Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:23, курсовая работа
В настоящее время существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений. Как данные процессы отразились на таком понятии как“функции государства” ? Я считаю этот вопрос очень важным и актуальным, т.к.если до конца не разобраться в “том, что и как государство делает”, что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, признаки и социальное назначение функций государства.
1.1. Понятие «функция государства»………………………………………4
1.2. Содержание функций…………………………………………………..5
1.3. Признаки функций……………………………………………………..6
1.4. Классификация функций………………………………………………8
1.5 .Социальное назначение функций……………………………………10
Глава 2. Внутренние функции российского государства.
2.1. Обеспечение народовластия…………………………………………..12
2.2. Экономическая функция………………………………………………12
2.3. Социальная функция…………………………………………………..14
2.4. Экологическая функция……………………………………………….15
2.5. Налогообложение……………………………………………………...16
2.6. Защита прав и свобод граждан………………………………………..17
Глава 3. Внешние функции российского государства.
Интеграции в мировую экономику……………………………………..19
Поддержки иностранных инвестиций………………………………….20
3.3. Функция обороны……………………………………………………..20
3.4. Функции поддержки мирового порядка……………………………..22
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………………………………………………………………23
Глава 4. Формы и методы осуществления функций государства……………...25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
-законодательные (правотворческие);
-управленческие;
-правоохранительные (в том числе судебные);
-информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти : законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Специфическая особенность этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а также манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для функционирования других ветвей власти, всего государства.
Лазарев выделяет такие классификации:
Следует подчеркнуть, что в настоящее время значение имеет научно-теоретическое и практическое исследование вопроса о функциях исполнительной власти.Во-первых, попытки теоретически правильно анализировать категорию исполнительной власти и сформулировать её понятие без ясного определения функций не могут быть успешными.
Опубликованная в журнале «Государство и право» в №8 за 1996 г. концепция развития схемы исполнительной власти в РФ, разработанная группой сотрудников сектора административного права ИГП РАН, ставит целый ряд интересных вопросов, затрагивающие различные аспекты данной ветви власти.
Во-вторых проблема функций
В-третьих, без правильного
Функции исполнительной власти следует определить как ведущие направления деятельности исполнительной власти; в них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними связан представляемый органам исполнительной власти объём государственно властных полномочий. Каждая функция этой ветви власти характеризуется повторяемостью, однородностью и самостоятельностью. Однако структурная сложность и особенность исполнительной власти таковы, что тщательный анализ приводит к выводу о двух уровнях её функций:
Первый уровень функций
Второй уровень функций этой
власти имеют вспомогательный, инструментальный
характер для обслуживания
Классификация функций
1.5. Социальное назначение функций.
В функциях государства отражается только
его сущность, так как у него возникают
задачи и функции, продиктованные особенностями
переживаемого момента, ситуацией политического
властвования, спецификой управления
государственно-организованным обществом.
Выделение основных направлений деятельности
государства есть «дробление» деятельности
государства в целом, которое не означает
дробления деятельности государственных
органов. Главные направления – это социально
значимые стороны деятельности государства,
к реализации которых подключены все его
органы, а не какие либо отдельные звенья.
В противном случае сущность и социальное
назначение государства не получат отражения
в функциях, и сама категория «функция
государства» потеряет и политический
и практический смысл и окажется чисто
умозрительной (спекулятивной).
Л.А. Морозова предложила трактовку
функций не только как
Функции государства являются
отражением степени развитости
общечеловеческого и
Глава 2. Внутренние функции российского государства.
Теория государства и права
до самого последнего времени
пытается обойтись без понятия
функций государства в
В политической области
Обладая верховенством в системе государственной
организации, представительные органы
сосредотачивают в своих руках руководство
обществом, выполняют функции публичной
власти, защиты конституционного строя.
Содержание функций
- реализация волеизъявления народа в
форме законодательства (правотворчество);
- обеспечение государственного суверенитета;
- официальное представительство общества,
т.е. будучи носителем политической власти,
государство представляет собой юридическую
личность, субъекта права.
-защита конституционного строя,
которая реализуется как специальными
органами (Конституционным судом), так
и непосредственно народом, путем осуществления
права на сопротивление любой попытке
насильственного изменения или устранения
существующего конституционного строя.
Вместе с тем осуществление
функции обеспечения
В период кризиса нашей страны на первый план выдвигается экономическая функция государства, без которой все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы.
Эта функция государства
Экономическая функция
деятельности государства:
1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования;
2) обеспечения надежной
охраны и защиты всех
Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов
хозяйствования. Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы. Государство может воздействовать на них экономическими методами и правовыми средствами.
При многоукладной экономике государство обычно регулирует экономические
процессы путем: установления государственных цен на отдельные социально значимые виды продукции; распределения квот на сырье, импорт; установления заработной платы; льготного кредитования в инвестирования; государственных субсидий и налогов.
Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою
экономическую основу (все формы собственности) от преступников. Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство, направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество работы правоохранительных органов.
В современных условиях, когда
неизмеримо умножились и
Вмешательство государства в экономику в известной мере сокращается и сводится у следующим мерам:
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно -финансовую и валютно-денежную системы. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования.
Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:
а).выработке экономической политики;
б). управлению предприятиями и организациями,составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и тд.
в).установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.
г).регулированию внешнеэкономических отношений государства.
В периоды экономических
Социальная функция
многообразна по содержанию и
масштабна по объему
Многие государства
характеризуют себя