Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение местного самоуправления как институт народовластия. А для достижения поставленной цели я считаю необходимым поставить решение следующих задач:
- рассмотреть местное самоуправление как фактор становления гражданского общества;
- выделить понятие народовластия и его формы в Российской Федерации, выделить местное самоуправление - как одну из форм народовластия.
-рассмотреть единство представительной и непосредственной демократии.
-рассмотреть факультативные формы народовластия.
Введение………………………………………………………………………… ..3
ГЛАВА 1. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества
1.1 Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества в современной России………………………………………………... .6
1.2 Местное самоуправление как уровень публичной власти……………15
ГЛАВА 2. Народовластие и его формы в Российской Федерации
2.1 Единство представительной и непосредственной демократии………. ...24
2.2 Факультативные формы народовластия в Российской Федерации….… 28
2.3 Местное самоуправление - форма народовластия………………….... ...30
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список использованных источников и литературы……… .....36
Рассмотрев обзор исторических типов самоуправления, как одной из форм непосредственной демократии, можно выделить некоторые их закономерности:
1. В доклассовых обществах
2. В общностях любой величины
самоуправление сочетало
3. Прямая демократия была
В.А. Кряжков говорит о необходимости выработки новых, качественных характеристик институтов непосредственной демократии19. Он считает необходимым своеобразное вкрапление её форм в представительную систему: Использование всех форм непосредственной демократии, прошедших апробацию не только в нашей стране, но и в других странах. Максимальный учёт разнообразного опыта обогащает политическую жизнь, способствует её прогрессу; широкое применение институтов непосредственной демократии на всех уровнях представительных органов власти, в работе депутатов, постоянных комиссий, президиумов превращение институтов непосредственной демократии в повседневный, стабильный элемент практики государственного строительства. Речь о сочетании непосредственного (непосредственного) и представительного правления.
2.2 Факультативные формы народовластия в Российской Федерации.
Всенародные и местные обсуждения законопроектов, выявление общественного мнения по вопросам государственного и местного значения; собрания (сходы) граждан; обращения граждан и другие формы участия граждан в управлении делами государства. К числу массовых форм выражения настроения общественности, в процессе реализации которых также выражается настроение общественности, реализуются различные способы непосредственной гражданской активности, а именно, само заявление вопросов, оценки положения дел в стране и на территории субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Сюда же относятся права граждан Российской Федерации, закрепленные в статье 31 Конституции Российской Федерации: правого собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Порядок реализации закрепленных в статье 31 Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан установлен в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Федеральный закон устанавливает уведомительный порядок проведения публичного мероприятия. Это предполагает необходимость подачи в письменном виде в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении конкретного публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. 20
Федеральным законом установлено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, являющиеся причиной проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия. Одним из таких нормативных правовых актов является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться положения, направленные на защиту прав граждан на обращения (индивидуальные и коллективные), в том числе устанавливать гарантии прав граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г.
Представительное народовластие (представительная демократия). Это форма народовластия, при которой народ свою суверенную волю осуществляет через избираемые ими выборные, представительные органы государственной власти и выборные, представительные органы муниципальных образований.
Такими органами в Российской Федерации являются: Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации; соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные, представительные органы муниципальных образований.
Представительная форма – это главная форма народовластия в Российской Федерации. Используя её, народ практически реализует принадлежащий ему суверенитет, практически и фактически выступая единственным источником и носителем государственной власти в стране.
Для представительного органа характерно то, что, во-первых, это избираемый народом (выборный) орган государственной власти или выборный орган муниципального образования; во-вторых, это орган, состоящий из представителей народа, то есть коллективный орган государственной власти или коллективный орган муниципального образования, осуществляющие свою деятельность на основе расширенной коллегии; в-третьих, это государственный орган или орган муниципального образования, который отвечает за свою деятельность перед народом.
2.3 Местное самоуправление - форма народовластия
Согласност.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а)непосредственно (т.е. путём референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в)через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Законе об общих принципах организации местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституция Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ст. Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
Местное самоуправление имеет свой субъект. Им являет население, граждане. Учитывая, что согласно ст. 1 и 12 «Закона общих принципах организации местного самоуправления мест» самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Определение муниципального образования дается в ст. 1, согласно которой «муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
Население муниципального образования осуществляет мест самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления. Местное самоуправление — это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем оно не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление — не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная — формы публичной власти, власти народа.
