Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение местного самоуправления как институт народовластия. А для достижения поставленной цели я считаю необходимым поставить решение следующих задач:
- рассмотреть местное самоуправление как фактор становления гражданского общества;
- выделить понятие народовластия и его формы в Российской Федерации, выделить местное самоуправление - как одну из форм народовластия.
-рассмотреть единство представительной и непосредственной демократии.
-рассмотреть факультативные формы народовластия.
Введение………………………………………………………………………… ..3
ГЛАВА 1. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества
1.1 Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества в современной России………………………………………………... .6
1.2 Местное самоуправление как уровень публичной власти……………15
ГЛАВА 2. Народовластие и его формы в Российской Федерации
2.1 Единство представительной и непосредственной демократии………. ...24
2.2 Факультативные формы народовластия в Российской Федерации….… 28
2.3 Местное самоуправление - форма народовластия………………….... ...30
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список использованных источников и литературы……… .....36
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Местное самоуправление
как фактор становления гражданского
общества
1.1 Местное самоуправление
в условиях формирования гражданского
общества в современной России………………………………………………...
.6
1.2 Местное самоуправление как уровень публичной власти……………15
ГЛАВА 2. Народовластие и его формы
в Российской Федерации
2.1 Единство представительной и непосредственной демократии………. ...24
2.2 Факультативные формы народовластия в Российской Федерации….… 28
2.3 Местное самоуправление - форма народовластия………………….... ...30
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……… .....36
Введение
Этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.
В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведении выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий.
Конституция РФ гласит:1 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России. Так, что проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей является не второстепенной.
В соответствии с нормами международного права ст. 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя России, называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Исходя из этого необходимо выделить основные формы осуществления народом своей власти, которые определены Конституцией Российской Федерации:
- непосредственное участие;
- через органы государственной власти, которые в соответствии с федеративным устройством России разделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- через органы местного самоупра
Поэтому местное самоуправление можно определить как форму народовластия. Из этого следует, что актуальность исследуемого вопроса, перспективно для дальнейшего изучения, и является осмысление состояния и развития местного самоуправления помогает в изучении действующей системы местного самоуправления.
Местное самоуправление является институтом публичной власти, локально приближенным к населению, а также институтом гражданского общества. Институты территориального общественного самоуправления являются территориальной формой самоорганизации граждан по месту их проживания и создаются резидентами на добровольной основе в рамках институализованных основ общественной самодеятельности.
Объектом исследования выступает институт местного самоуправления как фактор, способствующий развитию гражданского общества.
Предметом исследования выступает взаимосвязь местного самоуправления и других элементов гражданского общества.
Целью курсовой работы является рассмотрение местного самоуправления как институт народовластия. А для достижения поставленной цели я считаю необходимым поставить решение следующих задач:
- рассмотреть местное
- выделить понятие
-рассмотреть единство представительной и непосредственной демократии.
-рассмотреть факультативные формы народовластия.
Теоритическую базу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых в области местного самоуправления: Н.В.Баглая, В.А.Барабанчикова, В.Э.Волкова, С.Д.Князева, М.И.Либоракина, С.Б.Нанба, О.В.Новиченко, А.А.Сергеева , С.Г.Соловьева, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркина, А.Н.Широкова, В.Ф.Шрейдара, М.А.Эскиева, А.А.Ярошенко.
Нормативной базой курсовой работы явились законодательные акты России, регулирующие отношения, связанные местным самоуправлением как институтом народовластия.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества
1.1. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества в современной России
Без эффективно действующей системы местного самоуправления не может развиваться и успешно справляться со своими задачами, любое современное демократическое государство. Как было сказано преамбуле Европейской хартии: «Местное самоуправление- это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя»2.
В процессе формирования гражданского общества, значительную роль играет институт местного самоуправления, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные вне государственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.3 Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности- соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том , чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества.
Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.
Одним из важнейших элементов организации публичной власти является местное самоуправление. Специфика которого заключается в двойственной природе: политической и общественной. Так с одной стороны органы самоуправления объединены в единую систему управления страной, и имеют действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, могут самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. То с другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической организации, локальных сообществ.
При рассмотрении института местного самоуправления не только как властного, но и как общественного , необходимо понимать, что в этом случае объект и субъект управления совпадают. Как считает кандидат юридических наук Т.М.Бялкин, «В местном самоуправлении происходит совпадение объекта и субъекта управления, поскольку управляющий субъект - население муниципального образования - является одновременно и объектом управления, управляет само собой, самостоятельно решая вопросы местного значения»4. Самоуправление основывается на принципах равенства и непосредственного участия в управлении. Поэтому самоуправление традиционно рассматривается альтернативной государственному управлению.
Особенную актуальность этому значению придает современная проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, соотношения правового государства и гражданского общества.
При этом местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное и многостороннее социальное явление. Как свидетельствует опыт человечества, что не во все периоды развития государства решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации. Это означает что местное самоуправление как одна из форм самоорганизации населения существовало далеко не всегда. Результатом сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов общества в лице территориальных сообществ и государства являются современные принципы формы местного самоуправления. Исходя из этого , я считаю, что современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов. Государство возникает и конституируется как правительство общественных интересов, как сила, стоящая над обществом, но уже с самого начала оно выступало как система организованного политического господства одних людей над другими. Исходя из истории на разных этапах развития и в различных типах государства имели место различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, установленных государством, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима.
Взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более объективными, необходимыми для более глубокого изучения факторами, к числу которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка различных социальных групп, характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.
Изучив исторический опыт развития местного самоуправления в России, он свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государственным управлением, и выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, которые осуществлялись самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур. Характерной чертой современного этапа развития Российской Федерации можно выделить поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В связи с этим фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ в Российской Федерации.5
Существование наделённых реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управления. Процессы децентрализации государственной власти и управления, создание местного самоуправления происходят в нашем государстве весьма непросто и сопровождаются большими противоречиями и трудностями. С одной стороны, имеются попытки полностью привести к самостоятельности местной власти, обособить местное самоуправление от государственного управления, которое на практике неизбежно приводит к нарушению нормального функционирования управленческой системы и беспределом в системе управления.
С другой стороны, обоснованные действия федерального центра по укреплению законности и наведению порядка в системе управления порождают у некоторой части общества и государственного аппарата стремление существенно ограничить права и возможности органов местного самоуправления, фактически свести на нет их самостоятельность в решении определенной части публичных дел. Существование полноценного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть, является необходимым для любого свободного демократического государства.
Считаю, эти крайности в подходах к местному самоуправлению были бы просто невозможны в условиях подлинного гражданского общества, в котором демократические ценности и институты, эффективно действующее местное самоуправление представляют самостоятельную ценность. Без них существование современного демократического государства и общества просто немыслимо. Реформы в современной России разделены наполовину потому, что они не могли опереться на силу самодеятельного гражданского общества. Из этого следует, что задачей государственного строительства является параллельное, одновременное развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления, которую возможно решить при условии разработки теоретической концепции их соотношения, а также законодательного закрепления и практического воплощения основных ее постулатов.
Информация о работе Народовластие и его формы в Российской Федерации