Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия). Для снижения отрицательных последствий необходимо уметь правильно выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. С развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой
вариант конфликтной ситуации, которая при неправильном управлении может перерасти в серьезный конфликт.
1. Понятия конфликта и конфликтной ситуации……………………………….- 1 -
2. Виды, функции конфликтов…………………………………………………..- 5 -
3. Объективные причины конфликтов………………………………………….- 6 -
4. Личностные особенности возникновения конфликтов……………………..- 7 -
5. Психологические компоненты конфликта…………………………………...- 9 -
6. Конструктивное разрешение конфликтов…………………………………...- 11 -
7. Стратегии выхода из конфликта……………………………………………..- 12 -
8. Переговоры по разрешению конфликтов……………………………………- 14 -
Литература……………………………………………………………………….- 15 -
фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, на своем
внутреннем мире. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им
наивысшую ценность, для них характерна необщительность, замкнутость,
социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднена социальная
адаптация.
Сочетание интроверсии – экстраверсии с эмоциональными характеристиками
определяет темперамент личности. В соответствии с учением И. П. Павлова
выделяют три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность,
подвижность возбудительного и тормозного процессов. В настоящее время
выделяют четыре типа темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный
соответствует темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный –
темпераменту флегматика; сильный неуравновешенный – темпераменту холерика;
слабый – темпераменту меланхолика.
Система потребностей, мотивов, интересов личности объясняет причины поведения
личности, помогает понять принимаемые ею решения, участие или неучастие в
конфликте. В основе большинства конфликтов лежит невозможность реализовать
значимые для нее цели, потребности, интересы.
Поведение личности в конфликте определяется внутренним представлением
личности о себе, ее «Я-концепцией» («Я-образ»). Стабильность «Я-образа»
является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека.
Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор
свойств характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с этим
набором представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает
самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев люди могут игнорировать
объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и
соглашаться с ошибочной или даже ложной, если она соответствует «Я-образу».
Формы поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее
мнению, воздействия называют психологическими механизмами защиты, которые и
формируют субъективные причины конфликтов.
Конфликты возникают и из-за несоответствия поведения индивида ожиданию
окружающих. Такое объяснение
причины возникновения
в соответствии с ролевой теорией. Согласно этой теории личность в жизни
рассматривается как актер, поведение которого должно отвечать определенной
роли в соответствии с разделением функций и ожиданию окружающих от этой роли.
В случае соответствия поведения личности ожиданиям окружающих конфликт не
возникает, если же поведение личности значительно отличается от ожидаемого,
то возникает конфликт, сила которого может быть различной.
Поведение личности во многом определяется условиями, в которых она
существует. Новым для российской практики явлением стало понятие конкуренции.
Конкуренция представляет собой
жесткое конфликтное
и физических лиц в различных сферах деятельности, которое происходит в
соответствии с выработанными правилами (нормами). При нарушении этих правил
возникают конфликты.
5. Психологические
компоненты конфликта
Психологические компоненты конфликта составляют актуальная мотивация
сторон, их стратегии и тактики поведения, а также их информационные модели
конфликта.
Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с
удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних
условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Истинные мотивы конфликта
оппоненты в большинстве случаев скрывают. Мотивы индивида, группы не возникают
сами по себе, а часто определяются ситуацией, условиями, в которых он
находится. Протекающие в обществе социально-дезорганизующие процессы
деформируют общественное сознание,
которое реализуется и
потребности и интересы.
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это
осознанный образ
действия человека. Основная цель оппонента – овладение объектом конфликта. Ей
подчинены стратегические цели. Однако в зависимости от развития конфликта эта
цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба оппоненту),
которую вначале выступала как цель-средство.
Система отношений оппонента
к элементам конфликтной
соответствующем поведении и поступках – позиции. Позиция
характеризуется, с одной
стороны динамичностью и
относительной устойчивостью.
Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой
стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую реальность
конфликта. Эти действия взаимнообуславливаются и приобретают характер
взаимодействия.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики
(приемы).
Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют:
концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту
в расположении противника; экономию сил и времени.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как установка на
определенные формы поведения в ситуации конфликта. Типы поведения оппонентов в
конфликте: приспособление (уступка); соперничество (конкуренция);
сотрудничество (поиск решения удовлетворяющего обе стороны); компромисс
(взаимные уступки в
чем-то важном для каждой
используются комбинации стратегий. Различное сочетание параметров дает
возможность выделить четыре основных стратегии поведения в конфликте (схема).
Достичь своих целей в конфликте человек может с помощью: противоборства
(«борьбы»); отстаивания своей позиции на основе норм и правил («право»);
манипуляции другими («хитрость») и открытого разговора («диалог»).
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика –
совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии.
