Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:21, курсовая работа
Под имуществом юридического лица следует понимать вещи в гражданско-правовом смысле - движимое и недвижимое имущество, деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность). К имуществу юридического лица относятся также плоды, продукция и доходы, полученные в результате правомерного использования им своего имущества.
Понятие «юридического лица» 3
Ликвидация юридического лица 7
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица 10
Порядок ликвидации юридического лица 12
Удовлетворение требований кредиторов 17
Практические и спорные аспекты по вопросу ликвидации ЮЛ (Обзор судебной практики по теме) 20
Список Литературы: 29
Пункт 2 ст. 61 говорит об основаниях ликвидации ЮЛ. Однако их перечень не является исчерпывающим. Наряду с ними следует назвать, в частности:
банкротство (несостоятельность) ЮЛ (ст. 65 ГК, ст. 174-176 Закона о банкротстве); выход из состава ЮЛ участников, в результате чего их количество становится меньше установленного Законом (например, если число членов ПК становится менее 5 - ст. 108 ГК); если состав участников претерпит существенные изменения, с которыми закон связывает необходимость ликвидации ЮЛ (например, если в ПТ остается лишь один участник, если из КТ вышли все вкладчики и т.д. - ст. 81 и 86 ГК); если уставный капитал ЮЛ становится ниже минимального размера, установленного законом (см., например, ст. 99 ГК); при невнесении в сроки, установленные законом, определенной доли в уставный капитал ЮЛ.
В зависимости от решения
суда ликвидация ЮЛ может быть вынужденной
(если обязанности по ликвидации возложены
судом на учредителей (участников) ЮЛ
или на его орган, уполномоченный
на ликвидацию) или принудительной
(если они возложены судом на специально
назначенного для этого ликвидатора)
(абз. 3 п. 2, п. 3 ст. 61). Если по решению
суда обязанности по ликвидации возложены
на учредителей (участников) ЮЛ либо уполномоченные
его учредительными документами
органы (п. 3 ст. 61), однако в установленный
срок ликвидация ЮЛ не произведена, суд
назначает ликвидатора и уже
ему поручает осуществить ликвидацию
ЮЛ. При решении вопросов, связанных
с назначением ликвидатора, определением
порядка ликвидации и т.п., суд
применяет соответствующие
Правила п. 2 ст. 61 не являются ни универсальными, ни исчерпывающими: некоторые ЮЛ ликвидируются только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК), к тому же иногда требовать судебной ликвидации ЮЛ могут не только публичные (абз. 1 п. 3 ст. 61), но и частные лица (кредиторы - абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК, заинтересованные лица - абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК); известна также возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации.
Так, если ЮЛ в течение
последних 12 месяцев не представляло
документы отчетности согласно законодательству
РФ о налогах и сборах и не осуществляло
операций хотя бы по одному банковскому
счету, регистрирующий орган независимо
от причин такой ситуации принимает
решение о предстоящем
Исключение недействующего
ЮЛ из ЕГРЮЛ может быть обжаловано
заинтересованными лицами (кредиторами
или иными лицами, чьи права
и законные интересы затрагиваются
в связи с его исключением)
в течение года со дня, когда они
узнали или должны были узнать о
нарушении своих прав. Соответствующие
споры подведомственны
Особый повод для ликвидации и процедура ликвидации ЮЛ - его несостоятельность (банкротство), т.е. неспособность ЮЛ удовлетворить требования кредиторов, причем признание ЮЛ банкротом и его ликвидация по правилам специального законодательства (о банкротстве) необходимы во всех случаях, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).
Участь банкротства может постичь большинство ЮЛ. Из числа коммерческих организаций банкротами не могут быть только казенные предприятия, из числа организаций некоммерческих - все учреждения (ст. 120 ГК), политические партии, являющиеся, как известно, одной из форм общественного объединения (Закон о партиях, ст. 12.2 Закона об общественных объединениях, ст. 117 ГК) и религиозные организации (ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях") (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; ст. 117 ГК).
Особый статус в вопросе
признания банкротом имеют
Статья 62 ГК РФ посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (пп. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом - регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.
На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения - не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) - особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).
Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее - по окончании срока для предъявления требований кредиторами - и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).
Инициатор ликвидации обязан именно письменно уведомить орган, осуществляющий регистрацию ЮЛ. Незамедлительность сообщения следует понимать как обязанность инициатора ликвидации поставить в известность орган регистрации ЮЛ в первую очередь перед осуществлением других действий по ликвидации ЮЛ (т.е. перед созданием ликвидационной комиссии, опубликованием сообщения в печати, извещением кредиторов и т.д.). Это необходимо, чтобы третьи лица, а также орган государственной регистрации своевременно узнали о том, что процесс ликвидации ЮЛ начался и приняты меры, предусмотренные законом как для защиты интересов государства, так и для защиты интересов третьих лиц.
