Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – охарактеризовать понятие несостоятельности должника – юридического лица как основания для прекращения его деятельности.
Задачами данной работы является следующее:
- дать понятие и охарактеризовать основания прекращения деятельности юридических лиц;
- дать понятие несостоятельности;
- определить и охарактеризовать основания признания юридического лица банкротом;
- рассмотреть процедуры банкротства, а также установить порядок удовлетворения требований кредиторов.
Введение 5
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) по российскому законодательству 9
1.1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). 9
1.2.Историческое развитие института банкротства. Формирование нормативной базы 12
1.3. Отношения регулируемые законом о несостоятельности (банкротстве) 27
Глава 2. Процедуры банкротства 48
2.1.Введение наблюдения. 48
2.2.Финансовое оздоровление 64
2.3.Внешнее управление 70
2.4.Конкурсноепроизводство...………………………………………………76
Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц 81
3.1.Банкротство градообразующих организаций 81
3.2.Банкротство сельскохозяйственных организаций. 86
_Toc3592858413.3.Банкротство финансовых организаций. 88
Заключение 91
Литература………………………………………………………………..........
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».2
Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.
Обращение к российским традициям гражданско-правового
регулирования банкротства представляется
мне необходимым, поскольку современный
этап развития этого института представляет
не что иное, как продолжение тех традиций,
которые закладывались в России на протяжении
многих столетий. 00000000000000000000
Своими корнями институт несостоятельности
уходит в далекое прошлое. Первые отголоски
конкурсных отношений можно обнаружить
в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали
развитые хозяйственные и имущественные
связи, а также механизм оценки имущества,
обеспечение обязательств в то время носило
личностный характер: “...чтобы добыть
кредит, плебею оставалось только заложить
себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае
неисполнения требований о возврате кредита,
должник поступал в личное распоряжение
кредитора, причем последний был вправе
убить должника и разрубить его тело на
части. С течением времени в римском праве
появляются нормы, дающие право кредитору
обратить взыскание на имущество должника,
но, тем не менее, это не избавляло его
от личной долговой расправы.000000000000000000000
В России истоки зарождения института
несостоятельности можно найти в “Русской
Правде”.2 Так, например, статья 69
регулирует тот случай, когда у должника
несколько кредиторов, и он не в состоянии
им заплатить. Способом получения денег
служила продажа должника на “торгу”,
но при условии, что несостоятельность
должника возникла вследствие несчастного
стечения обстоятельств. Полученные денежные
средства распределялись между кредиторами
в соответствии с установленными правилами.
Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности
содержится только в Соборном уложении
1649 года, хотя и оно практически повторяет
то, что было заложено в “Русской правде”.0000000000000000
Переломным моментом в регулировании
отношений несостоятельности стал ХVIII
век. Именно в этот период создается большое
количество законодательных актов, кодификация
которых была завершена в 1800 году изданием
Устава о банкротах. 0000000000000000000
Устав, состоящий из двух частей: “Для
купцов и другого звания торговых людей,
имеющих право обязываться векселями”
и “Для дворян и чиновников”, выделял
три вида несостоятельности: несчастную,
неосторожную и злостную, содержал новые
нормы о порядке признания недействительными
некоторых сделок, совершенных банкротом,
регламентировал последствия несостоятельности,
состоящие в лишении банкрота большинства
прав. Устав о банкротах широко применялся
на практике, но в процессе его применения
были выявлены «разные неудобства и недостатки,
в отвращение коих было принято решение
создать новый Устав».
Устав о банкротах 1832 года четко определивший
в качестве критерия несостоятельности
неоплатность, просуществовал вплоть
до 1917 года.
