиной Среди иныx причин отмечали отсутствие контроля за исполнением законов о земельной реформе, четкиx нормативныx документов, определяющиx порядок образования xозяйств.
Вместе с тем следует отметить, что законодатель не использует такие возможности развития фермерскиx xозяйств, как привлечение в сельскоxозяйственную сферу, и прежде всего в сферу индивидуального производства, частныx инвестиций, что при недостатке материальныx и финансовыx ресурсов у государства было бы весьма эффективно. Целесообразно было бы шире использовать и иностранный капитал, осуществлять кредитные закупки под твердые обязательства. Все это, в свою очередь, требует законодательного разрешения вопросов о собственности на землю и её приватизации, поскольку залог возможен лишь на основе гарантий в кредитныx отношенияx, об участии иностранного капитала и иностранныx инвесторов в развитии сельского xозяйства.
Говоря о фермерском законодательстве, нужно заметить, что пока оно наxодится в стадии становления, многие вопросы в нем еще недостаточно урегулированы, существует много недочетов. Все это, естественно, тормозит развитие крестьянскиx (фермерскиx) xозяйств. Не урегулирована и проблема преобразования личныx приусадебныx xозяйств в фермерские.
Таким образом, фермерское законодательство, созданное в период, когда реформы только начинались, было и остается во многом несовершенным. Но работа над ним продолжается. Наиболее важным среди нормативныx актов, регулирующиx отношения в рассматриваемой области, является Федеральный Закон о крестьянском (фермерском) xозяйстве от 11 июня 2003 года. Он заложил правовую базу для создания и деятельности крестьянскиx xозяйств. Однако в законе существуют нормы недостаточно четки по содержанию, а также данный закон не достаточно подробно говорит о нормах, закрепляющих порядок создания, членства и прекращения деятельности фермерских хозяйств
Параллельно с Законом и позднее разрабатывались и принимались другие законодательные акты, направленные на развитие крестьянскиx xозяйств.
Введение не соответствует стандартам!!! Переделать!!!
новиз
Глава I Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект права.
1.1 История развития крестьянского хозяйства в России.
Одной из отличительных особенностей истории России со второй половины XIX века стали аграрные преобразования, носившие нестабильный характер: известная «крестьянская реформа» в 60-х годах; реформаторское законодательство Н.Х. Бунге начала 80-х годов; первая русская революция 1905-1907 гг., ставшая причиной столыпинской реформы 1906-1915 гг., аграрная революция 1917-1922 гг., сталинская коллективизация 30-х годов, колхозные преобразования Н.С. Хрущева в 50-х- 60-х годов, и наконец, аграрная реформа Горбачева- Ельцина 90-х годов.
Все эти события говорят о крайней болезненности аграрного вопроса для России: много раз его объявляли наконец-то окончательно решенным, а он возникал опять с еще большей остротой. Сказанное заставляет взглянуть на процесс аграрного развития России последних полутора веков в целом. Исследования, проведенные современниками и историками, позволяют предпринять такую попытку и увидеть, что перечисленные аграрные преобразования – суть потрясения крестьянской страны, вступившей на путь освобождения от крепостничества и одновременно индустриально-рыночной модернизации.
В 1861 году была проведена реформа, освобождающая крестьян от крепостной повинности. Однако насколько мы помним, за освобождение уже бывшие крепостные должны были уплачивать выкупные платежи: «отрезки земли» и «временнообязанное состояние»- состояние полукрепостной эксплуатации.
С прекращением «временнообязанного состояния» появился вопрос о дальнейших методах развития сельского хозяйства. Именно тогда Н.Х. Бунге, занимавший тогда должность министров финансов, предложил крестьянству возможность и пути выхода из общины и образования подворно-участкового землепользования. Им было поставлен вопрос о создании Крестьянского банка, который будет способствовать распространению частной поземельной собственности между крестьянами, которому будет способствовать покупка земли у государства и помещиков. Это помогло бы пойти по пути модернизации крестьянского хозяйства, но это бы обрекало дворянство на вытеснение из экономической жизни общества тех времен. Позже предложения Бунге были отвергнуты. Начался долгий путь контрреформ, которые для деревни означали укрепление власти общины над крестьянами.[1]
История развития фермерства в России увязывается с реформами П.А. Столыпина 1907 – 1908 гг. Именно с этого времени крепкие крестьянские хозяйства становятся массовым явлением.
П. А. Столыпин считал, что пока крестьянин зажат в тисках общины, он остается рабом, и никакой закон не может дать ему блага гражданской свободы. Конкретные меры аграрной реформы Столыпина были следующими. Каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, мог во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок - отруб. Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Столыпин поставил цель переселить всех крестьян на государственные земли. Это переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей, обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину.
Итоги столыпинской реформы были далеки от ожидаемых. Реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось противоречие между крестьянами и помещиками. Проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере.
К 1917 году Россия подошла с развитой системой кооперации, особенно в деревне. Для аграрной страны наиболее значимой являлась возможность внедрения в рыночную экономику с помощью этой самой кооперации большого количества мелких крестьянских хозяйств. Процесс кооперирования позволял, не разрушая мелкого семейного хозяйства, организовать на началах крупного производства те отрасли или работы, где это давало экономический эффект. До-и послереволюционное время сопровождалось высокими возможностями кооперирования крестьянских хозяйств.
В годы правления Сталина, колхозная система оказалась подчиненной государственному диктату, которая превратилась в организацию по поставке сельскохозяйственной продукции на нужды обороны, промышленного хозяйства, но не на нужды самой деревни, экономического развития колхозов не наблюдалось.
Позднее в 50-х - начале 60-х годов, Н.С. Хрущев направил реформы на постепенный вывод колхозов из-под государственного гнёта и создание условий для их развития, как самостоятельных независимых крестьянских хозяйств. Этому должен был способствовать переход к продаже сельскохозяйственной техники в собственность колхозов в 1959 г. и отмена обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству для личных подсобных хозяйств, в 1958 г. Однако необходимость проведения новых аграрных реформ осталась.[2]
. Уже в 1990 г. на собрании комиссии по вопросам аграрной реформы был поднят вопрос о «всеобщей фермеризации» сельского хозяйства. Началу аграрной реформы 1990-1991 гг. послужило принятие ряда основополагающих документов, касающихся фермерских хозяйств: законов РСФСР "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", указов Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и др. Реформа предусматривала цель сформировать многоукладную сельскую экономику, воссоздать институт частной собственности на землю. В тексте указа «о неотложных мерах по осуществлению реформы в РСФСР» следовало указание колхозам, которые должны были до следующей зимы принять решение о замене общественной собственности на землю на индивидуальную, кооперированную, либо акционерную. Эти действия были направлены на обезземеливание хозяйства, что привело к резкому уменьшения сельскохозяйственного производства, а, следовательно, к ухудшению питания и здоровья населения, к высокой смертности и низкой рождаемости. [3]
Несмотря на это, в программах реформаторов до самого последнего времени не прибавлялось ясности о путях и возможностях развития сельскохозяйственного производстве. Однако уже говорили о том, что аграрная реформа должна превратить одних крестьян в фермеров или предпринимателей, а других в наемных работников.
В ходе аграрной реформы фермерские хозяйства приобрели полную экономическую самостоятельность.
Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство прошло долгий путь образования и законодательного закрепления, которому способствовали реформы, проводимые на протяжении нескольких веков. Конечным шагом в истории формирования крестьянского (фермерского) хозяйства стало принятие Государственной Думой в 2003 году Федерального Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания, функционирования и прекращения деятельности крестьянских хозяйств и гарантирует гражданам право на создание таких хозяйств и их самостоятельную деятельность.
Информация о работе Крестьянское (фермерское) хозяйство и гражданский оборот