Наследование по завещанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений. Как данные процессы отразились на таком понятии как“функции государства” ? Я считаю этот вопрос очень важным и актуальным, т.к.если до конца не разобраться в “том, что и как государство делает”, что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, признаки и социальное назначение функций государства.
1.1. Понятие «функция государства»………………………………………4
1.2. Содержание функций…………………………………………………..5
1.3. Признаки функций……………………………………………………..6
1.4. Классификация функций………………………………………………8
1.5 .Социальное назначение функций……………………………………10
Глава 2. Внутренние функции российского государства.
2.1. Обеспечение народовластия…………………………………………..12
2.2. Экономическая функция………………………………………………12
2.3. Социальная функция…………………………………………………..14
2.4. Экологическая функция……………………………………………….15
2.5. Налогообложение……………………………………………………...16
2.6. Защита прав и свобод граждан………………………………………..17
Глава 3. Внешние функции российского государства.
Интеграции в мировую экономику……………………………………..19
Поддержки иностранных инвестиций………………………………….20
3.3. Функция обороны……………………………………………………..20
3.4. Функции поддержки мирового порядка……………………………..22
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………………………………………………………………23
Глава 4. Формы и методы осуществления функций государства……………...25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач-1.docx

— 93.71 Кб (Скачать файл)

 

    1. Содержание функций.

            Понятие функции государства  появилось и стало широко использоваться  на предыдущем этапе развития  отечественной теории государства  и права. В рамках марксистско- ленинского подхода к государству  выделялись, как уже указывалось  выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение  государства, утверждалось, что поскольку  и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства  и обеспечивающая их система  структурных образований изменяется  в зависимости от изменения  классовой сущности и формы  государства, постольку для определения  этой зависимости вполне уместным  и очень подходящим является  понятие именно функции.

            Содержание каждой функции –  управленческая деятельность государства  в определённой сфере общественной  жизни. Функции, т.е. характер и направления  государственной деятельности, оказывают  решающее влияние на структуру  государственного аппарата. Необходимо  отметить, что учёные, специалисты, представители прогрессивной общественности  неоднократно и задолго до  начала правовой реформы и  принятия Конституции страны, других  важнейших документов пытались  привлечь внимание к важности  серьёзных преобразований в государственной  аппарате, принимали посильное участие  в творческом поиске ответов  на проблемные вопросы госслужбы  и определении оптимальной модели  её организации.

В изданиях, посвящённых управлению госслужбой, формулируются обобщающие задачи в этой области, а именно:

             1.Разработка обобщённой теории  развития госслужбы РФ (вслед  за уже принятой концепцией  реформирования), отражающей современную  управленческую парадигму, цели  и конечные результаты реформ  госслужбы.

           2.Определение пределов правового  регулирования госслужбы, юридическое  закрепление её основ, последующая  систематизация и кодификация  нормативных правовых источников.

           3.Формирование целостной системы  госслужбы и рациональной системы  государственного аппарата с  её централизованным управлением.

           4.Обеспечение эффективности госслужбы.

В перспективе намечается существенно усилить государственный, общественный, профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о госслужбе.

            Это понятие особенно широко  было использовано для определения  деятельности социалистического  государства - его роли как главного  орудия построения социализма, подавления  эксплуататорских классов, организации  народного хозяйства, поддержки  национально- освободительных движений  и тому подобное. При этом так  называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались  с новой (социалистической) сущностью  самого государства - социалистическая  собственность, господство рабочего  класса, правящая коммунистическая  партия и так далее.

             На современном этапе развития  отечественной теории государства  и права тоже сохраняется функциональный  подход к деятельной стороне  государства, но с уточнениями: расширяется  и углубляется понимание социального  назначения государства; отвергается  провозглашаемая ранее жесткая  связь между изменениями классовых  характеристик государства и, соответственно, его функций.

 

                                                             5

             Особенно существенно различие  в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим  формациям.

             Функции государств эксплуататорских  типов имеют существенные общие  черты: 
ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется; 
охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности; обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику. 
             Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

               второстепенное значение функции  прямого подавления , которое осуществляется  большинством населения в отношении  свергнутого эксплуататорского  меньшинства и постепенно утрачивает  свое назначение, хотя рецидивы  и могут быть;

              охрана всех существующих различных  форм собственности на средства  производства;

               ведущее значение организаторских  функций, неизвестных эксплуататорским  государствам; 
              целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

 
               Как показывает исторический  опыт, на функции государства  оказывают определяющее влияние  не столько классовые характеристики  государства, сколько новые условия  и проблемы современной жизнедеятельности  общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные  проблемы). В функциональной характеристике  государства отечественная теория  уходит от предыдущей методологической  вульгаризации и догматизации, учитывает  все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что  было накоплено и наработано  в этой области на предыдущем  этапе. Ценным оказалось прежде  всего само понятие функции  государства, ее содержание и  значение как одной из важных  характеристик деятельной стороны  государства.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е.процесс формирования и эволюции государственности.