Тактики поведения: тактика физического насилия; тактика психологического
насилия (ущерба); тактика захвата и удержание объекта конфликта (объект
материален); тактика давления (угрозы, шантаж и т. д.); тактика демонстративных
действий (не выход на работу, публичные высказывания и др.); тактика
санкционирования ( воздействие на оппонента с помощью взыскания, запрета, отказ
от выполнения приказа и др.); тактика коалиций (создание союзов, увеличение
группы); тактика фиксации своей позиции (использование фактов, логики для
подтверждения своей позиции); тактика дружелюбия (демонстрация готовности
решить проблему, предложение помощи); тактика сделок (взаимный обмен
обещаниями, уступками и др.).
6. Конструктивное разрешение конфликтов
Завершение конфликта – окончание конфликта по любым причинам. Основные
формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, устранение,
перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников,
направленная прекращение
противодействия и решение
столкновению. Урегулирование конфликта – в устранении противоречия
между оппонентами принимает участие третья сторона. Затухание конфликта
– временное прекращение противоборства при сохранении основных признаков
конфликта: противоречия и напряженность отношений. Устранение конфликта – такое
воздействие на него, в результате которого меняются основные структурные
элементы конфликта (например, увольнение, перевод одного из оппонентов,
устранение объекта конфликта). Перерастание в другой конфликт
происходит, когда в отношениях возникает новое, более значимое противоречие и
происходит смена объекта.
Среди условий конструктивного разрешения любого конфликта: 1)
прекращение конфликтного взаимодействия; 2) поскольку при разрешении конфликта
сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу, необходимо
снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту;
3) перестать видеть в оппоненте врага, противника; 4) уменьшить негативные
эмоции противоположной стороны; 5) объективное обсуждение проблемы; 6) поиск
общего в целях интересах; 7) учет статусов друг друга (должностного положения);
8) выбор оптимальной стратегии разрешения.
7. Стратегии выхода из конфликта
Непосредственно разрешение конфликта представляет собой процесс, который
включает анализ и оценку ситуации (аналитический этап), выбор способа
разрешения конфликта, формирование плана действий, реализацию плана и его
коррекцию, оценку эффективности действий. Решающим для разрешения конфликта
становятся стратегии, развиваемые его участниками. Стратегия выхода из
конфликта представляет собой основную линию поведения на заключительном
этапе. Выделяют пять основных стратегий: приспособление; соперничество;
сотрудничество; компромисс; избегание.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для
себя решения. Соперничество оправдывается в случаях: явной конструктивности
предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, а не отдельной
личности; отсутствии времени на уговоры оппонента; в экстремальных и
принципиальных ситуациях.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными
уступками. Характеризуется отказом от части ранее выдвигаемых требований,
готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными.
Эффективен в случаях: понимания оппонентом, что его соперник обладает равными
возможностями; наличие взаимоисключающих интересов; угрозы потерять все.
Приспособление, или уступка,
рассматривается как
отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают:
осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений с
оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы; давление
третьей стороны; угроза серьезных негативных последствий, отсутствие шансов
на другой исход.
Избегание, уход от решения проблемы, является попыткой уйти из конфликта при
минимуме затрат. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для
решения противоречия после попыток реализовать свои интересы с помощью
активных стратегий; при стремлении выиграть время; не желая решать проблему
вообще. Здесь идет речь не о разрешении, а о затухании конфликта.
Сотрудничество предполагает направленность оппонентов на конструктивное
обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как соперника, а как
союзника в поиске решений. Наиболее эффективно в ситуациях сильной
взаимозависимости оппонентов; важности решения для обеих сторон;
непредубежденности участников.
Сочетание стратегий определяет то, каким путем на практике реализуется
разрешение конфликта: путем силового подавления одной из
сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество).
Силовое подавление - это продолжение применения стратегии соперничества.
В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента
отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требование
оппонента или просит извинения за допущенные недостатки в деятельности,
поведении или общении.
8. Переговоры по разрешению конфликтов
Переговоры – способ разрешения конфликта, который заключается в
использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы.
Переговоры ведутся: о продлении действий соглашений, о нормализации отношений,
о перераспределении, о создании новых условий. Среди функций переговоров
наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации
действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды. Психологическими
механизмами переговорного процесса являются согласование целей и интересов,
стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и взаимного контроля
сторон. Успех переговоров зависит от ряда психологических условий.
Компромисс может быть достигнут с помощью техники открытого разговора, а
сотрудничество – с помощью метода принципиальных переговоров. Техника
открытого разговора заключается в следующем: заявить, что конфликт невыгоден
обоим; предложить конфликт прекратить, признать свои ошибки; сделать уступки в
том, что не является для вас главным; высказать пожелания об уступках,
необходимых со стороны оппонента; без негативных эмоций обсудить взаимные