Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 12:30, курс лекций
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и задами
международного частного права
Международное частное право — это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения, осложненные иностранным элементом.
Важнейшим признаком международного частного права является наличие иностранного элемента. В международном частном праве принято различать три вида иностранного элемента:
По общему правилу под термином «закон страны места |рэботы» понимается закон страны места нахождения пред-Цприятия, где работает трудящийся.
В ряде стран применяется принцип «близкой связи с контрактом». Участники трудового отношения с иностранным элементом могут руководствоваться принципом автономии воли сторон, согласно которому стороны при заключении контракта могут договориться между собой, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры.
Для трудовых отношений работников международного транспорта используются специальные коллизионные привязки:
♦ закон флага судна — на морском транспорте;
♦ закон места регистрации судна — на морском и воздушном транспорте;
♦ закон перевозчика — на железнодорожном и автомобильном транспорте.
В настоящее время коллизионные нормы трудового права включены во многие международные соглашения.
16.2. Трудовые
права иностранцев в
В Республике Беларусь нормы, относящиеся к регулированию трудовых прав иностранцев, содержатся в Законе «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», Трудовом кодексе Республики Беларусь и в других нормативных актах.
В соответствии с белорусским законодательством иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена в Республике Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы, заключившие трудовой договор с белорусским предприятием, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республи-„ ки Беларусь. На них распространяются общие положения белорусского законодательства о труде, касающиеся заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Работающие на белорусских предприятиях иностранцы подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и граждане Республики Беларусь.
Белорусским законодательством установлена система лицензирования иностранной рабочей силы, привлекаемой на работу в Республике Беларусь.
По белорусскому законодательству не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение трудовых прав граждан по расовым и национальным признакам, полу, происхождению, отношению к религии и т. п. Ограничения, установленные национальным законодательством иностранца, не признаются на территории Республики Беларусь.
Вместе с тем белорусское законодательство содержит нормы, запрещающие иностранцам занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью. Согласно ст. 40 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», прокурорами и следователями могут назначаться только граждане Республики Беларусь. Иностранец также не может быть государственным служащим, судьей, нотариусом, входить в состав экипажей гражданских воздушных судов Республики Беларусь и т. д.
Что же касается иностранцев, временно проживающих на территории Республики Беларусь, то указанные лица имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в Республике Беларусь.
Вступление в трудовые отношения иностранцев, как правило, осуществляется на основе трудового договора (контракта), который заключается между нанимателем и работником-мигрантом. В целях обеспечения защиты трудовых прав этой категории лиц предусмотрены типовые трудовые контракты.
Наниматель и официальные органы принимающей стороны обязаны информировать работника-мигранта об особенностях и условиях его работы, социального обеспечения, о жилищных условиях, налогах, порядке перевода трудовых сбережений, затратах на проезд, о культурных и религиозных обычаях принимающей страны, о требованиях, которые должны выполняться работником-мигрантом и членами его семьи, а также об официальных органах, в которые он может обратиться за защитой своих прав.
В коммерческих организациях с иностранными инвестициями трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантии и компенсации, регулируются локальными актами этих организаций, а также коллективным договором (соглашением) и индивидуальными трудовыми контрактами.
Определенной спецификой обладают условия труда иностранных граждан, работающих в международных организациях, находящихся на территории Республики Беларусь. Эти условия определяются соответствующими международными соглашениями и внутренними правилами этих организаций. Указанные правила предусматривают в одних случаях применение законодательства страны пребывания, т. е. законодательства Республики Беларусь, в других случаях — страны работника-иностранца.
163. Трудовые права белорусских граждан за рубежом
У белорусских граждан трудовые отношения с иностранным элементом могут иметь место в следующих случаях:
1) работа по трудовому контракту с зарубежным нанимателем;
2) работа за рубежом по
трудовому контракту с
В первом случае трудовые правоотношения возникают в связи с заключением белорусским гражданином трудового контракта с зарубежным нанимателем. Белорусские граждане, постоянно проживающие за рубежом, могут поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное предприятие или учреждение. Условия их труда будут определяться трудовым правом страны пребывания. Факт принадлежности к белорусскому гражданству не влечет применения норм законодательства о труде Республики Беларусь.
Во втором случае белорусские граждане направляются на работу в учреждения и организации Республики Беларусь за рубежом (посольства, торгпредства и т. п.). Трудовой контракт заключается с белорусским нанимателем. Условия труда таких граждан определяются законодательством Республики Беларусь, если специальным нормативным актом не установлены иные правила. Лишь некоторые аспекты трудовых отношений этих лиц могут регулироваться иностранным правом.
К белорусским гражданам на общих основаниях применяются установленные в том или ином государстве нормы, запрещающие иностранцам занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью.
Условия труда белорусских граждан за границей не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств.
