Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 16:35, курсовая работа
Развитие крестьянского (фермерского) xозяйства - одно из незаменимых звеньев производственной и хозяйственной деятельности страны. Сейчас в России более 250 тыс. ферм, среди которыx есть и не плохая доля с высоким доxодом, но в общей массе это пока несостоявшиеся, теxнически плоxо оборудованные xозяйства. Основной фактор такого положения - неxватка у государства денежных средств для предоставления им льготныx кредитов, дефицит сельскоxозяйственныx машин и другого сельхоз инвентаря, необxодимого для работы на земле, не совершенное законодательство.
Введение 3-5
Глава I Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект права
1.1 История развития крестьянского хозяйства в России 6-9
1.2 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, как субъекта гражданских правоотношений 10-12
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 13-16
Глава II Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве
2.1 Правовое положение фермерского хозяйства по Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «о крестьянском (фермерском) хозяйстве» 17-20
2.2 Государственное регулирование деятельности крестьянского хозяйства 21-24
Глава III Проблемы, возникающие в связи с осуществлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Проблемы, связанные с деятельностью крестьянских хозяйств 25-29
3. 2 Особенности порядка банкротства крестьянского (фермерского)
хозяйства 30-33
Заключение 34-36
Список используемой литературы
Неоднозначно складывается практика по вопросу привлечения главы фермерского хозяйства – предпринимателя к ответственности по обязательствам, возникшим в период деятельности фермерского хозяйства. В некоторых случаях суд признает незаконными действия судебного пристава по наложению ареста на личное имущество главы хозяйства, поскольку взыскание должно осуществляться за счет имущества крестьянского хозяйства, представляющего собой объединение граждан, являющихся собственниками имущества хозяйства.[18] Обоснованием такой позиции является ссылка на ст. 23,24 Гражданского кодекса РФ, согласно которым глава фермерского хозяйства признается предпринимателем и в этом качестве должен нести ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Представляется, что для такого подхода нет оснований, ведь в соответствии с Гражданским кодексом РФ индивидуальный предприниматель является основным должником, он отвечает по своим собственным обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью. Глава же фермерского хозяйства, как отмечалось выше, не является индивидуальным предпринимателем в буквальном смысле этого слова, а лишь признается таковым[19] в целях наделения его рядом представительских и организационных функций. Он действует не от себя лично, а от имени хозяйства. Следовательно, возлагать на главу хозяйства дополнительную ответственность было бы несправедливо.
Довольно актуален и вопрос правопреемства в случае приведения статуса фермерского хозяйства - юридического лица в соответствие с ГК РФ. Согласно письму ФНС от 27 мая 2005 г. №ЧД-6-09\439 «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц» приведение статуса крестьянского хозяйства в соответствие с Гражданским кодексом РФ квалифицируется как действие регистратора по исключению сведений о фермерском хозяйстве – юридическом лице из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в связи с включением в единый государственный реестр индивидуального предпринимателя- главы данного хозяйства. Однако согласно ст. 44 НК РФ, прекращение обязательств налогов возможно лишь в случае ликвидации юридического лица. Из этого следует, что приведение статуса крестьянских хозяйств в соответствие с действующим гражданским законодательством не прекращает обязательств по уплате налогов, а также за хозяйством остается полный комплекс прав и обязанностей, как в случае универсального правопреемства. Следует учитывать, что участником споров является не индивидуальный предприниматель, а коллективный субъект права- фермерское хозяйство, собственниками имущества которого являются все члены такого хозяйства, включая и главу.
Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является принцип неделимости земельного участка. Согласно п.2 ст.258 Гражданского кодекса РФ, земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Из этого следует и запрет продажи крестьянским хозяйством части принадлежащего ему участка.
Но даже если никакого ущерба для производственной деятельности крестьянского хозяйства от такого раздела участка не будет, его не зарегистрируют органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку нарушаются правила п. 2 ст. 258 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 ст. 9 Федерального Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Однако согласно ст.258 Гражданского кодекса РФ, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям земельный участок подлежит разделу.
Статья 258 Гражданского кодекса РФ содержит отсылку к земельному законодательству, которой надлежит руководствоваться при разделе земельного участка наряду с Гражданским кодексом РФ. Но проблема состоит в том, что земельный участок подлежит разделу далеко не во всех случаях прекращения деятельности крестьянского хозяйства. [20]
Кроме того, даже тогда, когда участок делится, ряд вопросов остается неурегулированным. В частности, представляется неясным правовой режим тех участков, которые образуются в результате раздела. Средний размер земельного участка в крестьянском хозяйстве на сегодняшний день - примерно 48 га, но есть и участки площадью несколько сотен га. Если такой участок разделить на 3-5 или более частей (в зависимости от числа членов крестьянского хозяйства), то каково будет разрешенное использование этих участков, ведь крестьянское хозяйство свою деятельность прекратило, а для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства участки такого размера (в десятки и сотни га), как правило, не выделяются.
Между тем имеются следующие особенности распоряжения земельными участками крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, ст.63 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"[21] предусматривает, что ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель крестьянских (фермерских) хозяйств не допускается, т.е. залог этих земель запрещен. Кроме того, распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства.
Итак, выступление в гражданском обороте в качестве субъекта права с наличием права собственности членов на имущество фермерского хозяйства, семейный признак, обязанность членов хозяйства лично участвовать в его деятельности, запрет для юридических лиц выступать участниками крестьянского хозяйства позволяет отграничить хозяйство от других субъектов права и считать его самостоятельной формой предпринимательской деятельности наряду с физическими и юридическими лицами.
