Нормативно – правовая база защиты товарных знаков (знаков обслуживания)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с правовым регулированием охраны и защиты товарного знака, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении прав в отношении товарного знака.
Исходя из названной цели, определены задачи данного исследования:
• изучить понятие «товарный знак» и «знак обслуживания»;
• изучить право на товарный знак

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК (ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ) КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ……………………………………………………….……….5
1.1.Понятие и виды товарных знаков (знаков обслуживания)……………….5
1.2.Право собственности на товарный знак (знак обслуживания)……..……9
1.3.Правовая защита товарных знаков (знаков обслуживания)…………….13
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ (ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ)……………………………………….….16
2.1.Международные соглашения в области правовой защиты товарных знаков (знаков обслуживания)…………………………………………………….…16
2.2.Нормативно – правовые акты Российской Федерации в области защиты товарных знаков (знаков обслуживания)…………………………………….……..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………....32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….….35

Файлы: 1 файл

правовая защита тз 1.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК (ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ) КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ……………………………………………………….……….5

1.1.Понятие и виды товарных знаков (знаков обслуживания)……………….5

1.2.Право собственности на товарный знак (знак обслуживания)……..……9

1.3.Правовая защита товарных знаков (знаков обслуживания)…………….13

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ (ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ)……………………………………….….16

2.1.Международные соглашения в области правовой защиты товарных знаков (знаков обслуживания)…………………………………………………….…16

2.2.Нормативно – правовые  акты Российской Федерации в  области защиты товарных знаков (знаков обслуживания)…………………………………….……..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……30

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………....32

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Товарный знак является одним из объектов имущественных и неимущественных прав. Национальные правовые системы различных стран и унифицирующие международно-правовые акты рассматривают права на товарный знак в качестве одной из форм объективирования интеллектуальной собственности, признавая товарный знак средством индивидуализации физического или юридического лица, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и приравнивая его к результатам интеллектуальной деятельности, тем не менее не отождествляя товарный знак с последней.

Товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.

Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам.

Товарный знак необходим для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с правовым регулированием охраны и защиты товарного знака, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении прав в отношении товарного знака.

Исходя из названной цели, определены задачи данного исследования:

  • изучить понятие «товарный знак» и «знак обслуживания»;
  • изучить право на товарный знак;
  • рассмотреть международную нормативно-правовую базу и нормативно-правовую базу Российской Федерации в области правовой защиты товарных знаков.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в рамках правового регулирования охраны и защиты товарного знака.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют нормы гражданского законодательства, федеральные законы, регулирующие отношения в сфере правового регулирования охраны и защиты товарного знака.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем данной курсовой работы …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК (ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ)  КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

 

 

            1.1.Понятие товарных знаков (знаков обслуживания) и их виды

 

При многообразии форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает этот товар (услугу), либо нет. Товарный знак призван помочь покупателю сделать свой выбор и впоследствии придерживаться его.

Товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.1

Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. 2

Товарный знак необходим для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.

Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная-каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету; отличительная-товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю; гарантийная-помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке; рекламная-товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар; ограничительная-товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения.

Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей, а не производимые товары или услуги. Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками.

По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.3

Словесные товарные знаки, которые по общему признанию специалистов являются наиболее эффективными, представляют собой оригинальные слова, словосочетания и фразы. Нередко они несут в себе особое смысловое содержание, которое в сочетании с удачным звучанием слова или короткой фразы способно вызывать у потребителей благоприятные для производителя товара (услуг) ассоциации. В мировой практике словесные товарные знаки составляют около 80% всех используемых знаков.

 Словесные товарные  знаки чрезвычайно разнообразны. На более ранних этапах в  качестве словесных товарных  знаков чаще всего избирались  имена известных людей, героев  художественных произведении или  мифологических персонажей, названия  животных, птиц, растений, драгоценных  камней, наименования природных  явлений, небесных тел, географических  объектов и т.п. Широкое распространение  получили также словесные товарные  знаки, взятые как производные  из древних языков. В настоящее  время в связи с тем, что  указанные выше и подобные  им наименования оказались практически  исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. Искусственно образованные слова (неологизмы) широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов. Как правило, они подчеркивают новизну и оригинальность товара и обладают большей охраноспособностью.  

Изобразительные товарные знаки ― это обозначения в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, всевозможных предметов и т.п. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков. Изобразительные товарные знаки разрабатываются на основе использования изображений известных памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов, народных орнаментов, внешнего вида самого предприятия или производимого им товара. Еще более распространены абстрактные изображения и всевозможные символы. Особым типом изобразительных товарных знаков выступают словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы). Изобразительные товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании. Товарным знаком может быть признано также определенное соотношение (комбинация) цветов. В то же время возможность признания товарным знаком цвета как такового российским законодательством не допускается. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах, смысловой нагрузкой и т.п. Напротив, излишне сложные и перегруженные деталями товарные знаки показывают свою малую эффективность.

Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях ― по длине, высоте и ширине. Предметом объемного товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия, например, форма мыла, свечи, пилюли и т.д., либо его упаковка, например, оригинальная форма бутылки для напитка или флакона для духов. Однако объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. Кроме того, форма изделия не должна определяться исключительно его функциональным назначением. Она должна быть оригинальной и способной выделять изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров. Наиболее часто встречающийся вид объемных товарных знаков ― это оригинальная упаковка товара.

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют друг друга. Весьма желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, будучи связанными как композиционно, так и сюжетно. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении.

 Помимо приведенных  видов товарных знаков, законодательство  допускает к регистрации и  другие обозначения товаров и  услуг, в частности звуковые (например, музыкальные мелодии и шумовые  эффекты), световые (например, различные  световые эффекты), обонятельные (например, оригинальный запах товара или  его упаковки) и иные обозначения. В настоящее время подобные  товарные знаки регистрируются  в РФ в основном на имя  иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения еще не получили.4

 Наряду с подразделением  товарных знаков по форме их  выражения они делятся и по  иным основаниям. Так, в зависимости  от числа субъектов, имеющих право  на пользование товарным знаком, следует различать индивидуальные  и коллективные товарные знаки.

Индивидуальный товарный знак ― это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам.

В связи со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что существует множество разновидностей товарного знака, каждый из которых полностью индивидуален.

 

 

             1.2. Право собственности на товарный знак (знак обслуживания)

 

В соответствии с действующим законодательством на должным образом зарегистрированный товарный знак распространяется исключительное право, которое удостоверяется соответствующим свидетельством о регистрации. Это право охраняется как гражданским, так и административным законодательством и обеспечивается государством.

Под исключительным правом на товарный знак, понимается абсолютное имущественное право, возникающее на основании государственной регистрации и включающее комплекс прав разрешительного и запретительного характера.5

Это определение основано на том, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом личных неимущественных прав на названные объекты не возникает.

Не предусмотрена возможность выступать в качестве правообладателей исключительного права на товарный знак публичным образованиям: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации товарного знака, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает соответствующее свидетельство.6

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков).

На основании решения о государственной регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (Приложение № 1).

В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Информация о работе Нормативно – правовая база защиты товарных знаков (знаков обслуживания)