Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия). Для снижения отрицательных последствий необходимо уметь правильно выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. С развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой
вариант конфликтной ситуации, которая при неправильном управлении может перерасти в серьезный конфликт.
1. Понятия конфликта и конфликтной ситуации……………………………….- 1 -
2. Виды, функции конфликтов…………………………………………………..- 5 -
3. Объективные причины конфликтов………………………………………….- 6 -
4. Личностные особенности возникновения конфликтов……………………..- 7 -
5. Психологические компоненты конфликта…………………………………...- 9 -
6. Конструктивное разрешение конфликтов…………………………………...- 11 -
7. Стратегии выхода из конфликта……………………………………………..- 12 -
8. Переговоры по разрешению конфликтов……………………………………- 14 -
Литература……………………………………………………………………….- 15 -
Содержание
1. Понятия конфликта и
конфликтной ситуации…………………………
2. Виды, функции конфликтов………………………………
3. Объективные причины конфликтов………………………………………….- 6 -
4. Личностные особенности
возникновения конфликтов………………
5. Психологические компоненты конфликта…………………………………...- 9 -
6. Конструктивное разрешение конфликтов…………………………………...- 11 -
7. Стратегии выхода из конфликта……………………………………………..- 12 -
8. Переговоры по разрешению конфликтов……………………………………- 14 -
Литература……………………………………………………
1. Понятия конфликта и конфликтной ситуации
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой,
поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Конфликты имеют
позитивные и негативные функции (последствия). Для снижения отрицательных
последствий необходимо уметь правильно выявлять причины, управлять их
протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. С
развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений значение
управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой
вариант конфликтной ситуации, которая при неправильном управлении может
перерасти в серьезный конфликт.
Различия людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных
событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же
создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели
хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная
ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, но не всякая
спорная ситуация ведет к конфликту.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо
поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по
их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. п.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
1) значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; 2)
препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим
участником; 3) превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему
препятствию хотя бы у одной из сторон.
Конфликтные ситуации, существующие в значительном количестве, переходят в
конфликт лишь при нарушении баланса интересов участников взаимодействия и при
определенных условиях. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику
необходимо внешнее
Инцидент (повод) характеризует активизацию действия одной из сторон,
которая ущемляет, пусть даже неумышленно интересы другой стороны. В качестве
инцидента могут выступить и действия третьей стороны. Инцидент может возникнуть
случайно, независимо от желания участников, вследствие объективных причин
(выпуск бракованной продукции)
(не учёта психологических особенностей другой стороны), а может быть создан
намеренно одной из сторон для достижения определенных целей в будущем.
В конфликтной ситуации уже
проявляются возможные
– субъекты, а также объект конфликта.
Субъектами конфликта является часть участников конфликтного
взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве
субъектов (оппонентов) конфликта
могут выступать отдельные
(руководители, сотрудники), группы, подразделения, организации. Субъекты должны
иметь возможность действовать от своего лица, т. е. защищать свои собственные
интересы, а не быть средством в реализации чьих-то интересов. Другая часть
участников этого
являться посредниками, свидетелями, адвокатами, переговорщиками.
Важной составляющей любого конфликта является объект конфликта, т. е.
то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает
противодействие, получение чего одним из участников полностью или частично
лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Например, ресурсы права
собственности, право принимать решение, новая должность и др.
Для возникновения конфликтной ситуации не обязательно наличие объекта
конфликта, конфликт может начаться и без него. Плохое настроение, неприязнь к
коллеге по работе, не восприятие индивидов друг другом может послужить
причинами конфликта без четко выраженного объекта. На первый взгляд кажется,
что людям нечего делить, однако это не снижает уровня конфликтного
взаимодействия и сложности их урегулирования.
Конфликтная ситуация представляет систему взаимосвязанных и
взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня, отражающих
актуальное противоречие. Конфликтная ситуация – понятие достаточно подвижное,
неустойчивое, оно может измениться при изменении любого из ее элементов:
взглядов оппонентов, отношений объект-оппонент, подмены объекта конфликта,
появление условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов,
отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и другие. Некоторые
конфликтные ситуации существуют годами, не перерастая в конфликт только
потому, что индивиды не общаются друг с другом. Например, обида соседей друг
на друга из-за пустяка может привести к ссоре и прекращению общения на
несколько лет.
Особенностью восприятия конфликтной ситуации является его искаженность.
Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия,
высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.
В «Словаре русского языка» «конфликт» разъясняется как « столкновение
противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие острый спор». При
таком широком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Другой поход
заключается в понимании конфликта как столкновения противоположных целей,
интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов. Здесь предполагается, что
субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельное лицо, либо
группы людей. В связи с рассмотрением психологии конфликта, под конфликтом
будем понимать активные взаимно направленные действия каждой из
конфликтующей сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными
эмоциональными переживаниями.