 

    1. Признаки функций

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

К этим признакам относятся :

               -прочно сложившаяся предметная  деятельность государства в важнейших  сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

                                                        6

              -непосредственная связь между  сущностными, формальными характеристиками  государства и его социальным  назначением, которое и реализуется  в деятельности государства;

 

                -направление деятельности государства  на решение крупных социально -экономических, политических и иных  задач, достижение крупных, общественно  значимых целей, которые встают  на каждом историческом этапе  развития общества;

                 -деятельность государства   в  определенных  формах  (чаще  всего  правовых)  и  с применением  особых, в том числе властно - принудительных  методов.

       Профессор  Хропанюк выделяет такие черты  функций государства:

            - содержание каждой функции складывается  из совокупности однородных аспектов  государственной деятельности;

              - в отличие от функций многочисленных  государственных органов, специально  предназначенных для определённой  деятельности, функции государства  охватывают его деятельность  в целом;

             - функции носят комплексный, собирательный  характер. В них воплощается сосредоточение  усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях  его внутренней и внешней деятельности;

              -функции необходимо также отличать  от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться  либо структурными подразделениями  разнообразных органов государства.

              -функции нельзя отождествлять  с формами и методами их  реализации.

 

Л. А. Морозова выделяет:

 

1) Устойчиво сложившуюся  предметную деятельность в важных  сферах жизни общества.

 

2)Непосредственную связь  между сущностью государства  и его социальным назначением, которая реализуется в функции  государства.

 

3) Направленность деятельности  государства на выполнение задач  и достижение целей, встающих  на каждом историческом этапе.

 

4) Формы реализации функций  государства (правовые и организационные), обусловленные применением специальных  методов управления, в том числе  властно-принудительных.

                 Совокупность этих признаков  позволяет утверждать, что действительно  речь идет о функциональной  характеристике государства, о наличии  у того или иного государства  соответствующих функций.

                 Функциональная характеристика  позволяет изучать не только  государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа  в той или иной конкретно - исторический  период, но и государственность  этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть  и то, как развивалась, изменялась  в определенной связи и сама  государственная организация общества  в длительном историческом процессе.

 

Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория «функции государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства».

                                                         7

 

1.4.Классификация функций

                В познании государственно - правовых  явлений и процессов в теории  государства и права используется  метод классификации, так как  без этого метода упорядочить  и сопоставить все многообразие  государственно -правовых явлений  и процессов попросту невозможно.

                Эффективно используется метод  классификаций и при изучении  непосредственно функций самого  государства.

                Классификационные критерии, то  есть признаки (их сумма), позволяющие  отнести те или иные функции  к конкретному классу, группе, имеют  разный характер. Выделяют, например:

- объекты и сферы государственной  деятельности;

- территориальный масштаб;

- способ государственного  воздействия на общественные  отношения;

- взаимоотношения государств;

- содержание функций.

                   Действительно,в научных и практических  целях функции государства могут  быть классифицированы по самым  различным критериям. В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства, а именно: 
по сферам деятельности (объекты воздействия); 
по продолжительности действия; 
по социальной значимости; 
по правовым формам осуществления.

По времени действия функции делятся на:

- постоянные (осуществляемые  государством на всех этапах  его существования);

-временные (появление которых  вызвано специфическими условиями  общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

 

                     По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся  на:

-внутренние[3](представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

-внешние[4](деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

                     Внутренние и внешние функции  любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая  линию поведения с другими  государствами, во многом зависит  от внутренних условий существования  данного государства.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:

-экономические;

-политические;

-социальные;

-осуществляемые в духовной  сфере.

                        Высказывается также мнение, что  функции государства следует  делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма  условно, так как критерий такого  образного разграничения достаточно  четко не определен.

                                                        8  

Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

Профессор Алексеев выделяет также:

-Главные (основные) – функции, имеющие приоритетное значение  на определённом этапе.

-Производные (вспомогательные, неосновные) – сопутствующего или  обслуживающего характера.

                 Следует отметить, что, помимо группы  основных и группы неосновных  государственных функций, существует  также группа функций органов  государства. Иными словами, функции  государственных органов — это  реализация компетенции, прав и  обязанностей отдельных органов  в соответствии с их местом  и назначением в государственном  механизме и политической системе  общества.

                   Взаимосвязь трех групп государственных  функций — основных, неосновных  и функций государственных органов  — проявляется в том, что осуществление  основных функций государства  по своей сути есть непрерывный  процесс реализации многочисленных  неосновных государственных функций  и функций отдельных государственных  органов. Указанные выше три категории  соотносятся соответственно как  общее, особенное и единичное (специальное).

Информация о работе Наследование по завещанию