Лекарственная помощь в системе социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения.

Содержание работы

Введение -3
Глава 1 Лекарственное обеспечение в России- 4
1.1.Общая характеристика
1.2.Условия назначения
Глава 2 Льготы в обеспечении граждан лекарственной помощью -7
2.1.Особенности начисления
2.2 Бесплатная лекарственная помощь.
2.3 Лекарственная помощь, предоставляемая гражданам со скидкой
2.4 Основные задачи Стратегии
2.5.Реализация Стратегии лекарственного обеспечения
Меры, направленные на реализацию поставленных задач Стратегии.
Глава 3.Нормативное правовое обеспечение реализации Стратегии -14
3.1.Ожидаемые результаты реализации Стратегии
3.2. Долгосрочные перспективы и результаты реализации Стратегии
лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации
3.3. Источники и механизмы финансирования мероприятий Стратегии
Вывод
Список литературы -17

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)
  1. Разовые, суточные и курсовые дозы при назначении лекарственных препаратов определяются лечащим врачом исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания согласно стандартам медицинской помощи.

  1. Назначение лекарственных препаратов (наименование препаратов, разовая доза, способ и кратность приема или введения, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения лекарственных препаратов) фиксируется в медицинских документах больного.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (Определение дано в пункте 15 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Лечащий врач или работник аптечного пункта могут предлагать замену лекарственного препарата на препарат аналогичного действия в пределах одного и того же международного непатентованного наименования. Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» предусмотрено назначение и выписывание лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН), при его отсутствии – по группировочному наименованию, а в случае отсутствия у препарата МНН или группировочного наименования – по торговому наименованию. Данная норма вводится с целью исключения возможности выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией, что прямо запрещено пункте 2 части 1 статьи 74 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», таким образом, устраняется коррупционный фактор.

Что касается различий в эффективности и безопасности препаратов с одинаковым МНН, то Министерство системно подходит к решению данной проблемы. В настоящее время Правительством РФ одобрена Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025г. Одной из важнейших ее составляющих является ревизия фармацевтического рынка. Предстоит пересмотреть весь спектр лекарственных средств, оригинальных препаратов и их аналогов, последовательно вывести с рынка те из них, которые были зарегистрированы на основе ограниченных клинических исследований, без серьезной доказательной базы их эффективности. По каждому непатентованному лекарственному наименованию должна быть выстроена линейка конкретных препаратов (торговых наименований) с аналогичными свойствами. Только в этом случае каждый пациент будет гарантированно обеспечен необходимыми эффективными, качественными и безопасными лекарственными средствами.

 

 Глава 2 Льготы в обеспечении граждан лекарственной помощью. 

2.1.Особенности начисления

Лекарственная помощь тесно связана с медицинской помощью. Эффективность лечения непосредственно зависит от своевременного обеспечения больных всем арсеналом имеющихся лекарственных средств и препаратов медицинского назначения. 
Производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения должно обеспечиваться в соответствии с потребностями населения. Вместе с тем низкий уровень жизни подавляющего большинства сограждан, дороговизна многих лекарств на практике приводят к тому, что зачастую лекарственная помощь становиться недоступной. Поэтому особое значение имеет закрепленная в законодательстве система льгот в обеспечении граждан лекарственными средствами и препаратами медицинского назначения. 
Действующим законодательством установлены льготы, согласно которым лекарственная помощь гражданам предоставляется бесплатно или со скидкой от полной стоимости лекарств и препаратов медицинского назначения. 

2.2 Бесплатная  лекарственная помощь. 
Прежде всего правом на бесплатное лекарственное обеспечение пользуются все граждане, проходящие лечение в стационарных условиях лечебно-профилактических учреждений – больницах, клиниках, госпиталях, диспансерах и т. д. При этом не имеют значения вид заболевания, продолжительность лечения и какие-либо иные обстоятельства. 
Бесплатная лекарственная помощь предоставляется: а) при лечении граждан в соответствующих стационарных условиях; б) определённым группам населения; в) лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями. 
Лекарственные препараты выдаются бесплатно также следующим категориям граждан: 
- участникам Великой Отечественной войны; 
- инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам другим инвалидам; 
- родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 
- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;

 -ветеранам боевых действий на территории других государств; 
- детям первых трёх лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет; 
- инвалидам 1 группы, неработающим инвалидам 2 группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет; 
- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 
Кроме того, имеется ряд заболеваний, при которых гражданам лекарства выдаются бесплатно. При заболеваниях СПИД, ВИЧ-инфекционные, онкологические заболевания, психические заболевания ( инвалидам 1 и 2 групп ), шизофрения и эпилепсия. Бесплатно выдаются определенные лекарственные средства и препараты, которые предназначены для лечения соответствующего заболевания (при заболевании туберкулезом, при бронхиальной астме, рассеянном склерозе, инфаркте миокарда и пр. 
Помимо этих случаев бесплатная лекарственная помощь предусмотрена также и для некоторых категорий служащих определенных министерств и ведомств. 

