Народовластие и его формы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение местного самоуправления как институт народовластия. А для достижения поставленной цели я считаю необходимым поставить решение следующих задач:
- рассмотреть местное самоуправление как фактор становления гражданского общества;
- выделить понятие народовластия и его формы в Российской Федерации, выделить местное самоуправление - как одну из форм народовластия.
-рассмотреть единство представительной и непосредственной демократии.
-рассмотреть факультативные формы народовластия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… ..3
ГЛАВА 1. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества
1.1 Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества в современной России………………………………………………... .6
1.2 Местное самоуправление как уровень публичной власти……………15
ГЛАВА 2. Народовластие и его формы в Российской Федерации
2.1 Единство представительной и непосредственной демократии………. ...24
2.2 Факультативные формы народовластия в Российской Федерации….… 28
2.3 Местное самоуправление - форма народовластия………………….... ...30
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список использованных источников и литературы……… .....36

Файлы: 1 файл

kursach_aliny (4).doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

По мнению М.А. Либоракиной, «природа института местного самоуправления — это самоорганизация населения, что позволяет отнести местное самоуправление к явлениям общественной жизни… Конституция 1993 г. была создана в рамках общественной теории местного самоуправления. Она вывела значение местного самоуправления за рамки узкого его понимания как системы местной власти, обеспечивающей эффективность управления городами и селами. Институт местного самоуправления играет в ней не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы. Этому свидетельствуют — конституционные гарантии, предоставленные местному самоуправлению, и прежде всего гарантии независимости местного самоуправления от системы государственной власти. Это основа, на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор»16. Однако некоторые аспекты данной концепции местного самоуправления подвергаются критической оценке.

Например, существует мнение, что положение о «невхождении» органов местного самоуправления в систему государственной власти не вполне корректно и не совсем отражает место и роль указанного института во всей системе власти. В научной литературе отмечены попытки дать универсальное (компромиссное) определение местной власти (местному самоуправлению). В.А. Баранчиков полагает, что местное самоуправление – это децентрализованная форма организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает исполнение законов и других нормативных актов органов государственной власти в пределах территории разных видов поселений самим населением и образуемыми ими самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и назначаемыми должностными лицами. 17Эти органы и должностные лица подотчетны местному населению и подконтрольны ему в своей деятельности.

По мнению С.Г. Соловьева, можно говорить о наличии в территориальных пределах Российской Федерации двух относительно самостоятельных системно-властных образований, осуществляющих властные полномочия от имени народа Российской Федерации, — системы органов государственной власти Российской Федерации и системы органов муниципальной власти (местного самоуправления). Муниципальная власть как публично-правовой феномен, обеспечивающий подчинение воли и управляемое поведение подвластных субъектов местных общественных отношений, характеризуется, как полагает С.Г. Соловьев, рядом следующих признаков: – легитимностью, т.е. муниципальная власть базируется на законах и иных нормативных правовых актах, в которых четко определяются субъекты, объекты и пределы муниципально-властного воздействия; – институционализированным характером;

– специализированным и законодательно обособленным  аппаратом,  реализующим  муниципально-властные полномочия;

– демократическим характером;

–  самостоятельностью  в  пределах  своих  полномочий;

–  ограничением  муниципальной  власти  определенной  территорией, например,  городом  или  поселком городского типа; 

– всеобщностью, которая предполагает распространение муниципально-властных  полномочий  в отношении всех лиц, находящихся в территориальных пределах муниципального образования; 

– непрерывностью во времени; 

– универсальностью как принципиально однообразным и унифицированным подходом органов местного  самоуправления к решению вопросов  местного значения;

– возможностью установления обязательных денежных сборов; самостоятельным  формированием бюджета18.

Федеральный закон «Об общих принципах организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации» 2003 г. № 131-ФЗ определил эти вопросы по новому, с тем чтоб  местная власть имела возможность активно  влиять  на  решение  вопросов, связанных с условиями жизни населения, и в то  же  время  оказывать  гражданам  широкий  спектр услуг.  В  соответствии  с данным законом муниципальное образование каждого вида  –  поселение,  муниципальный  район,  городской  округ  –  решает  свой круг вопросов местного значения. Если прежде предметы  ведения  муниципальных  образований  различных  уровней должны были разграничиваться законами субъектов Федерации (на практике в соответствии с законами субъектов Федерации, как правило, этого не  было), то теперь их исчерпывающие  перечни закреплены Федеральным законом.

Будучи  разновидностью  публичной  власти,  муниципальная  власть  имеет  ряд  признаков,  присущих государственной  власти.  Именно  это  позволяет  рассматривать  и  муниципальную,  и  государственную власть  в  качестве  разновидностей  публичной  власти. К таким признакам относится, например, четко выраженный  институализированный  характер.  И  государственная, и муниципальная власть характеризуются наличием  специфического  обособленного  аппарата, осуществляющего эту власть  – органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно. И государственная власть, и муниципальная обладают непрерывностью  во времени, универсальностью, всеобщностью. Деятельность органов государственной  власти  и  местного  самоуправления основана  на  Конституции  Российской  Федерации, законах и иных нормативных актах. Обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) по отношению ко всем находящимся на этой территории лицам.

В случае неисполнения своих решений и органы государственной власти, и органы местного самоуправления имеют возможность использовать средства законодательно закрепленного насилия - привлекать к соответствующему виду юридической ответственности, применять иные  меры государственного принуждения. Иными словами, у органов местного самоуправления, как и у органов государственной власти, есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно  управление. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Только органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом введения и сбора налогов; самостоятельного формирования бюджета.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить следующее. Местное самоуправление является фундаментальным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к своему источнику – народу. Степень этой самостоятельности и самодостаточности определяет характер устойчивости всей системы публичной власти в целом. В данном случае местное самоуправление играет  важную роль в системе сдержек и противовесов, не позволяя концентрировать властные полномочия на региональном, государственном уровне и предопределяя, в итоге, степень устойчивости федеративного государственного устройства России.

Усиление роли государственной политики в сфере местного самоуправления связано с наличием проблем становления и развития местного самоуправления в России в качестве института публичной власти.

Приоритетным для органов государственной власти должен стать вопрос создания системы эффективного взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, что будет, в итоге, способствовать улучшению жизни в муниципальных образованиях, преодолению отчуждения населения от власти, а также привитию навыков  общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.

 

 

 

ГЛАВА 2. Народовластие и его формы в Российской Федерации

 

2.1 Единство представительной и  непосредственной демократии

 

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

       Принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами означает народовластие.

 В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.

В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены подробнее.

Непосредственное правление, преимущества, недостатки и значение в современный период

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.

Нужно указать, что у непосредственного правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп представительным органам.

На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на местном уровне непосредственной демократии. Традиционно прямая демократия рассматривалась политической мыслью как удел примитивных народов или небольших территориальных единиц.

Информация о работе Народовластие и его формы в Российской Федерации