Несостоятельность юридических лиц как основание прекращения их деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – охарактеризовать понятие несостоятельности должника – юридического лица как основания для прекращения его деятельности.
Задачами данной работы является следующее:
- дать понятие и охарактеризовать основания прекращения деятельности юридических лиц;
- дать понятие несостоятельности;
- определить и охарактеризовать основания признания юридического лица банкротом;
- рассмотреть процедуры банкротства, а также установить порядок удовлетворения требований кредиторов.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) по российскому законодательству 9
1.1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). 9
1.2.Историческое развитие института банкротства. Формирование нормативной базы 12
1.3. Отношения регулируемые законом о несостоятельности (банкротстве) 27
Глава 2. Процедуры банкротства 48
2.1.Введение наблюдения. 48
2.2.Финансовое оздоровление 64
2.3.Внешнее управление 70
2.4.Конкурсноепроизводство...………………………………………………76
Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц 81
3.1.Банкротство градообразующих организаций 81
3.2.Банкротство сельскохозяйственных организаций. 86
_Toc3592858413.3.Банкротство финансовых организаций. 88
Заключение 91
Литература………………………………………………………………..........

Файлы: 1 файл

вакуленко.docx

— 162.84 Кб (Скачать файл)

   Основные мероприятия по выявлению кредиторов могут быть сведены к следующему:

  получение от должника списка кредиторов (настоятельно рекомендуется не ограничиваться только этим мероприятием);

  получение от должника необходимых сведений и документов для анализа на предмет установления кредиторов: договоров, документов, свидетельствующих об исполнении сторонами обязательств (накладных, платежных поручений и т.д.), судебных актов, исполнительных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности с отметкой о принятии налоговыми органами, сведений о картотеках и др.;

  получение сведений от уполномоченных органов: налоговой инспекции (сведения о банковских счетах должника), банков (сведения о наличии картотек), судебных приставов исполнителей (сведения о наличии действующих исполнительных производств в отношении должника), внебюджетных фондов.

   По результатам анализа полученных сведений и документов временный управляющий составляет список выявленных кредиторов с целью их последующего уведомления.

   В течение трех дней после получения определения арбитражного суда о введении процедуры наблюдения управляющий обязан опубликовать сведения об этом факте в официальном издании, определенном Правительством РФ (Российская газета). Публикуемые сведения должны содержать:

- наименование должника и его адрес;

- наименование арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дату вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;

- фамилию, имя, отчество утвержденного временного управляющего и адрес для направления корреспонденции;

- установленную арбитражным судом дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

   Временный управляющий также обязан не позднее чем через четырнадцать дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения.25  

В первом уведомлении нецелесообразно  указывать дату проведения первого  собрания кредиторов. Эту дату необходимо будет указать в приглашении  на собрание. Не обязательно, что все  первоначально уведомленные кредиторы  будут иметь право присутствовать на первом собрании, так как требования некоторых могут оказаться не установленными на момент проведения собрания. Следует подчеркнуть, что  документы кредиторам нужно направлять по почте с уведомлением о вручении, либо вручать под роспись с  указанием даты вручения.

   Одной из важнейших обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. 

  Результатом анализа являются:

- отчет временного управляющего суду о финансовом положении должника и оценка достаточности активов должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;

-предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

- Основательный финансовый анализ также предоставит информацию о компетентности (разумности) и честности (добросовестности) руководства.

   Наиболее важная цель финансового анализа состоит в том, чтобы сформировать мнение о возможностях восстановления платежеспособности должника. При рассмотрении данного вопроса существует два аспекта.

   Первый аспект – это меры, приносящие единовременный эффект от операций с активами компании. Они включают в себя продажу неиспользуемых активов (для получения денежных средств), достижение согласия о сокращении требований, решение об отсрочке и/или рассрочке исполнения обязательств, обмен требований на акции и прочие действия.

   Второй аспект – достижение устойчивой рентабельности (прибыльности), которая в свою очередь, позволит достичь стабильного улучшения структуры баланса и финансовых результатов деятельности предприятия (зависит от адекватного управления оборотными активами и бизнесом). Данные действия могут включать в себя: поиск новых рынков, ввод в действие новых, дополнительных производственных мощностей, перепрофилирование производства, сокращение издержек, повышение организационной эффективности и технологические усовершенствования.

   Можно рассматривать первый аспект как "финансовую реструктуризацию", а второй – как "операционную реструктуризацию". Однако это различие, зачастую, очень размыто, так как одно и тоже изменение может затронуть оба аспекта. 

Важно, чтобы  временный управляющий проанализировал  оба этих аспекта. Без учета и  единовременного краткосрочного, и  стабильного долгосрочного аспекта  нельзя сформулировать обоснованную точку  зрения на возможность восстановления платежеспособности должника.

   Анализ финансового состояния должника должен проводиться на ту дату, на которую он с максимально возможной степенью достоверности будет отражать реальное положение дел должника. При этом важно, чтобы исходная информация для анализа была как можно более полной и достоверной.