Местное самоуправление имеет свой субъект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их перечень дан в ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Перечень не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из изученной мною темы курсовой работы, считаю необходимым отметить следующие важные моменты. Местное самоуправление - важнейший институт гражданского общества и одна из основ конституционного строя России. Любой специалист в области экономики и управления неизбежно сталкивается с деятельностью местного самоуправления. В России местное самоуправления находится на этапе становления. Законодательная база местного самоуправления на федеральном уровне и в субъектах Федерации недостаточна и несовершенна, претерпевает изменения в связи с реформой местного самоуправления. В структуре демократического государства важнейшим компонентом является институт местного самоуправления. Институт местного самоуправления способствует укреплению государственных устоев, стабилизации политической, социально-экономической ситуации, снижению межэтнических конфликтов, приобщая человека к решению собственных проблем, тем самым способствует возвышению качества жизни в обществе в целом.
Сам процесс становления местного самоуправления в России идет сложно, медленно, а нередко и с нарушением законов. Малодоступна населению и сама идеология формирования местного самоуправления. В сознании общества пока ещё не преодолено отношение к самоуправлению как к власти, которая ничем не отличается от государственной. Можно смело сказать, что основная масса населения не видит существенного различия между централизованной государственной властью и местным самоуправлением. Поэтому каждый из нас воспринимает государство как машину властвования, отдельной и независимой о людей. Трудно себе представить существование местного самоуправления, если население не нуждается в нем.
Существенными элементами механизма саморегуляции являются ценности и нормы, отражающие право и способность участия населения в управления. Не любые ценности и нормы способствуют эффективному местному самоуправлению. Сложно представить себе, что местное самоуправление сможет успешно развиваться в обществе тоталитарного типа с централизованным режимом управления. Поэтому нормы, связанные с подавлением свободы индивидуального саморазвития личности, господствуют именно в таком обществе. Говоря о ценностях на обывательском уровне предпочтительными оказываются усердное поведение, а также демонстрация положительных связей с людьми, которые имеют власть, как это было в недалеком прошлом.
При режим где, государственная власть не стремится взять всё в свои руки, необходимостью является создание соответствующей правовой базы организации местного самоуправления и его защиты. Даже при том что существуют конституционные нормы по местному самоуправлению, вполне серьезно можно утверждать, что на данный момент в России нет местного самоуправления, по крайней мере, как его описывают в Европейской хартии о местном самоуправлении. В которой говорится, что местное самоуправление –это «…право, реальная способность органов местного самоуправления регулировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения»21. При анализе обстоятельств, по имеющейся информации о местном самоуправлении в России дает возможность лишь сформулировать возможные направления развития местного самоуправления в России. Именно на праве властвовать в местных делах, непосредственно не затрагивающих интересы других сообществ, основывается местное самоуправление. Можно предположить , что право реализуется при условии , если вступив в договор друг с другом отдельные индивиды, по взаимному соглашению имеют право уступить, передать, делегировать часть своих властных полномочий какому либо одному человеку, либо группе граждан, либо существующему или специально созданному органу. При этом сообщество должно не только понимать, что такое ответственность, но и быть готовыми и способными принимать её на себя при случаях незаконного использования властных полномочий теми кому они доверены. Должны быть реализованы в рамках закона, естественные права граждан в том числе и на местах.
В любой полиэтнической среде могут эффективно осуществляться принципы местного самоуправления, если есть тесное взаимодействие внутри данного сообщества, основанного на горизонтальных связях, сформированных временем. Среди населения, горизонтальные взаимодействия формируются и широко распространяются, выражаясь в готовности помочь соседу, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания.
Именно с государственной властью связано местное самоуправление. В некоторых случаях местное самоуправление является продолжением государственной власти (и их нельзя противопоставить друг другу, поскольку они выполняют общую государственную задачу), в других случаях – независимым от централизованной государственной власти институтом. Но актуальное местное самоуправление имеется в виду не во всех случаях. Создание и функционирование института местного самоуправления как формы народовластия является требованием времени для выполнения задач, выдвигаемых реформами. Деятельность местного самоуправления в ходе преобразований может оказаться вне правового поля, при этом испытывая при этом определенную враждебность к государству. Однако подобное возможно только в случае особой слабости государства как института. Но государство обладающее реальной властью не допускает развития событий, не отвечающих интересам сохранения целостности страны.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты.
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.-М.:Теис, 1996. С.28
4.Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: монография. – М.: Велби, Проспект, 2012. – с. 57.
5.Волков В.Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. канд. юрид. наук. – Челябинск: ИНФОРМ. - 2007. – с. 127.
6.Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. ст. 4466.
7.Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права.2012. - № 6. - с. 11.
Информация о работе Народовластие и его формы в Российской Федерации