Результаты исследования правового регулирования
несостоятельности (банкротства) до 1917
года свидетельствуют о его весьма высоком
уровне даже по сравнению с современными
ему зарубежными аналогами, о понимании
целей и задач несостоятельности, как
одного из институтов рыночной экономики.00000000000000000000
После революции понятие несостоятельности
в российском праве отсутствовало, однако
в период НЭПа судам приходилось рассматривать
иски, связанные с несостоятельностью
должников, пользуясь при этом нормами
Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений
в ряд статей Гражданского Кодекса 1922
г. о залоге, поручительстве, займе, было
введено понятие несостоятельности, но
отсутствие механизма применения данных
норм не дало никакого положительного
результата.000000
28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК
РСФСР Гражданский процессуальный кодекс
был дополнен главой 37 «О несостоятельности
частных лиц физических и юридических». Согласно
этому Декрету дела рассматривались в
исковом порядке. Устанавливался срок
один год с момента принятия иска к рассмотрению
судом. Отстранив кредиторов как от участия
в конкурсе, так и от назначения управляющего,
государственные учреждения взяли на
себя исполнение этих функций. Законодательство
периода НЭПа представляло собой аномалию
конкурсного права, поскольку защищало
не законные интересы отдельных кредиторов,
а общий хозяйственный результат. Со свертыванием
НЭПа постепенно перестали применяться
и конкурсные законы, поскольку существование
института несостоятельности несовместимо
с монополией государственной собственности
и развитием плановых начал в экономике.
Переход страны в условия рыночной экономики
и интенсивное развитие предпринимательской
деятельности потребовали принятия законодательной
базы, защищающей интересы участников
экономического оборота от последствий
систематического неисполнения недобросовестной
стороной принятых на себя обязательств.
Помимо ответственности, в виде уплаты
штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским
Кодексом РСФСР, Основами гражданского
законодательства РСФСР и рядом нормативных
актов, за неисполнение принятых на себя
обязательств необходимы были меры более
жесткого характера, такие как признание
должника несостоятельным (банкротом).
Правовую базу для осуществления принудительных
мер, вплоть до ликвидации несостоятельного
предприятия в случаях, когда проведение
реорганизационных мер экономически не
целесообразно или они не дали положительного
результата, создал принятый Верховным
Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный
в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской
Федерации “О несостоятельности (банкротстве)
предприятий”.00000000000000000
Основная цель включенного в 1992 г. в российское
право института несостоятельности заключалась
в том, что из гражданского оборота исключаются
неплатежеспособные субъекты (в случае
их ликвидации), задерживающие развитие
рыночных отношений и стимулирующие рост
неплатежей.
В соответствии со статьей 3 указанного
закона рассмотрение дел о несостоятельности
(банкротстве) предприятий было отнесено
к компетенции арбитражных судов.300000000000000000000000
Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона
в силу, в арбитражные суды было подано
большое количество заявлений от кредиторов
с одинаковыми исковыми требованиями:
“прошу признать предприятие банкротом...”
Динамика дел этой категории выглядит
следующим образом: в 1993 году было рассмотрено
не многим более 100 дел; в 1994 г. – 240 дел;
в 1995 г. – 1.108 дел; в 1996 г. – 2.618 дел; в 1997 г.
– 4.320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых
несостоятельными (банкротами), увеличилось
за этот период с 50 в 1993 году до 2.200 в 1997
году. В 1997 году в отношении 850 организаций
арбитражными судами были применены реорганизационные
процедуры. Для рассмотрения первых дел
о банкротстве привлекались американские
специалисты, имеющие на тот момент наибольший
практический опыт по делам данной категории.
Так, например, в США с июня 1993 г. по июнь
1994 г. было возбуждено 845.257 дел.
Практика применения закона “О несостоятельности
(банкротстве) предприятий” с первых шагов
показала его несовершенство, значительные
пробелы. Отсутствие механизма реализации
создавало определенные трудности в его
исполнении. Так, например, в соответствии
с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий» прежде чем
подать иск в арбитражный суд, кредитор
обязан направить должнику заказной почтой
извещение с уведомлением о вручении.
В уведомлении должны содержаться требования
к должнику в недельный срок со дня его
получения выполнить свои обязательства,
а также предупреждение о том, что в случае
их невыполнения в течение указанного
срока кредитор обратится в арбитражный
суд с заявлением о возбуждении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве)
предприятия. И только после получения
кредитором уведомления о вручении извещения
он может обратиться в арбитражный суд
с заявлением о возбуждении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве).