   Для того, чтобы эффективно выполнить финансовый анализ, недостаточно просто рассмотреть имеющиеся бухгалтерские данные. Временный управляющий должен убедиться в том, что весь спектр необходимой информации просмотрен и перепроверен. Для проведения анализа управляющему нужно рассмотреть прошлое, текущее и спрогнозировать будущее состояние.

   Полный анализ текущего состояния должен быть нацелен на:

-подтверждение или опровержение правильности и надежности бухгалтерских данных должника;

- получение информации о компетентности руководства в учете результатов хозяйственной деятельности (ведется ли руководством адекватный бухгалтерский учет);

- получение надежной оценки реальной стоимости активов и обязательств. 

Следует отметить, что выражение "реальная стоимость" не подразумевает неверность бухгалтерских данных, а обозначает, что правила бухгалтерского учета  не требуют вести учет по рыночной стоимости. Но, когда предприятие  становится объектом процедур банкротства, рыночная стоимость становится наиважнейшим вопросом. Учитывая это, временный управляющий  может столкнуться с ситуацией, когда бухгалтерские данные будут "неверными". 

Для того, чтобы эффективно провести финансовый анализ, управляющему необходимо использовать методы бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и оценки. Оценочные методики, которые он выберет, будут зависеть от следующего:

- типа активов или обязательств;

- пределов изменения стоимости определенных активов или обязательств под влиянием тех или иных обстоятельств (например, некоторые активы будут ценными в случае восстановления платежеспособности, а в случае конкурсного производства не будут иметь стоимости, и наоборот);

- точности предоставленных данных. 

  Приступая к анализу финансового состояния должника, временный управляющий должен учесть особенности вида хозяйственной деятельности предприятия и качество имеющихся бухгалтерских данных.

    В ходе проведения процедуры наблюдения временный управляющий обязан также определить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Согласно действующим Методическим рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, под фиктивным  банкротством понимается подача должником заявления о признании его банкротом при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Эти основания могут быть выявлены как при анализе деятельности должника или иных лиц, так и при получении информации от внешних источников (служащих предприятия, контрагентов, иных лиц, владеющих подтвержденной информацией о деятельности должника).26  

Признаки преднамеренного  банкротства, как и фиктивного, могут  быть установлены и в ходе последующих  процедур банкротства. 

В ходе наблюдения должник на основании  решения своих учредителей (участников) или собственника его имущества (в случае унитарного предприятия), сами учредители (участники) должника или собственник его имущества, а также третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов с  ходатайством о введении в отношении  должника финансового оздоровления.  

Временный управляющий организует и проводит первое собрание кредиторов, он определяет дату проведения первого собрания и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. 

Первое собрание проводится в срок не позднее 10-ти дней до окончания наблюдения.  

К компетенции первого  собрания кредиторов относится:

- принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета;

- определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;

- определение СРО, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры управляющих;

- выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных при СРО. 

В повестку первого собрания кредиторов могут быть также включены такие  вопросы, как:

- об участии реестродержателя в организации проведения собраний кредиторов;

- о возмещении расходов, связанных с опубликованием сведений о введении в отношении должника наблюдения;

- об оплате деятельности лиц, привлеченных временным управляющим для обеспечения своих полномочий;

- о дополнительном вознаграждении временного управляющего.  

На временного управляющего налагается обязанность по проведению собрания, в связи с этим рекомендуется, чтобы председателем собрания кредиторов был он сам либо его доверенное лицо. 

  Нужно иметь в виду, что первое собрание кредиторов правомочно принимать решения, если на нем представлены конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов. Если на это собрание прибыли представители кредиторов с общим числом голосов, недостаточным для принятия решений, временный управляющий должен созвать повторное первое собрание кредиторов, которое правомочно принимать решения при соблюдении следующих условий:

- о времени и месте проведения повторного собрания кредиторов уведомлены все участники собрания;

- на повторном первом собрании кредиторов представлены конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов.

   Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.27  

По окончании наблюдения, но не позднее, чем за пять дней до установленной  даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о  введении наблюдения, временный управляющий  обязан представить в арбитражный  суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии  должника и предложения о возможности  или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого  собрания кредиторов с приложением  копий:

- реестра требований кредиторов на дату проведения собрания;

- бюллетеней для голосования;

- документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

- материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

- документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов.  

С момента введения финансового  оздоровления, внешнего управления, признания  арбитражным судом должника банкротом  и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Однако, в  случае, если административный, внешний  или конкурсный управляющий не был  утвержден одновременно с введением  соответствующей процедуры, арбитражный  суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего. Суд обязывает  его провести собрание кредиторов для  рассмотрения вопроса о выборе СРО, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний  или конкурсный управляющий, и о  требованиях к кандидатуре такого управляющего.

2.2.Финансовое  оздоровление

  Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.

Информация о работе Несостоятельность юридических лиц как основание прекращения их деятельности