Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа
Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизн
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. 5
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения……………………………………………………………….
5
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. 9
Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... 14
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика…………. 14
2.2. Основные типы правового регулирования………………………… 20
Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… 23
Заключение……………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………
К средствам социального
В
системе социального
Правовое регулирование обычно понимается, как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу, необходимо, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное
право обладает свойствами и механизмами,
обеспечивающими его реализацию
в жизни общества. Нормативность,
общеобязательность, формальная определенность,
обеспеченность силой государственно-
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Из
определения вытекает, что регулированием
можно назвать только такое воздействие,
при котором ставятся достаточно
ясно обозначенные цели. Например,
в целях упорядочения использования
земли, обеспечения ее сохранности,
повышения эффективности
Если
же под воздействием законодательного
акта или его норм наступают последствия,
не предусмотренные
Нельзя
считать правовым регулированием воздействие,
осуществляемое неюридическими средствами.
Так, воздействие на сознание и поведение
людей через средства массовой информации,
путем пропаганды, агитации, нравственного
и правового просвещения и
обучения не может быть отнесено к
правовому регулированию как
специально-юридической
Безусловно,
в реальной жизни духовное, идеологическое,
психологическое воздействие
На разных исторических этапах развития общества и государства в зависимости от экономических, политических, идеологических и иных факторов имелась определенная сфера правового регулирования.
В
тех условиях, когда сфера регулирования
была незначительна и формальна,
когда не использовались возможности
права для упорядочения общественных
отношений, в обществе возникала
угроза произвола, хаоса, непредсказуемости
в тех областях человеческих отношений,
которые можно и нужно было
упорядочить с помощью права.
А когда сфера правового
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История
правовой жизни общества показала,
что в сферу правового
Первую группу составляют
Вторую
группу образуют отношения по властному
управлению обществом. В управлении
социальными процессами заинтересованы
и человек, и общество. Управление
осуществляется ради удовлетворения как
индивидуальных, так и общесоциальных
интересов и должно реализоваться
по строгим правилам, обеспеченным
силой принуждения. Естественно,
в сферу правового
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные
отношения, входящие в эти группы,
и будут составлять предмет правового
регулирования. Это общественные
отношения, которые по своей природе
могут поддаваться нормативно-
Характер,
вид общественных отношений, составляющих
предмет правового
2.2. Основные типы правового регулирования
Глубинные
элементы механизма правового
В
юридическом обиходе
С точки зрения субстанции права перед нами две пары крепко сцепленных дозволений и запретов, одна из которых возглавляется общим дозволением, а другая - общим запретом.
Первая
из этих пар – это тип
Вторая пара – иной тип, который имеет характер разрешительного регулирования. Простейший пример – общий запрет, скажем, в обладании и свободном распоряжении оружием, наркотическими средствами, когда их обладание и использование допускается в виде исключения в разрешительном порядке.
Именно то, что в каждой из
упомянутых пар есть общее
(либо дозволение, либо запрет) и
вместе с тем исключения
или изъятия, очерчивающее
Здесь обнаруживаются весьма четкие закономерности. Если перед нами общий запрет, то ему корреспондируют только конкретные дозволения (разрешительное регулирование). И наоборот, если законодатель установил общее дозволение, то ему по логике существующих здесь связей – юридической логике! - должны соответствовать конкретные запреты (общедозволительное регулирование). Да и вообще общие дозволения и общие запреты, как мы видели, потому только и выделяются из общей массы аналогичных явлений, что они имеют “другую сторону” - соответственно конкретные запреты и конкретные дозволения, и, следовательно, они изначально конституируются в указанных соотношениях общего и конкретного.
Предпосылки
рассматриваемых типов
Значение
разрешительного порядка помимо
прочего заключается в том, что
он может служить оптимальным
способом упорядочения деятельности государственных
органов, должностных лиц, обеспечивающим
введение властных функций в строгие
рамки и существенно
Рассматриваемый
тип регулирования является не просто
доминирующим, а, в сущности, единственным
в области юридической
Глава III. Эффективность механизма правового регулирования
Эффективность
правового регулирования – это
соотношение между результатом
правового регулирования и
Совершенствование
правотворчества нужно