А как быть в случае, если кредитор перестал
получать почту (поменял адрес или просто
сбежал)? Закон об этом умалчивал. Судьи
же отказывались принимать заявления
к производству, если не соблюден так называемый
претензионный порядок, даже если на уведомлении
о вручении стоит отметка почты о невозможности
вручения.
Тем не менее это не самый большой камень
преткновения, содержащийся в данном законе,
поскольку из этой ситуации еще можно
было найти выход, обратившись в органы
прокуратуры или налоговой инспекции
с просьбой предъявить иск в арбитражный
суд о ликвидации должника в связи с неоднократными
нарушениями законодательства (осуществление
деятельности без соответствующей лицензии,
не предоставление бухгалтерской отчетности
и т.д.). Стоит рассмотреть более существенные,
на мой взгляд, недостатки закона 1992 г.4 00000000000000000000000
Во-первых, как отмечают большинство авторов
статей, посвященных анализу российского
закона “О несостоятельности (банкротстве)
предприятий”, такие как В. Витрянский,
П. Баренбойм, С. Петрова, “само понятие
и признаки банкротства, которыми оперировал
прежний закон, не отвечают современным
представлением об имущественном обороте
и требованиям, предъявляемым к его участникам”. В
соответствии с п.1 ст.1 закона под несостоятельностью
(банкротством) понималась неспособность
удовлетворить требования кредиторов
по оплате товаров (работ, услуг), включая
неспособность обеспечить обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды
в связи с превышением обязательств должника
над его имуществом или в связи с неудовлетворительной
структурой баланса должника. Исходя из
определения несостоятельности, заложенного
в законе, банкротом можно было признать
предприятие только в том случае, когда
кредиторская задолженность превышала
балансовую стоимость имущества. А как
быть в ситуации, если общая сумма обязательств
равнялась общей стоимости имущества,
но само имущество неликвидное и не может
быть продано за эту сумму? Ответ на этот
вопрос закон не содержал.
В отличие от мирового опыта, исходящего
из того, что банкротом может стать тот,
кто не в состоянии оплачивать долги, российский
закон 1992 г. позволял крупным предприятиям,
не опасаясь банкротства, длительное время
не оплачивать полученные товары (оказанные
услуги или выполненные работы) и использовать
денежные средства своих кредиторов в
качестве собственных средств с тем условием,
чтобы кредиторская задолженность не
превышала балансовую стоимость активов.
И как показывает практика, арбитражные
суды признавали банкротами в основном
лишь небольшие предприятия.000000000000000000
Пункт 2 ст. 1 закона гласящий, что внешним
признаком (несостоятельности) банкротства
является приостановление его текущих
платежей, тоже вызывал определенные споры.
Согласно закону, если предприятие раз
в месяц осуществляло платеж в размере
10 рублей и одновременно имело многомиллионную
задолженность, то можно было констатировать
факт отсутствия одного из основных признаков
банкротства.
Неоднократно вставал вопрос, об исчислении
“трех месяцев со дня наступления сроков
исполнения” обязательств. Будет ли перечисление
должником своему кредитору суммы в размере
одного рубля означать, что с этого момента
необходимо заново исчислять новый трехмесячный
срок.
Во-вторых, закон 1992 г., в отличие от ныне
действующего законодательства, не подразделял
хозяйствующих субъектов. Одинаковыми
были признаки и процедуры банкротства
для таких должников, хотя совершенно
очевидно, насколько различными будут
последствия их применения.
В-третьих в законе о банкротстве 1992 года
практически не содержались нормы, детально
регламентирующие процессуальные отношения
по разрешению споров о несостоятельности
и Арбитражным судам при рассмотрении
дела приходилось согласно ст. 3 закона
обращаться к нормам Арбитражного Процессуального
Кодекса, который в свою очередь детально
регулировал только исковое производство.
Но ведь дело о банкротстве, по сути, не
является экономическим спором в общепринятом
значении этого слова. Кредитор вправе
выбрать между предъявлением обычного
иска о взыскании задолженности или подать
заявление о возбуждении дела о несостоятельности.000000000000
Стало ясно, что Правительству РФ, Федеральному
управлению по делам о несостоятельности
(банкротстве) и арбитражным судам придется
самостоятельно восполнять пробелы в
правовом регулировании данного института.