В международных соглашениях, заключенных Республикой Беларусь, предусматривается, что граждане одной договаривающейся страны, постоянно проживающие на территории другой страны, в сфере трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам другой договаривающейся страны.
Тема 17
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
17.1. Право на судебную защиту иностранцев в Республике Беларусь
Международный гражданский процесс — это комплексное понятие, включающее совокупность вопросов, связанных с защитой прав иностранцев в суде (правовое положение иностранцев в гражданском процессе, международная подсудность гражданских дел, исполнение решений иностранных судов и др.).
Республика Беларусь участвует в ряде конвенций, регулирующих вопросы международного гражданского процесса. Среди них: Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса; Конвенция 1961 г., отменяющая требования легализации иностранных официальных документов; Конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам; Конвенция 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам и др. В рамках СНГ вопросы международного гражданского процесса решаются Конвенцией 2002 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. •*
Деятельность белорусских судов по рассмотрению гражданских дел с участием иностранцев регламентируется специальным X разделом Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь — «Международный гражданский процесс».
Иностранцам в Беларуси гарантируется право на обращение в суд для защиты принадлежащих им личных неимущественных, имущественных и иных прав.
В соответствии со ст. 541 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь иностранцы пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с белорусскими гражданами. В частности, на них (как и на белорусских граждан) распространяются нормы закона о гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности. Иностранцы вправе на общих основаниях выступать в суде по гражданским делам в качестве любого участника процесса (истца, ответчика, третьего лица и т. п.). При этом закон не связывает предоставление иностранцам национального режима в области гражданского судопроизводства с их проживанием в Беларуси.
Согласно ст. 542 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, белорусские суды при рассмотрении гражданских дел кроме общих принципов гражданского судопроизводства руководствуются принципами приоритета международных договоров, процессуального равноправия иностранных граждан и юридических лиц, соблюдения юрисдикции иностранных судов, взаимности.
В Республике Беларусь ограничения в правах могут быть установлены только в отношении граждан тех государств, в которых допускаются ограничения прав белорусских граждан.
Иностранцы могут вести свои дела в суде лично или через представителей, в качестве которых могут быть граждане Республики Беларусь и иностранцы. В качестве представителей иностранцев в белорусском суде могут выступать консулы.
17.2. Подсудность гражданских дел с участием иностранцев
Каждое государство (в том числе и Республика Беларусь) определяет пределы компетенции своих судов по гражданским делам с участием иностранцев.
С помощью термина «международная подсудность» разграничивается компетенция национальных судов различных государств по рассмотрению гражданско-правовых споров с участием иностранцев.
В настоящее время в гражданском процессе применяются следующие основные способы определения международной подсудности:
♦ гражданство сторон спора (суд того государства компетентен рассматривать спор, гражданином которого является одна из сторон);
♦ место жительства (пребывания) ответчика;
♦ место нахождения недвижимости (здания, сооружения и т. п.).
Применяются и иные способы определения международной подсудности гражданских дел: место жительства истца, место причинения вреда, место исполнения договора и др.
В соответствии со ст. 544 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь подсудность белорусским судам гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранцы, определяется законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь или соглашением сторон.
Общее правило определения подсудности гражданских дел с участием иностранцев сводится к тому, что белорусским судам подсудны дела по искам, предъявляемым к ответчикам (независимо от их гражданства), имеющим место жительства (место пребывания) в Республике Беларусь. Наряду с этим допускается рассмотрение белорусскими судами некоторых категорий гражданских дел по выбору истца (альтернативная подсудность).
Выбор между несколькими судами, которым подсудно гражданское дело, принадлежит истцу.
В Республике Беларусь есть гражданские дела, которые относятся к исключительной компетенции белорусских судов, В частности, это дела по искам о праве на строение, об освобождении имущества от ареста, о порядке пользование земельным участком, если строения, имущество или земельные участки находятся на территории Беларуси. Следовательно, иностранцы — собственники строений, расположенных в Беларуси, независимо от места своего жительства для защиты прав на строение должны обращаться в соответствующий белорусский суд.
Стороны могут по письменному соглашению между собой установить договорную подсудность (пророгационные соглашения). В международном гражданском процессе этот вид территориальной подсудности допускается, как правило, в случаях, когда речь идет о внешнеторговых сделках (договоры купли-продажи товаров, договоры подряда, комиссии и т. п.).
В Республике Беларусь гражданские дела, в том числе и с участием иностранцев, как правило, рассматриваются районными (городскими) судами.
Рассматривая гражданские дела с участием иностранцев, белорусские суды применяют право своей страны.
В соответствии со ст. 51 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.
Дело может быть передано на рассмотрение другого суда, если:
♦ оно будет более быстро, полно и всесторонне рассмотрено в другом суде;
♦ ответчик, место жительства которого не было ранее известно, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства;