Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизн

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. 5
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения……………………………………………………………….
5
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. 9

Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... 14
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика…………. 14
2.2. Основные типы правового регулирования………………………… 20

Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… 23

Заключение……………………………………………………………….. 28

Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Механизм правового регулирования.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

        2. Правоотношение (субъективные права  и обязанности), с помощью которого  предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные  права и обязанности конкретных  субъектов в конкретных отношениях. К этому элементу примыкают  юридические факты как фактические  основания возникновения, изменения  и прекращения правоотношения. Заметим  также, что правоотношения имеют  два основания для возникновения  и движения (изменения и прекращения): нормативное (нормы права) и  фактическое (юридические факты).

     3. Реализация права (соблюдение, исполнение, использование). Непосредственный перевод  самими субъектами права в  действия, поведение предписаний  правовых норм.

      4. Применение права. Занимает  особое место в механизме правового  регулирования, потому что, с  одной стороны он факультативный, т.е. не всегда участвует в  МПР, а с другой - это государственно-властное  вмешательство в МПР. И именно  в силу этого дает ему энергию,  подталкивают к движению.

      5. Правосознание занимает важное  место в МПР. Оно “обслуживает”  все стадии, все элементы правового  регулирования. В соответствии  с правосознанием создаются нормы  права, выносятся индивидуальные  правоприменительные акты; оно влияет  на акты непосредственных форм  реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения  сравнивать с двигателем, то правосознание  можно сравнить со смазкой  механизма, нормативный элемент  - с блоком управления, правоотношения - с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма  лишены дефектов, исправны и смазаны,  механизм легко вращается, процесс  правового регулирования достигает  своей цели.

      6. Законность - соблюдение всеми  субъектами права (индивиды, организации,  государство) законов и подзаконных  актов и как результатом действия  МПР. Характеризуется с содержательной  стороны наличием правовых, справедливых, научно обоснованных законов  и с формальной стороны - их  выполнением, ибо только наличия  самых совершенных законов будет  недостаточно.

     7. Правопорядок - система общественных  отношений, в которых поведение  субъектов является правомерным,  как состояние урегулированности  социальных связей. Характеризуется  как итог законности и эффективности  МПР.

     Первоначально идею механизма воздействия права  на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические  обобщения по данной проблеме были проведены Явичем, а несколько  позднее В.М. Горшеневым.

     Определенный  вклад в разработку вопросов механизма  правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов.

     В соответствии со стадиями правового  регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента в механизме  правового регулирования:

     1) юридические нормы; 

     2) правовые отношения; 

     3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются  акты применения права.

     Такое представление о структуре механизма  правового регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Так, А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы правового регулирования:

     1) норма права; 

     2) юридический факт или фактический  состав с таким решающим фактом, как организационно- исполнительный  правоприменительный акт; 

     3) правоотношение;

     4) акты реализации прав и обязанностей;

     5) охранительный правоприменительный  акт 

     На  первой стадии формируется правило  поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся  в сфере права и требующих  их справедливого упорядочивания. Здесь  не только определяется круг интересов  и соответственно правоотношений, в  рамках которых их осуществление  будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а  так же возможные правовые средства их преодоления.

     На  второй стадии происходит определение  специальных условий, при наступлении  которых «включается» действие общих  программ и которые позволяют  прейти от общих правил к более  детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

     Однако  зачастую для этого необходима целая  система юридических фактов, где  один из них должен быть обязательно  решающим. Отсутствие подобного решающего  юридического факта выступает в  роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной и с формальной. С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

     Это является лишь функцией специальных  компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а  следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет последующим  звеном между нормой и результатом  её действия, составит фундамент для  нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего  развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании  и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов  о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

     Третья  стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает  на основе норм права и при наличии  юридических фактов и где абстрактная  программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих  субъектов.

     Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование  достигает своих целей – позволяет  интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

     1. соблюдение;

     2. исполнение;

     3. использование.

     При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных  нормами права. Он не реализует при  этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так  же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

     Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда  беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная  деятельность. Возникновение правоприменения  в этом случае уже связывается  с обстоятельствами негативного  характера, выражающимися в наличии  либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Способы и типы правового регулирования

2.1. Методы правового  регулирования и  их характеристика

     Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов  регулирования отношений между  субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

     Каждая  отрасль права имеет свой специфический  метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется  следующими специфическими чертами:

     1) характером положения участников  правоотношения;

     2) особенностью содержания правоотношений;

     3) особенностью состава юридических  фактов;

     4)спецификой  ответственности.

     Не  вдаваясь в дискуссию о том, должен ли в отрасли права быть только один метод регулирования или  их может быть несколько, отметим, что  в сложенных отраслях, к которым  относится и предпринимательское  право, обычно используются несколько  методов регулирования.

     Укажем, что регулируя хозяйственно-правовые отношения, используются и императивные, и диспозитивные методы правового  регулирования, так как в предмет  входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа управление-предприниматель). К другим методам правового регулирования  относятся следующие.

     Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений - МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ. При таком  методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот  или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.

     В процессе государственного регулирования  предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ. При таком методе одна сторона правового отношения  дает другой предписание, обязательное для выполнения.

     Для регулирования предпринимательских  отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его  применении одна сторона правового  отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской  деятельности.

     Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе КР об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

     В отличие от предмета правового регулирования  отдельной отрасли права предметом  регулирования права в целом  являются общественные отношения.  Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.

     Непосредственным  предметом правового регулирования  является поведение участников общественных отношений. Однако правовому регулированию  подвергается далеко не всякое поведение  человека.  Право регулирует лишь то поведение, которое социально  значимо, оказывает влияние на интересы других людей.  Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

     Наиболее  распространенными методами правового  регулирования являются императивный и диспозитивный. 

       При императивном регулировании  один из участников правоотношений  находится в подчиненном положении  по отношению к другому.  Этот  метод применяется при регулировании  конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных  правоотношений. 

       Диспозитивный метод регулирует  правоотношения, основанные на равенстве  участников, отсутствии власти и  подчинения между ними.  С помощью  диспозитивного метода регулируются  отношения в частно-правовой сфере. 

     Иногда  еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального  полезного поведения) методы.

     В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и  сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как  внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).  На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему  средств и способов регламентации  поведения людей.  Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение  людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

Информация о работе Механизм правового регулирования