3.2 Особенности порядка банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
Еще одной, не менее важной проблемой является порядок банкротства фермерских хозяйств. Как было сказано ранее банкротство хозяйств осуществляется по нормам, закрепленным в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Так, если у хозяйства, действующего без образования юридического лица, есть неисполненные обязательства и не достаточно имущества для их погашения, то фермерское хозяйство подлежит ликвидации в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». В то же время, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ликвидация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, то есть действует уведомительная процедура, и для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении фермерского хозяйства достаточно предоставить заявление, документ об уплате государственной пошлины и решение членов хозяйства о ликвидации крестьянского хозяйства. При это согласно ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указанный перечень документов является исчерпывающим.
Таким образом, действующее законодательство не запрещает фермерскому хозяйству прекратить свою деятельность независимо от наличия неисполненных обязательств. Известны случаи, когда глава фермерского хозяйства, не исполнив обязательств по погашению кредита, ликвидировал хозяйство и представил в суд выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении фермерского хозяйства, на основании которой суд, руководствуясь ст. 27, 150 Арбитражного Процессуального кодекса РФ, производство по делу прекратил.[22] В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства прекращаются надлежащим исполнением. Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по налоговым платежам считается исполненной после уплаты налога либо прекращается с ликвидацией юридического лица. Из указанных норм следует, что ликвидация фермерского хозяйства не влечет прекращение неисполненных обязательств. Соответственно кредиторы вправе рассчитывать на взыскание задолжности.
Согласно ст. 221 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», в случае признания арбитражным судом фермерского хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу фермерского хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов хозяйства недвижимое имущество, а также право аренды принадлежащего фермерскому хозяйству земельного участка и иные принадлежащие хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. При этом, специально подчеркивается, что имущество, принадлежащее главе хозяйства и членам хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства, не включаются в конкурсную массу.
Учитывая главу X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует банкротство гражданина, необходимо признать, что к банкротству крестьянских (фермерских) хозяйств, не утративших статус юридических лиц, должны применяться положения о банкротстве сельскохозяйственных организаций.[23]
Далее следует отметить, что в юридическом смысле под банкротством крестьянского (фермерского) хозяйства, не являющегося юридическим лицом, в настоящее время можно понимать банкротство главы крестьянского (фермерского) хозяйства[24]
В тех же случаях, когда законодатель говорит об управлении крестьянским (фермерским) хозяйством при осуществлении процедур банкротства, то, как представляется, он имеет в виду управление имуществом, названным в ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Определение крестьянского (фермерского) хозяйства позволяет предположить, что после вступления в силу положений о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, несостоятельными при наличии оснований могут быть признаны все его члены, а не только глава фермерского хозяйства.
Вместе с тем независимо от того, привлечены члены крестьянского (фермерского) хозяйства к участию в деле о банкротстве или нет, они вправе оспаривать в установленном порядке действия конкурсного управляющего, связанные с реализацией их имущества.
Также в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.
В отличие от процедур банкротства, применяемых при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина, к крестьянскому (фермерскому) хозяйству применяется процедура внешнего управления.
Учитывая сезонный характер работ фермерского хозяйства, статья 169 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отражает особенности внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством. Главе хозяйства за 2 месяца с момента принятия арбитражным судом заявления о признании крестьянского хозяйства банкротом дано право представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности хозяйства (по общему правилу эта возможность есть только у собрания кредиторов). Если данные действия по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ позволяют крестьянскому хозяйству погасить обязанности по денежным обязательствам и, арбитражным судом будет введено так называемое внешнее управление фермерским хозяйством.
Внешнее управление вводится на срок до окончания периода сельхоз работ при учете времени, которое необходимо для реализации произведенной продукции. Этот срок не может превышать общий срок, установленный п.4 ст. 68 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (12 месяцев и может быть продлен не более чем на шесть месяцев) более чем на три месяца. Если за время внешнего управления произошел спад и ухудшение финансового состояния хозяйства в связи неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен.
Есть особенности и в требованиях, предъявляемых к кандидатуре внешнего управляющего фермерским хозяйством. Внешним управляющим может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой фермерского хозяйства с согласия внешнего управляющего.
Таким образом, одним из случаев прекращения фермерского хозяйства является несостоятельность (банкротство) такого хозяйства. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет нормы, которыми следует руководствоваться при несостоятельности хозяйства, одной из которых является процедура внешнего управления.
Заключение
Цель данной работы было показать уникальность крестьянского (фермерского) хозяйства, как субъекта права. В организационно-правовой иерархии фермерские хозяйства заняли свою позицию совсем недавно после аграрной реформы 1990-х годов. С этого времени законодательство, регулирующее деятельность хозяйств совершенствуется, правовое положение крестьянских хозяйств также изменилось, увеличивается и государственная поддержка хозяйств, как субъектов малого предпринимательства. Уникальность хозяйств заключается и в семейном признаке присущем данному виду хозяйствования, а объединение граждан, не связанных степенью родства, для создания хозяйства скорее исключение из общих правил. Членство в фермерском хозяйстве основывается на доверии, согласии и праве общей собственности, что означает совместное владение и пользование имуществом членами фермерского хозяйства.
Фермерское хозяйство, как субъект малого предпринимательства учувствует в государственной программе по поддержке малого и среднего предпринимательства, целями которой является:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
Информация о работе Крестьянское (фермерское) хозяйство и гражданский оборот