Конфликты возникают в различных сферах человеческого взаимодействия:
семейные, конфликты «руководитель – подчиненный», межличностные,
межгрупповые, межгосударственные.
Признаками конфликта являются: 1) наличие ситуации воспринимаемой участниками
как конфликтной; 2) неделимость объекта, т. е. объект конфликта не моет быть
поделен между участниками конфликтного взаимодействия; 3) желание участников
продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
При возникновении одной конфликтной ситуации и наличии инцидента конфликт
закономерен. В этом случае
формулу конфликта можно
Если же из одной конфликтной ситуации следует другая или появляется независимо
несколько, то конфликт неизбежен: КС1+КС2+.+И=К. Если конфликтная
ситуация отсутствует, то
вероятность конфликта
общественном транспорте между случайными попутчиками. Такой конфликт во многом
случаен и его мало кто мог бы продолжить.
2. Виды, функции конфликтов
В связи с тем, что конфликты
имеют самую разнообразную
количество достаточно велико. Классификация конфликтов проводится в
соответствии с рядом факторов: способом их разрешения (насильственные и
ненасильственные), сферой проявления (политические, социальные, экономические,
организационные), направленностью взаимодействия (вертикальные,
горизонтальные), степенью выраженности (открытые и скрытые), количеством
участников (внутриличностные, межличностные, групповые), наличием объекта
конфликта (объективные и безобъективные), затронутыми потребностями (конфликт
интересов, взглядов).
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. Из
позитивных функций конфликта можно выделить: 1) в результате конфликта
выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении, нарушения в
функционировании организации; 2) бурные эмоциональные реакции, сопровождающие
конфликтное взаимодействие,
снимает эмоциональную
установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и
межличностных отношений; 4) сплочение коллектива при противоборстве с внешними
трудностями, внешним врагом; 5) источник инноваций, стимулирование к изменениям
и развитию. С другой стороны, конфликты выполняют негативные функции,
так как ведут к беспорядку,
большим эмоциональным и
снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе,
замедляют и затрудняют принятие решений.
3. Объективные причины конфликтов
Причины конфликтов крайне разнообразны, но можно выделить следующие
укрупненные группы объективных причин:
1) Ресурсная группа причин, т. е. ограниченность ресурсов, подлежащих
распределению. Людям свойственно стремление завышению личного вклада и
значимости своего труда, в связи с чем любое распределение ресурсов на любом
уровне (власть, премия, земля) может привести к конфликту.
2) Информационная группа причин. Причиной многих конфликтов является
информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой: неполные
и неточные факты, слухи, искажение. Такое положение приводит к неправильному
восприятию сложившейся ситуации, неадекватному поведению личностей, а затем и
к конфликтам.
3) Ценностная группа причин, т. е. принципы, которые мы провозглашаем или
опровергаем, личностные системы убеждений, поведения; различия в целях,
ценностях, уровне квалификации, образования.
4) Структурная группа причин. При совместной работе всегда существует
возможность конфликта в связи со взаимозависимостью прав, функций,
ответственности, неадекватным пониманием качества труда. К этой же группе
можно отнести вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий
и ответственности.
5) Коммуникативная или поведенческая группа причин, включающая поведение
индивидов не в соответствии с ожиданиями окружающих.
75-80 % межличностных конфликтов
порождаются ограниченностью
подлежащих распределению, хотя внешне это может выглядеть как несовпадение
характеров, взглядов, моральных ценностей. Конфликты между личностью и
группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых форм
поведения. Межгрупповые конфликты
порождаются в большинстве
расхождением во взглядах или интересах, хотя эти интересы часто сводятся к
борьбе за ресурсы. Объективные причины существуют для многих участников
конфликтного взаимодействия, а в конкретном конфликте принимают участие лишь
отдельные личности, чьи интересы будут затронуты именно здесь и сейчас.
4. Личностные особенности
возникновения конфликтов
Появление конфликта, так правило, связано с психологическими особенностями
личности, затронутыми ее интересами, потребностями, мотивами деятельности.
Основными характеристиками, определяющие поведение индивида в конфликте,
являются: природные свойства
индивида, его индивидуально-
особенности (темперамент); система потребностей, мотивов, интересов;
внутреннее представление личности о себе, ее “Я-образ”.
Природные свойства личности – это то, что заложено в ней от рождения и, как
правило, характеризуется степенью выраженности таких динамических
характеристик, как активность и эмоциональность. Активность индивида
выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и
быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции.
Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости
индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к
окружающему миру. Швейцарский психолог К. Г. Юнг предложил психологические
особенности индивида, вытекающие из его интереса к окружающему миру, назвать
«экстраверсия – интроверсия». Экстраверсия – это характеристика
психологических особенностей личности, при которых индивид сосредотачивает
свои интересы на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны
импульсивность поведения, активность в жестах общительность, проявление
инициативы, открытость их внутреннего мира. Интроверсия характеризуется