Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 16:35, курсовая работа
Развитие крестьянского (фермерского) xозяйства - одно из незаменимых звеньев производственной и хозяйственной деятельности страны. Сейчас в России более 250 тыс. ферм, среди которыx есть и не плохая доля с высоким доxодом, но в общей массе это пока несостоявшиеся, теxнически плоxо оборудованные xозяйства. Основной фактор такого положения - неxватка у государства денежных средств для предоставления им льготныx кредитов, дефицит сельскоxозяйственныx машин и другого сельхоз инвентаря, необxодимого для работы на земле, не совершенное законодательство.
Введение 3-5
Глава I Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект права
1.1 История развития крестьянского хозяйства в России 6-9
1.2 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, как субъекта гражданских правоотношений 10-12
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 13-16
Глава II Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве
2.1 Правовое положение фермерского хозяйства по Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «о крестьянском (фермерском) хозяйстве» 17-20
2.2 Государственное регулирование деятельности крестьянского хозяйства 21-24
Глава III Проблемы, возникающие в связи с осуществлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Проблемы, связанные с деятельностью крестьянских хозяйств 25-29
3. 2 Особенности порядка банкротства крестьянского (фермерского)
хозяйства 30-33
Заключение 34-36
Список используемой литературы
Как видно из определения фермерского хозяйства, главными видами его деятельности являются производство, переработка, транспортировка (хранение) и реализация сельскохозяйственной продукции. Участники хозяйства самостоятельно, по соглашению определяют виды его деятельности, объемы производства, исходя из собственных интересов.
Новый закон содержит указание на то, что фермерское хозяйство- это именно «объединение граждан» это говорит нам о том, что это не индивидуальная предпринимательская деятельность только главы хозяйства, а совместная предпринимательская деятельность всех членов хозяйства. Таким образом, фермерское хозяйство можно рассматривать как семейно-трудовое объединение, которое с одной стороны, основано на родственных (семейных) связях, а с другой, на совместном участии в ведении сельскохозяйственного производства.
Согласно ст.3 Федерального Закона РФ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов. Однако в состав хозяйства может входить не более трех семей родственников.
Кроме того, допускается участие в крестьянском хозяйстве лиц, не состоящих в родственных отношениях с главой хозяйства, но установлен также и максимум такого участия – не более 5 человек. Данные ограничения направлены на то, чтобы круг участников хозяйства не расширялся до бесконечности.
Причем данные количественные нормы применимы только к членам крестьянского хозяйства, а не к наемным работникам; по их числу закон не содержит ограничений.
По соглашению членов крестьянского хозяйства один из членов хозяйства становится главой этого хозяйства. С одной стороны, он такой же участник хозяйства, как и все остальные, а с другой, на него возлагаются ряд организационных и представительских функций. Глава фермерского хозяйства организует деятельность фермерского хозяйства; без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности; осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства; осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.[10]
Именно в целях представительства интересов хозяйства в отношениях с третьими лицами, глава фермерского хозяйства получает статус индивидуального предпринимателя, ведь самостоятельной предпринимательской деятельности, отличной от деятельности фермерского хозяйства, его глава не осуществляет.[11]
Прием новых членов в крестьянское хозяйство осуществляется по взаимному согласию участников хозяйства и на основании заявления гражданина в письменной форме. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.[12] Члены хозяйства могут добровольно выйти из него. Членство участника в фермерском хозяйстве прекращается также в связи с его смертью.
Если фермерское хозяйство состоит не из одного главы, а включает в себя и других членов хозяйства, то требуется заключения между ними соглашения. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального Закона РФ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 30.10.2009 N 239-ФЗ), это соглашение должно содержать сведения: о членах фермерского хозяйства; о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства и порядке управления фермерским хозяйством; о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. В соглашение могут включаться и иные условия, не противоречащие гражданскому законодательству.
В соответствии с Гражданским кодексом и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имущество фермерского хозяйства признается общей совместной собственностью его членов, однако соглашением между членами хозяйства может быть установлен иной режим собственности (долевая, раздельная). Однако, режим имущества, отличный от режима совместной собственности, может быть установлен не только договором, но и законом.
Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены ст. 21-22 Федерального Закона РФ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 30.10.2009 N 239-ФЗ). Фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда.
Из вышесказанного ясно, что крестьянское хозяйство может прекратить свою деятельность как в добровольном порядке, то есть по соглашению членов хозяйства, так и в принудительном (по решению суда, при банкротстве).
Итак, фермерское хозяйство имеет специфический статус в гражданском праве. В настоящее время существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты создания, процесса деятельности и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства.
2.2 Государственное регулирование деятельности крестьянского хозяйства.