Так, например, большую ценность представляли
собой Постановление Правительства РФ
от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по
реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий» и Распоряжение
Федеральной службы по делам о несостоятельности
и финансовому оздоровлению от 12 сентября
1994 г. «Временные методические рекомендации
по оценке финансового состояния предприятий,
имеющих признаки несостоятельности».00000000000
Установлены три показателя для оценки
удовлетворительной структуры баланса
предприятия: коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными
средствами; коэффициент восстановления
(утраты) платежеспособности. «Ценность
критерий в определенных экономических
ориентирах состояла главным образом
в оценке состояния предприятия, которые
полезно знать при решении судьбы хозяйствующего
субъекта». Поскольку они не утратили своего
значения и на сегодняшний день стоит
рассмотреть содержание этих коэффициентов.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует
общую обеспеченность предприятия оборотными
средствами для ведения хозяйственной
деятельности и своевременного погашения
срочных обязательств предприятия.00000000 000000000
Коэффициент текущей ликвидности определяется
как отношение фактической стоимости
находящихся в наличии у предприятия оборотных
средств в виде производственных запасов,
готовой продукции, денежных средств,
дебиторских задолженностей и прочих
оборотных активов (сумма 2 и 3 разделов
актива баланса) к наиболее срочным обязательствам
предприятия в виде краткосрочных кредитов
банков, краткосрочных займов и различных
кредиторских задолженностей (итог 2 раздела
пассива баланса за вычетом строк 5000, 510,
730, 735, 740).00000000000000000000
Коэффициент обеспеченности собственными
средствами характеризует наличие собственных
оборотных средств у предприятия, необходимых
для его финансовой устойчивости.00000000000000000
Коэффициент обеспеченности собственными
средствами определяется как отношение
разности между объемами источников собственных
средств (итог 1 раздела пассива баланса)
и фактической стоимостью основных средств
и прочих внеоборотных активов (итог 1
раздела актива баланса) к фактической
стоимости находящихся в наличии у предприятия
оборотных средств в виде производственных
запасов, незавершенного производства,
готовой продукции, денежных средств,
дебиторских задолженностей и прочих
оборотных активов (сумма итогов 2 и 3 разделов
актива баланса).5
Коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности характеризует наличие
реальной возможности у предприятия восстановить
либо утратить свою платежеспособность
в течение определенного периода.
Коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности определяется как
отношение расчетного коэффициента текущей
ликвидности к его установленному значению.
Расчетный коэффициент текущей ликвидности
определяется как сумма фактического
значения коэффициента текущей ликвидности
на конец отчетного периода и изменения
значения этого коэффициента между окончанием
и началом отчетного периода в пересчете
на установленный период восстановления
(утраты) платежеспособности.
Изучая вопрос становления института
банкротства в России нельзя обойти вниманием
и такой орган как Федеральное управление
по делам о несостоятельности (ФУДН), созданное
Постановлением Правительства РФ от 20
сентября 1993 № 926
при Государственном комитете РФ по управлению
государственным имуществом. 000000000000000000000000000000
В ходе реформирования государственного
аппарата Управление получило не только
новое название - Федеральная служба России
по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению, но и статус самостоятельного
федерального органа исполнительной власти.
К основным задачам этого органа было
отнесено: проведение государственной
политики, направленной на предотвращение
несостоятельности предприятий, представление
интересов государства при решении вопросов,
связанных с возбуждением производства
по делу о несостоятельности предприятий
и принятием решений о проведении санации
государственных предприятий, оказание
помощи предприятиям, имеющим признаки
банкротства и т.д. Указом Президента от
22 декабря 1993 № 2264 «О мерах по реализации
законодательных актов о несостоятельности
(банкротстве) предприятий» Федеральной
службе России по делам о несостоятельности
и финансовому оздоровлению поручено
представлять от имени государства интересы
собственника при решении вопросов о несостоятельности
в отношении федеральных государственных
предприятий, а также организаций, в капитале
которых есть доля РФ. Постановлением
Правительства от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых
мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий»
служба наделена полномочиями выступать
от имени государства, как кредитора, при
решении вопросов о банкротстве предприятий,
вне зависимости от организационно-правовой
формы в случае неисполнения ими обязательств
по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные
фонды.
