Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизн

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. 5
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения……………………………………………………………….
5
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. 9

Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... 14
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика…………. 14
2.2. Основные типы правового регулирования………………………… 20

Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… 23

Заключение……………………………………………………………….. 28

Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Механизм правового регулирования.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

Механизм  правового регулирования 

План

Введение…………………………………………………………………… 3
   
Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. 5
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения……………………………………………………………….  
5
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. 9
   
Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... 14
2.1. Методы  правового регулирования и их  характеристика…………. 14
2.2. Основные  типы правового регулирования………………………… 20
   
Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… 23
   
Заключение……………………………………………………………….. 28
   
Список  литературы………………………………………………………. 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки  и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные  социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права  и государства, их взаимосвязь и  взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные   отношения, государственные   и правовые явления, категории и понятия, которые  позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство  в целях реформирования экономических  основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие  сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и  т.п.

     Одним из основных предметов исследования является правовое регулирование, рассмотрению которого и посвящена данная работа.

     Правовое  регулирование в обществе - важное условие создания стабильного правового  порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех  прав, свобод и законных интересов  граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие  социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для  прогрессивного развития и процветания  общества.

     Мы  живем в стране, где право является особым и главным государственным  регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

     Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и  гарантирования в нормативном порядке  свободы в обществе. Правовое регулирование  – это явление, необходимость  которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение  справедливости, создание оптимальных  условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового  регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни  и жизни людей.

     Определяя актуальность данной темы, следует  выделить, что именно механизм правового  регулирования является двигателем права, справедливости и законности.

     Цели  и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового  регулирования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
  • исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
  • для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.
 
 

 

Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования

1.1. Правовое регулирование  и правовое воздействие:  вопросы соотношения

     Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового  регулирования.

     С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  как осуществляемое при помощи системы  правовых средств результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными  потребностями. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового  регулирования уже понятия механизма  правового воздействия. Понятие  «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью  определенной правовой нормы, так и  другие правовые средства и формы  влияния на поведение людей. С.А. Комаров включает в механизм правового  воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс. Отличие правового воздействия  от правового регулирования состоит  в том, что правовое воздействие  является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление  человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

     Особенность правового регулирования заключается  в осуществлении государством посредством  издания общеобязательных норм поведения. Здесь проявляется искусство  правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности  и предвидеть наступающие последствия.

     А.В. Малько указывает, что цель механизма  правового регулирования – обеспечение  беспрепятственного движения интересов  субъектов к ценностям, т.е. гарантированность  их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового  регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

     В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие  механизма правового регулирования  – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений  в соответствии с целями и задачами правового государства.

     Анализируя  сказанное, по нашему мнению, для механизма  правового регулирования понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых  государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения  в желаемом для него направлении.

     В механизме правового регулирования  С.С. Алексеев выделяет структуру правового  регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами  регулирования. Каждой отрасли права  присущ свой метод или сочетание  методов правового регулирования. В теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия: 1) метод децентрализованного  регулирования, построенный на координации  целей и интересов в общественном отношении и применяемый в  сфере отраслей частноправового  характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично – правовых отраслях. Способы правового регулирования  – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С  Алексеев выделяет следующие способы  правового регулирования: а) дозволение – предоставление лицам права  на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц  обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения

     В.В. Лазарев называет те же способы правового  регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового  регулирования, а способы – это  своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

     Следовательно, процесс правового регулирования  в каждом конкретном случае различен – в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно  или под принуждением.

     Существенное  значение для понимания правового  регулирования имеет его предмет  или сфера правового регулирования.

     Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового  регулирования входят различные  группы общественных отношений: 1) отношения  людей по обмену ценностями; 2) отношения  по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух вышеуказанных сферах. Сфера  правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может  расширяться за счет появления новых  отношений или статься за счет отказа от использования права в  тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера  предмета во многом зависят особенности  содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры  права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные  отношения. В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового  регулирования. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового  регулирования позволяет:

  • не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, - и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно – воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;
  • высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

     Рассмотренная позиция понимания механизма  правового регулирования как  совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования  общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных  систем, механизмов требует рассматривать  исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно  установить, насколько эффективно действуют  компоненты, каковы их функции и  насколько результативной является работа механизма в целом как  единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления  о механизме правового регулирования, его способности выступать в  этом качестве следует рассматривать  максимально полно все его  компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При  таких методологических требованиях  механизм правового регулирования  можно рассматривать как сложную  систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование  или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.

     Таким образом, механизм правового регулирования  – сложное явление, требующее  дальнейшего углубленного изучения. 

1.2. Элементы и стадии  механизма правового  регулирования

     Можно выделить следующие элементы МПР:

        1. Правотворчество. Это нормативный  элемент (нормы права, нормативные  акты), к которому еще относится  все, что обслуживает нормы  права: систематизация законодательства, законодательная технику, нормативное  толкование.

Информация о работе Механизм правового регулирования