Эффективное функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств довольно сильно зависит от «помощи» государства. И такая помощь в настоящее время предоставляется в основном через нормативно-правовые акты, закрепляющие специфику предоставления земель крестьянским хозяйствам, привилегии в сфере налогообложения и создают иные благоприятные условия для хорошего функционирования фермерских хозяйств.
Как известно, деятельность фермерских хозяйств невозможна без земли. Вопросы наделения фермеров земельными участками урегулированы в Федеральном Законе РФ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» довольно подробно. Это обусловлено тем, что п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ прямо предусматривает, что гражданам, изъявившим желание вести фермерское хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При этом когда речь идет о «предоставлении» земельного участка для ведения фермерского хозяйства , то имеются в виду земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Приобретение земельных участков по гражданско-правовым основаниям регулируется гражданским законодательством с учетом Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».[13]Данный закон предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются, как в собственность, так и в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).[14] Земли, предоставленные для ведения крестьянского хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного производства – выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса, сенокоса, размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, жилых строений. Землепользование является платным.
Общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в ст. 30-33 Земельного кодекса РФ.
Получив в регистрационной палате документ, удостоверяющий право на земельный участок (собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда) фермер имеет право распоряжаться этим земельным участком в соответствии с требованиями законодательства.
При формировании вновь образуемого земельного участка необходимо соблюдать требования п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о соблюдении минимального размера таких земельных участков, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации, за исключением случаев образования земельного участка фермерского хозяйства, основной деятельностью которого является садоводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения работ по формированию земельного участка определен в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 Руководителем Федеральной службы земельного кадастра Росси 17 февраля 2003 года.
Государство осуществляет помощь фермерским хозяйствам и в сфере кредитования. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года №999 «О предоставлении в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2005-2009 годах» утверждены прилагаемые Правила предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2005-2009 годах на срок до 8 лет. Установлено, что Министерство Сельского хозяйства РФ вправе перечислить в I квартале очередного финансового года в бюджеты субъектов РФ субсидии в размере 30% определяемого этим министерством объема средств, предусмотренных для предоставления указанных субсидий, на основании заявок Субъектов РФ о необходимости перечисления аванса.[15]
Как было замечено, фермерские хозяйства имеют некоторые привилегии и в сфере налогообложения. Так полностью от земельного налога освобождаются:
1. граждане, которые впервые создают фермерские хозяйства - на пять лет с момента предоставления им земельных участков;
2. инвалиды, а также граждане, полностью освобожденные от уплаты подоходного и всех других видов налогов;
3. хозяйства, которые получили нарушенные земли для сельскохозяйственного производства, и которые требуют рекультивации, - на первые 10 лет пользования;
4. хозяйства, расположенные на землях, занятых полосами слежения вдоль государственной границы Российской Федерации;
5. участники Великой Отечественной войны;
6. земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства. Если эти земли сдаются крестьянскому хозяйству в аренду для размещения торговой точки, то арендная плата взимается;
7. А также граждане, занимающиеся традиционным промыслом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.[16]
Итак, Правительство РФ оказывает значимую поддержку фермерским хозяйствам в сфере налогообложения, приобретения земель, кредитования и некоторых других. Данная поддержка достаточно ощутима и помогает крестьянским хозяйствам стабильно функционировать, закрепляться на рынке сельскохозяйственной продукции.
Глава III Проблемы, возникающие в связи с осуществлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
3.1 Проблемы, связанные с деятельностью крестьянских хозяйств.
В настоящее время существует множество споров по поводу правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства. Во-первых, это проблемы изменения правового статуса фермерского хозяйства и приведение его в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
Статус фермерского хозяйства изменился с принятием части первой Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ, глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства, то есть фермерское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. Однако, признание главы хозяйства предпринимателем привело к возникновению противоречий. Несмотря на особый статус главы, имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности. На практике, где субъектом правоотношений фермерского хозяйства признается глава этого хозяйства - предприниматель. Он же ставится на учет в налоговой инспекции, бюджетных и внебюджетных фондах. Правомерность таких действий подтверждена в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 года № 18-П, где сделан вывод, что понятие «фермерское хозяйство» не согласуется с организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренными в Гражданском кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ, следовательно, плательщиком налогов в бюджет и внебюджетные фонды надлежит признать главу фермерского хозяйства. На практике, если фермерское хозяйство – юридическое лицо, то по обязательствам связанным с использованием земельного участка отвечает само хозяйство, а не его глава, так как субъектом, осуществляющим сельскохозяйственное производство, является хозяйство, поэтому землепользователем признается не глава, а само фермерское хозяйство – юридическое лицо.[17]
Информация о работе Крестьянское (фермерское) хозяйство и гражданский оборот