Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа
Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизн
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие и структура механизма правового регулирования…. 5
1.1. Правовое регулирование и правовое воздействие: вопросы соотношения……………………………………………………………….
5
1.2. Элементы и стадии механизма правового регулирования ……….. 9
Глава II. Способы и типы правового регулирования…………………... 14
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика…………. 14
2.2. Основные типы правового регулирования………………………… 20
Глава III. Эффективность механизма правового регулирования……… 23
Заключение……………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………
2. Правоотношение (субъективные права
и обязанности), с помощью которого
предписания норм права
3. Реализация права (соблюдение, исполнение, использование). Непосредственный перевод самими субъектами права в действия, поведение предписаний правовых норм.
4. Применение права. Занимает
особое место в механизме
5. Правосознание занимает важное
место в МПР. Оно “обслуживает”
6. Законность - соблюдение всеми
субъектами права (индивиды, организации,
государство) законов и
7.
Правопорядок - система общественных
отношений, в которых
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем, а несколько позднее В.М. Горшеневым.
Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов.
В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента в механизме правового регулирования:
1) юридические нормы;
2) правовые отношения;
3)
акты реализации прав и
Такое
представление о структуре
1) норма права;
2)
юридический факт или
3) правоотношение;
4)
акты реализации прав и
5)
охранительный
На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.
На
второй стадии происходит определение
специальных условий, при наступлении
которых «включается» действие общих
программ и которые позволяют
прейти от общих правил к более
детальным. Элементом, обозначающим данную
стадию, является юридический факт,
который используется в качестве
«спускового крючка» для
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов, где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной и с формальной. С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Это
является лишь функцией специальных
компетентных органов, субъектов управления,
а не граждан, которые не обладают
правомочиями применять нормы права,
не выступают правоприменителями, а
следовательно, в данной ситуации не
смогут собственными силами обеспечить
удовлетворение своих интересов. Только
правоприменительный орган
Третья
стадия – установление конкретной
юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных
и обязанных. В любом случае речь
идет о правоотношении, которое возникает
на основе норм права и при наличии
юридических фактов и где абстрактная
программа трансформируется в конкретное
правило поведения для
Четвертая
стадия – реализация субъективных
прав и юридических обязанностей,
при которой правовое регулирование
достигает своих целей –
1. соблюдение;
2. исполнение;
3. использование.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.
Пятая
стадия – является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма
Глава II. Способы и типы правового регулирования
2.1. Методы правового регулирования и их характеристика
Под
методом правового
Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами:
1)
характером положения
2)
особенностью содержания
3)
особенностью состава
4)спецификой ответственности.
Не
вдаваясь в дискуссию о том, должен
ли в отрасли права быть только
один метод регулирования или
их может быть несколько, отметим, что
в сложенных отраслях, к которым
относится и
Укажем,
что регулируя хозяйственно-
Важнейшим
методом правового
В
процессе государственного регулирования
предпринимательской
Для
регулирования
Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе КР об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.
В
отличие от предмета правового регулирования
отдельной отрасли права
Непосредственным
предметом правового
Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.
При императивном
Диспозитивный метод
Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.
В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.