Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа
Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизн
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. 5
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения……………………………………………………………….
5
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. 9
Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... 14
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика…………. 14
2.2. Основные типы правового регулирования………………………… 20
Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… 23
Заключение……………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………
Механизм
правового регулирования
План
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. | 5 |
1.1. Правовое
регулирование и правовое воздействие:
вопросы соотношения………………………………………………… |
5 |
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. | 9 |
Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... | 14 |
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика…………. | 14 |
2.2. Основные
типы правового регулирования…… |
20 |
Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… | 23 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список
литературы…………………………………………………… |
30 |
Введение
Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п.
Одним из основных предметов исследования является правовое регулирование, рассмотрению которого и посвящена данная работа.
Правовое регулирование в обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.
Наличие
правового регулирования просто
необходимо для обеспечения и
гарантирования в нормативном порядке
свободы в обществе. Правовое регулирование
– это явление, необходимость
которого возникает из ряда предпосылок,
например таких как, утверждение
справедливости, создание оптимальных
условий для преимущественного
действия в обществе экономических
и духовных факторов. Отсутствие же
эффективного механизма правового
регулирования порождает
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения
Понятие
«механизм правового
С.С.
Алексеев определяет правовое регулирование
как осуществляемое при помощи системы
правовых средств результативное, нормативно-организационное
воздействие на общественные отношения
с целью их упорядочения, охраны,
развития в соответствии с общественными
потребностями. Как видно, С.С. Алексеев
определяет правовое регулирование
через правовое воздействие. Однако
не всякое правовое воздействие составляет
механизм правового регулирования.
Понятие механизма правового
регулирования уже понятия
Особенность
правового регулирования
А.В.
Малько указывает, что цель механизма
правового регулирования –
В.Н.
Хропанюк более кратко дает понятие
механизма правового
Анализируя
сказанное, по нашему мнению, для механизма
правового регулирования
В
механизме правового
В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы – это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.
Следовательно,
процесс правового
Существенное
значение для понимания правового
регулирования имеет его
Предметом
правового регулирования
Из
сказанного можно сделать вывод,
что понятие механизма
Рассмотренная
позиция понимания механизма
правового регулирования как
совокупности правовых средств, используемых
в процессе правового регулирования
общественных отношений, является дискуссионной,
по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он
обосновывает тем, что один из основных
принципов научного анализа сложных
систем, механизмов требует рассматривать
исследуемый объект, явление во взаимосвязи,
взаимодействии составляющих его частей.
Только при таком подходе можно
установить, насколько эффективно действуют
компоненты, каковы их функции и
насколько результативной является
работа механизма в целом как
единого целостного образования. Изучение
же строения механизма на уровне составляющих
его частей является неполным. Поэтому,
чтобы получить верные представления
о механизме правового
Таким
образом, механизм правового регулирования
– сложное явление, требующее
дальнейшего углубленного изучения.
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования
Можно выделить следующие элементы МПР:
1. Правотворчество. Это