2.3 Лекарственная  помощь, предоставляемая гражданам  со скидкой. 
Скидка предоставляется в размере 50% стоимости лекарственных препаратов. Право на эту льготу предоставлено следующим категориям граждан: 
- пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; 
- работающим инвалидам 2 группы, инвалидам 3 группы, признанным безработными; 
- гражданам принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988-1990 гг.  
- лицам подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, необоснованно помещенным в психиатрические лечебные учреждения и последствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории РФ по признакам национальной и иной принадлежности; 
- лицам, работавшим в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны; 
- лицам, привлекавшимся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны. 
Льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения индивидуального пользования со скидкой от их стоимости предусмотрены также и для других групп населения, например для многодетных и малоимущих семей; беременных женщин; безработных.

Трансформация программы дополнительного лекарственного обеспечения произошла на рубеже 2004–2005 гг., когда в рамках общего пересмотра государственных обязательств была предпринята попытка определения объема средств, достаточного для обеспечения формальных гарантий и удовлетворения насущных потребностей населения в медикаментозном лечении. 

До начала монетизации льгот система лекарственного обеспечения, реализуемая на региональном уровне, существовала в довольно фрагментарном виде, что не способствовало ее полноценной работе. Предпринятые реформы значительно расширили не только декларируемые гарантии больных, но и возможности реализации предоставленных привилегий, хотя бы потому, что бюджет программы увеличился только за один год более чем в 6 раз (с 7,9 млрд рублей в 2004 до 50,8 млрд в 2005 г.). Благодаря преобразившейся системе лекарственного обеспечения многие больные получили возможность получить дорогостоящие лекарства без обращения в больничные учреждения.

В середине 2007 г. было принято решение о модернизации программы за счет передачи полномочий по организации лекарственного обеспечения, закупки и, соответственно, финансирования в субъекты РФ.

В результате в 2008 г. лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан условно разделилось на две составляющие:

1) федеральные закупки, которые  осуществлялись на федеральном  уровне для обеспечения необходимыми  лекарственными средствами пациентов  с заболеваниями, требующими проведения дорогостоящей терапии – это семь нозологий, таких как гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкозы, рассеянный склероз, а также после трансплантации органов и (или) тканей;

2) региональные закупки – это  закупки, которые осуществлялись  непосредственно субъектами РФ  для обеспечения других льготных  категорий граждан.

В настоящее время право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение имеет значительная часть населения, которую условно можно разделить на две группы:

1) имеющие право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение  по статусу;

2) имеющие право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение  в связи с характером заболевания.

Так, к первой из выделенных групп лиц, имеющих право на бесплатное лекарственно обеспечение, относятся инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, дети до трех лет (до шести лет из многодетных семей), ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы, бывшие узники концлагерей и др. Ко второй группе лиц, также имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение относятся лица, страдающие такими социально значимыми заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), сахарный диабет, туберкулез, сифилис и др.

Право на получение лекарственных препаратов с 50%-й скидкой имеют доноры, пенсионеры, получающие пенсию по старости в минимальных размерах, работающие инвалиды II группы, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и др.

Содействие в реализации и защите прав граждан на лекарственное обеспечение, особенно социально уязвимых его групп, является важнейшей составляющей деятельности социальных работников.

 

2.4 Основные задачи Стратегии

Задача 1. Обеспечение рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения.

Задача 2. Совершенствование порядков формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Задача 3. Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов для медицинского применения.

Задача 4. Совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Задача 5. Повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников.

 

2.5.Реализация  Стратегии лекарственного обеспечения 
Меры, направленные на реализацию поставленных задач Стратегии.

Задача 1. Обеспечение рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения.

Для решения этой задачи предусматривается:

внедрение современных клинических рекомендаций (протоколов) ведения больных;

создание эффективной системы рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения на основе принципов доказательной медицины;

формирование единого федерального регистра лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидной при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;

совершенствование порядка отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

разработка и внедрение системы электронных назначений лекарственных препаратов для медицинского применения с возможностью их интеграции с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии (автоматическая проверка правильности назначенного режима дозирования, прогнозирование взаимодействий лекарственных препаратов для медицинского применения, автоматическая проверка на наличие показаний и противопоказаний);

создание механизмов стимулирования рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения для эффективного управления ресурсами здравоохранения;

развитие «школ пациентов» и осуществления мероприятий по формированию здорового образа жизни населения путем просветительской деятельности в сфере обращения лекарственных средств.

Задача 2. Совершенствование порядков формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Информация о работе Лекарственная помощь в системе социального обеспечения