Попытка реформирования института несостоятельности
(банкротства) и приведения его в соответствие
с требованиями времени была предпринята
в 1995 году, когда был подготовлен проект
нового федерального закона “О несостоятельности
(банкротстве)”. Несмотря на то, что в декабре
1995 года этот проект был принят Государственной
Думой Федерального Собрания Российской
Федерации в первом чтении, работы над
этим проектом были приостановлены. К
тому имелись две причины: появление альтернативного
законопроекта (на 70 процентов повторяющего
текст прежнего), а также принятие Государственной
Думой в первом чтении проекта федерального
закона “О несостоятельности (банкротстве)
банков и иных кредитных организаций”,
в качестве совершенно самостоятельного
проекта, никак не связанного с проектом
общего закона о несостоятельности (банкротстве). После
многократных обсуждений этих проектов,
специалистами был выработан новый проект
закона, который и был принят Государственной
Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом
Федерации 24 декабря 1997 года и подписан
Президентом Российской Федерации 8 января
1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185
Федеральный закон “О несостоятельности
(банкротстве)” вступает в силу с 1 марта
1998 года.
Создавая новый закон “О несостоятельности
(банкротстве)” законодатель, изучив существующие
в развитых зарубежных странах институты
несостоятельности, и учтя опыт применения
старого законодательства, выработал
ряд принципиально новых положений, не
свойственных предыдущему закону.60000000000000000000000
Новый закон регулирует весь спектр
отношений, возникающих в связи с банкротством.
Прежде всего, в нем определяются критерии
и признаки банкротства, основания применения
к должнику соответствующих процедур.
Специфической чертой закона является
включение в него не только норм материального
права, но и большое количество норм процессуального
характера, в частности требования к заявлению
о признании банкротом, о подсудности
дел, о видах процессуальных документов
и т.д.
Анализ любого общественного явления,
в том числе и банкротства, предполагает
определение его участников. Поскольку
в данном дипломе проводится анализ банкротства
только юридических лиц, необходимо более
подробно рассмотреть тот круг лиц, которые
попадают под действие закона о банкротстве.
Согласно статьи 65 Гражданского Кодекса
РФ банкротом может быть признано юридическое
лицо, коммерческая организация, за исключением
казенного предприятия, а также юридическое
лицо, действующее в форме потребительского
кооператива либо благотворительного
или иного фонда.
Из только что приведенного понятия вопрос
о банкротстве коммерческих организаций
решен однозначно, поскольку в Кодексе
четко очерчен перечень их организационно-правовых
форм. Однако встает вопрос о некоммерческих
организациях, действующих в иных формах,
чем потребительский кооператив и благотворительный
или иной фонд. Исходя из положений Кодекса
некоммерческие организации могут образовываться
в организационно-правовых формах не только,
предусмотренных ГК РФ, но и другими законами.
Так Федеральный закон от 12 января 1996 г.
«О некоммерческих организациях» уже дополнил
их перечень двумя новыми формами: некоммерческим
партнерством и автономной некоммерческой
организацией. Сравнив, например, такие
две организационно-правовые формы как
благотворительный фонд и автономную
некоммерческую организацию, можно сделать
вывод, что по всем существенным юридическим
параметрам они совпадают.00000000000000000000
И что же следует, что благотворительный
фонд можно признать банкротом, а автономную
некоммерческую организацию нет?18 Это
несправедливо. Данный подход является
не совсем удачным. Законодателю, видимо,
стоило либо в Гражданском Кодексе четко
определить перечень форм некоммерческих
лиц, либо указать, что возможность банкротства
новых форм может определятся в законе,
регулирующем их деятельность.