В ст. 20 Закона о регистрации ЮЛ упомянутое требование п. 1 ст. 62 уточнено: участники (учредители) ЮЛ либо орган, принявший решение о ликвидации ЮЛ, обязаны в 3-дневный срок в письменной форме уведомить об этом орган государственной регистрации по месту нахождения ЮЛ с приложением решения о ликвидации ЮЛ.
Статья 62 уточнена Законом N 31; установлена обязательность согласования состава ликвидационной комиссии, а также порядок и срок ликвидации. Учредители (участники) ЮЛ или орган, принявший решение о ликвидации ЮЛ, уведомляют орган государственной регистрации о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации ЮЛ). В этот орган представляются также заявление о ликвидации (по форме, утв. Правительством РФ), ликвидационный баланс, документ об уплате госпошлины (а при ликвидации ЮЛ-банкрота - также определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства). Ликвидационная комиссия уведомляет орган государственной регистрации о завершении процесса ликвидации ЮЛ не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации ЮЛ (ст. 20, 22 Закона о регистрации ЮЛ).
Функции органов управления ЮЛ (в соответствии с его учредительными документами) с момента назначения ликвидационной комиссии прекращаются. Все вопросы, связанные с управлением ЮЛ, в т.ч. с представительством в суде, в других органах государства, перед третьими лицами и т.д. переходят к ликвидационной комиссии. О судебной практике см. п. 11 Письма 50. О практике КС, связанной с применением ст. 62 см. его определение от 16.02.06 N 51-О.
Статья 62 ГК РФ посвящена обычному (т.е. не связанному со специальной процедурой банкротства) порядку ликвидации ЮЛ и деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (далее – ликвидком). Ликвидком осуществляет ряд мероприятий, которые и раскрывают сущность ликвидации как юридической процедуры, направленной на прекращение ЮЛ без универсального правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК).
Ликвидком последовательно осуществляет следующее: во-первых, публикует в печатных СМИ, в которых публикуются данные о регистрации ЮЛ, информацию о ликвидации ЮЛ, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 63); во-вторых, выявляет и письменно уведомляет кредиторов ликвидируемого ЮЛ о предстоящей ликвидации ЮЛ-должника, получает дебиторскую задолженность (т.е. долги других лиц перед ликвидируемым ЮЛ) (абз. 2 п. 1 ст. 63); в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне предъявленных его кредиторами требований и результатах их рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 63); в-четвертых, в соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) согласно абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемого ЮЛ к стоимости его имущества решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации ЮЛ и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК или о возбуждении процедуры банкротства ЮЛ и открытии конкурсного производства (ст. 65 ГК); в-пятых, по итогам расчетов с кредиторами составляет окончательный ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63); в-шестых, в соответствии с п. 7 ст. 63 решает вопрос в отношении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; наконец, в-седьмых, уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации ЮЛ (такое возможно не ранее чем через 2 месяца с момента опубликования в СМИ информации о ликвидации ЮЛ); по завершении процесса ликвидации ЮЛ предоставляет для регистрации в связи с его ликвидацией все необходимые документы, в том числе окончательный ликвидационный баланс (ст. 21, п. 2-4 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).
Ликвидком - особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). За прежними органами ЮЛ сохраняются только некоторые полномочия. Так, согласно абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК и п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц учредители (участники) ЮЛ или орган, принявший решение о ликвидации ЮЛ, должны: а) уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидкома; б) утвердить составленный им промежуточный ликвидационный баланс; в) уведомить регистрирующий орган о составлении последнего; г) утвердить окончательный ликвидационный баланс. В предусмотренных законом случаях утверждение ликвидационных балансов требует согласования с уполномоченным госорганом. Так, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов кредитной организации и жилищного накопительного кооператива требует согласования соответственно с ЦБ РФ и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ст. 23 Закона о банках, п. 7 ст. 14 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (с изм.) (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41)).
При обычной ликвидации ЮЛ и удовлетворении ликвидкомом требований его кредиторов закон устанавливает правила последовательности реализации его имущества (п. 3 ст. 63) и правила очередности удовлетворения требований кредиторов. Требования кредиторов удовлетворяются прежде всего за счет денежных (оборотных) средств ликвидируемого ЮЛ и только при недостаточности имеющихся денежных средств - из средств от продажи иного его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Подробнее о реализации на торгах неденежного имущества (вещей, ценных бумаг, имущественных прав) ликвидируемого ЮЛ см. гл. 9, 10 Закона об исполнительном производстве.
Ликвидком производит денежные
выплаты кредиторам ликвидируемого
ЮЛ в соответствии с промежуточным
ликвидационным балансом начиная со
дня его утверждения
Информация о работе Ликвидация юридического лица по гражданскому праву