На сегодняшний день в юридической литературе
неоднократно поднимается вопрос: что
такое несостоятельность и что такое банкротство,
являются ли они синонимами или нет. На
этот счет существуют различные точки
зрения.00000000000000000000000
Так например, Г.Ф. Шершеневич считает,
что банкротством следует считать несостоятельность,
сопряженную с таким виновным поведением
должника, которое причиняет или ставит
цель причинить вред кредиторам. Л. Щенникова
также указывает на то, что проведение
различий между понятиями несостоятельность
и банкротство «…по принципу вины представляется
не лишенным глубокого смысла.00000000000000000000
Авторы книги «Банкротство», одобренной
Федеральным управлением по делам о несостоятельности
(банкротстве), пишут: «предприятие–банкрот–
Интересна и позиция С.Э. Жилинского, который
помимо указанных понятий оперирует еще
и таким понятием, как неплатежеспособность,
выстраивая все три вопределенную цепочку.
«Все начинается с неплатежеспособности.
Если она оказывается вовсе непосильной
для должника и последний теряет всякую
возможность рассчитаться с кредиторами,
то такой неплательщик тем самым приобретает
новое качество - становится несостоятельным.
Третье и завершающее качество не тернистом
пути незадачливо предпринимателя – банкрот.
Им его наделяет арбитражный суд».
Новый закон так же не внес ясности в данный
вопрос. Так в его тексте до статьи 2 неоднократно
после слова «несостоятельность» в скобках
употребляется термин «банкротство».
Начиная же со статьи 2 «Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном
законе» скобки отброшены и «банкротство»
становится самостоятельным понятием.
Как уже отмечалось Федеральный закон
«О несостоятельности (банкротстве)» по-новому,
путем указания на существенные черты,
определил понятие несостоятельности.
В соответствии со ст. 2 закона под несостоятельностью
(банкротством) понимается признанная
арбитражным судом или объявленная должником
неспособность должника в полном объеме
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей.
Таким образом, из определения исчезла
несвойственная для него характеристика
экономического положения должника, как
неудовлетворительная структура баланса.
После многократных обсуждений этих проектов,
специалистами был выработан новый проект
закона, который и был принят в 2002 году. Новый
закон регулирует весь спектр отношений,
возникающих в связи с банкротством. Прежде
всего, в нем определяются критерии и признаки
банкротства, основания применения к должнику
соответствующих процедур. Специфической
чертой закона является включение в него
не только норм материального права, но
и большое количество норм процессуального
характера, в частности требования к заявлению
о признании банкротом, о подсудности
дел, о видах процессуальных документов
и т.д.7
В настоящий момент, когда в основном
хозяйствующие субъекты при заключении
сделок определяют свои обязательства
в иностранной валюте, в условиях
систематического роста курса доллара
США и соответственно падения
курса рубля для предприятий
указанная сумма становится очень
незначительной, недобросовестные фирмы
могут воспользоваться
Одной из новелл в новом законе о несостоятельности является п.4 ст. 4 закона, говорящий, что размер денежных обязательств считается установленным если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. Доказательствами признания задолженности могут служить вступившие в силу решения арбитражного суда о взыскании с должника задолженности, отказ в иске должнику о признании недействительным акта налоговой инспекции о погашении недоимки, ответ на претензию, двусторонний акт сверки расчетов либо иной документ должника, подтверждающий долг. В случаях, когда кредитор не только заявляет о своих требованиях к должнику, но и представляет суду доказательства признания задолженности, размер и обоснованность денежных обязательств не могут быть предметом судебного разбирательства
Как и ранее действующий, новый
закон предусматривает два
Объявление о добровольной ликвидации, в отличие от ранее действующего законодательства, которое рассматривало обращение должника в арбитражный суд как право, предусматривает случаи, когда заявление должно быть подано руководителем должника в обязательном порядке не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств (статья 8 закона). Так же, если ранее при неполучении от кредитора ответа на уведомление должника о добровольной ликвидации, предыдущий закон предоставлял последнему право на применение данной процедуры, то настоящий закон говорит, что должник обязан письменно получить согласие от всех имеющихся кредиторов (статья 181).
Если хотя бы один из кредиторов возражает против ликвидации должника в добровольном порядке, Закон обязывает руководителя должника обратиться с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Процедура признания должника банкротом
рассчитана на случай большого количества
кредиторов. При отсутствии этого
условия, когда имеется всего
один кредитор, имеет смысл решать
возникшую проблему в порядке
искового производства.80000000000000000
Отношения, регулируемые законодательством о банкротстве, в силу комплексного характера этого законодательства регулируются нормами разных отраслей права, среди которых особенно выделяются нормы материального (частного и публичного) и процессуального права.
На наш взгляд, законодательство вообще, коммерческое законодательство и законодательство о банкротстве в частности, как совокупность комплексных нормативных правовых актов не следует смешивать с правом, включая конкурсное право, как совокупностью норм, регулирующих определенного рода общественные отношения присущими им методами.
Материальные отношения, регулируемые законодательством о банкротстве, выступают предметами регулирования разных отраслей права.
Во-первых, это отношения, входящие в структуру предмета гражданско-правового регулирования, т. е. имущественные и связанные с ними неимущественные отношения с участием граждан и юридических лиц, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Действительно, отношения между должником и кредиторами, возникающие из неисполнения денежных обязательств, по поводу соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника — это отношения частноправового характера, что определяется правовым положением субъектов данных правоотношений (должник — кредиторы), их юридическим содержанием (обязанность неплатежеспособного должника — права кредиторов) и объектом (действия должника или восполняющих его гражданскую правоспособность арбитражных управляющих по соразмерному удовлетворению требований кредиторов из стоимости имущества должника в очередности, предусмотренной законом).
К группе частноправовых следует отнести также иные материальные отношения, регулируемые законодательством о банкротстве, как то: отношения по удовлетворению требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; отношения, связанные с расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; отношения по удовлетворению требований о взыскании алиментов; некоторые другие отношения, например по компенсации морального вреда.
Во-вторых, это отношения, входящие в структуру предмета материального публичного права, иными словами, организационно-управленческие отношения, возникающие между частными лицами и государством в лице публичных органов, основанные на власти и подчинении. В данном случае — это отношения между должником и уполномоченными органами, вытекающие из неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, что определяется правовым положением субъектов указанных правоотношений (налогоплательщик или иное обязанное лицо по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды — государство в лице уполномоченных органов), их юридическим содержанием (публичные обязанности должника — полномочия соответствующих публичных органов) и объектом (действия должника или восполняющих его публичную правоспособность арбитражных управляющих по соразмерному удовлетворению требований уполномоченных органов из стоимости имущества должника в очередности, предусмотренной законом). Существенная особенность метода правового регулирования всех названных видов материальных отношений, регулируемых законодательством о банкротстве, казалось бы, разных по их правовой природе, состоит в том, что их различие в полной мере проявляет себя только до момента приобретения должником статуса должника в деле о банкротстве. С этого момента, т. е. с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом, требования к должнику со стороны кого бы то ни было (кредиторов, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов) преобразуются из индивидуальных в совокупное требование всех кредиторов данного должника, независимо от оснований их возникновения и природы, в целях соразмерного их удовлетворения в очередности, предусмотренной законодательством о банкротстве.
Следует особо подчеркнуть, что преобразование индивидуальных требований к должнику в совокупное требование связано с фактом возбуждения производства по делу о банкротстве. С этого момента по существу только возникает правоотношение несостоятельности, которое характеризуется качественно иными чертами как материально-правового свойства, так и процессуально-правового характера. Рассмотрим подробнее материально-правовую и процессуально-правовую формы отношений, регулируемых законодательством о банкротстве.9
Материально-правовая форма отношений, регулируемых законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Правоотношение несостоятельности, на наш взгляд, представляет собой охранительное обязательство с активной множественностью лиц, реализуемое в арбитражно-процессуальной форме, характеризуемой как один из видов процессуального соучастия в арбитражном процессе. Рассмотрим сначала материально-правовую форму правоотношения несостоятельности, которое с этой точки зрения представляет собой охранительное (1) обязательство (2) с активной множественностью лиц (3).
Информация о работе Несостоятельность юридических лиц как основание прекращения их деятельности